В мае этого года британский Vogue опубликовал фотосессию с певицей Билли Айлиш. Она могла пройти почти незаметно, если бы не одно «но»: Билли впервые позировала в корсете, чулках и нижнем белье.
У этой статьи есть аудиоверсия!
Несколько лет назад икона зумеров говорила, что предпочитает мешковатую одежду, потому что в ней никто не знает, как выглядит её тело. Фанаты расценили это как отказ от превращения в сексуальный объект. Поэтому фотографии Билли для Vogue восприняли неоднозначно: некоторые обвинили певицу в том, что она предала свои идеалы. Сама Билли в интервью журналу сказала, что показ своего тела — выбор каждой девушки.
«Если хочешь показать свою кожу, значит, ты доступна. Давайте перевернём это правило и получим власть. Показывать своё тело и кожу или нет — это решение не должно отнимать у вас уважение»
Таким образом фотосессия Билли Айлиш затронула сложную дилемму: может ли женщина демонстрировать своё тело, не закладывая в это объективацию пола.
Эту статью можно не только почитать, но и послушать.
Что такое сексуальная объективация
Впервые определение дала американская исследовательница Сандра Ли Бартки в своей работе «Женственность и доминирование». Когда тело женщины «отделяют» от её личности, и рассматривают как объект мужского желания — это сексуальная объективация. Она работает и в сторону мужчин, но исследовательница указывала, что женщин объективируют чаще.
В 2011 году нейробиологи обнаружили, что мозг мужчин-сексистов буквально приравнивает откровенно одетых женщин к неодушевленным предметам. При этом такой тенденции не обнаружили у толерантных мужчин и у женщин.
Исследовательницы Томи-Энн Робертс и Барбара Фредриксон выяснили, что феномен сексуальной объективации ведёт к психологическим проблемам у женщин: расстройствам пищевого поведения, депрессии, снижению либидо. Многие женщины начинают приравнивать мужские комментарии к собственному взгляду на тело. Это называют самообъективацией: девушки оценивают свою внешность по шкале «насколько моё тело привлекательно для мужчин».
Как медиа поддерживают сексуальную объективацию женщин
В 2007 году Американская психологическая ассоциация опубликовала отчёт по исследованиям сексуальной объективации в СМИ, рекламе и интернете. Выяснилось, что женщин намного чаще, чем мужчин, представляют как сексуальный объект. Контент часто сопровождается мужской оценкой женского тела и сексистскими комментариями.
Реклама и глянец
Чаще всего объективация женщин присутствует в рекламе, нацеленной на мужчин. Социальные психологи Кристин Холл и Мэтью Крам исследовали рекламные ролики 59 брендов пива. Они заметили, что отдельные части женских тел показывали чаще, чем самих людей. Вероятность того, что в рекламе есть хотя бы один фокус на женскую грудь, составила 49%, а на мужскую — 24%. Не говоря уже о том, что женщин часто одевали в откровенные наряды или купальник, а мужчины появлялись в кадре в закрытой одежде.
Американская писательница Джин Килборн в своей книге «Нельзя купить мою любовь» пишет, что образ женщины-жертвы из жёсткого порно перешёл на страницы журналов и рекламных щитов. Это выражается в положении тела, мимике и доминирующей позиции мужчины над женщиной.
Даже в глянцевых журналах, которые рассчитаны на женскую аудиторию, больше половины рекламы выставляют женщину как предмет. К такому выводу пришла Катарина Линднер, которая изучала журналы, изданные с 1955 по 2002 годы. В исследовании 2008 года ученые обнаружили, что в 63,4% рекламы на страницах Cosmopolitan, Elle, Glamour, Harper’s Bazaar, InStyle, Marie Claire женщины изображены как сексуальный объект.
В 2013 году редактор британского Esquire Алекс Билмс признался в интервью The Guardian, что его издание использует женщин как декорации и не интересуется их мозгами. Он добавил , что по крайней мере не лицемерит в отличие от женских журналов, которые тоже сексуализируют женщин. В ответ на это заявление журналист и писатель Ноа Берлатски сказал, что обложки с женщинами и в мужских, и женских журналах служат одной и той же цели: удовлетворить и спровоцировать желания читателей. Разница лишь в том, что мужские журналы транслируют сообщение «женщин нужно использовать для удовольствия», а женские — «женщин можно использовать для удовольствия».
