25 января на Кинопоиске выходит сериал «Иные» — о девушке со суперспособностями в довоенном альтернативном Ленинграде. Спецслужбы хотят использовать героиню в своих целях, но за ней также наблюдает не менее могущественная сила. Саша Подольникова посмотрела первый эпизод до премьеры и считает сериал достойным внимания.
О чём сериал «Иные»
1940 год, Ленинград. Работница фабрики Анна спешит к своему брату Пете, который работает вагоновожатым и вышел на смену. Но встречи может и не случиться: на полном ходу в трамвай вот-вот врежется автомобиль. Спасая брата от гибели, Анна применяет телекинез и останавливает столкновение. Петя остаётся невредимым, но вокруг десятки пострадавших. Брата с сестрой хватают спецслужбы и спешат обвинить в «контрреволюционной» деятельности.
Участь героев была бы незавидной, не возьмись за это дело следователь Лихолетов. Он считает, что Анна вовсе не виновница трагедии и просто использовала особый дар. Лихолетов уже был свидетелем подобного, но тогда ему никто не поверил. Поэтому сейчас тот полон решимости доказать: люди со сверхспособностями живут среди нас. И Анна почти это признаёт, рассказав, что боится и не умеет контролировать эту силу. Впрочем, долго общаться с подозреваемой Лихолетову не удаётся. Начальство запирает Анну в спецучреждении — институте по изучению сверхъестественных сил, который больше похож на психиатрическую больницу. Здесь её «обследуют» (читай мучают) с помощью разных диковинных аппаратов, пытаясь понять пределы способностей. Власти видят в Анне новое мощное «оружие» и уже строят планы, как использовать её на благо Советского союза.
Однако они не единственные, кто претендует на сверхспособности героини. На неё положил глаз некий Максимилиан Нойманн: он давно колесит по Европе и «коллекционирует» таких, как Анна. Нойманн понимает, что даже среди людей-уникумов она — особенная. И возложил для неё важную миссию, которая повлияет на судьбы всего мира.
Кто работал над проектом
Режиссёром «Иных» стал Владимир Ракша, известный по сериалу «КрисТина» о девушке, случайно