Музыкальные клипы
В 80-х канал MTV начал транслировать музыкальные клипы. Ролики стали популярны в более чем 20 странах. Они были не только творческим самовыражением артиста, но и мощным маркетинговым ходом. А что продаётся лучше всего? Секс. Начиная с 80-х, исследователи медиа замечали, что в большинстве видео женщины представлены как сексуальные предметы, которыми обладает или хочет обладать мужчина.
Но в клипах Бритни Спирс, Рианны, Шакиры, Бейонсе главную роль играла женщина. Значит ли это, что артистки забрали себе право на сексуальность? По мнению исследовательниц из университета Миссури, нет. Они проанализировали 147 клипов 2006-2010 годов и пришли к выводу, что певицы объективируют сами себя. Продолжая традиции «мужских» клипов, они привлекают аудиторию, привыкшую к сексуализированным женским образам.
«С одной стороны, нам так сильно хочется верить, что Spice Girls действительно олицетворяли женскую силу и прославляли индивидуальность. С другой стороны, как взрослые люди и феминистки, мы также должны признать, что они изображали карикатуру на женственность и поддерживали устаревшие стереотипы».
Как феминистки оценивают женскую сексуальность
Сексуально-либеральные феминистки — Гейл Рубин, Лиза Дугган, Венди МакЭлрой — защищают право на сексуальную свободу. Они считают, что женщина может выражать свою сексуальность любым способом — так она обретает над ней власть. Принятие сексуальности и её выражение позволяет им исследовать себя и занимать доминирующую или равную с мужчиной позицию.
Антипорнографические феминистки считают, что сексуализированные женские образы только поддерживают господство мужчин. Джексон Катц в книге «Парадокс мачо» говорит, что женщин оценивают положительно, если они сексуальны, но за эту же сексуальность их и презирают. Писательница Джессика Валенти в книге «Миф о чистоте» называет эти двойные стандарты разрушительными «мифами о хороших девочках»: «Хорошие девушки не любят секс, они послушные. Девушки, которые любят секс и открыто это показывают, плохие. Все девушки либо хорошие, либо плохие — девственницы или шлюхи — или, как это ни парадоксально, обе сразу».
Кэтрин Маккиннон в книге «К феминистской теории государства» утверждает, что «мужской взгляд» настолько укреплен в культуре, что отбирает у женщин владение собственной сексуальностью. Что бы они ни делали, их будут объективировать.
Где граница между сексуальной эмансипацией и объективацией
Исследователи придерживаются мнения, что разница заключается в том, кто обладает властью над женской сексуальностью. На сайте everyday feminism есть памятка, которая отвечает на этот вопрос. Простыми словами: если вы сами, например, выкладываете нюдс, власть над вашей сексуальностью принадлежит вам. Если незнакомый человек сделал вам сомнительный комплимент по поводу короткой юбки, значит, ваше тело было оценено другим человеком без вашего согласия, и это объективация.
Также играет роль контекст. Например, если вы кидаете свой нюдс партнёру и получаете комплимент, власть всё равно на вашей стороне. Вы специально создали ситуацию, в которой он может воспринять вас как сексуальный объект, и вы хотите выглядеть желанной в его глазах. Чтобы понять, стали ли вы сексуальным объектом или заявили о своём праве на сексуальность, можно задать вопрос: «В чьих руках находится власть в этой ситуации?».
Одним из ярких примеров дискуссии стал клип Cardi B и Megan Thee Stallion на песню WAP. Нарочито сексуальные образы артисток могут быть как примером объективации, так и женской сексуальной власти. Ответ кроется в тексте песни: он фокусируется на женском удовольствии, кинках и эмоциях, которые испытывает женщина во время секса. Об удовлетворении мужчины речи не идёт.
Но среди подводных камней остается самообъективация В 2016 году Эмбер Хоран из Государственного университета Бриджуотер опубликовала исследование, в котором хотела выяснить, почему девушки выкладывают обнажённые фотографии в соцсети. Результаты показали, что основные причины — привлечение внимания и новых подписчиков. Хоран выразила мнение, что женщины видят себя как сексуальный объект, который может быть оценён через реакции в соцсетях. То есть в этой ситуации девушки обладают властью, однако они хотят получить поощрение со стороны за счет своего тела.
Конечно, нельзя утверждать, что все женщины неосознанно страдают самообъективацией. Всё-таки каждая девушка имеет право на свободу самовыражения. Она может выкладывать нюдсы для себя, и в этом нет ничего странного. Мы попросили секс-просветительницу и феминистку Сашу Казанцеву рассказать, зачем она публикует свои обнажённые фотографии .
👁🗨 Как видят женщину в порно
Порнография от античности до феминизма: почему она всё ещё не для женщин
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.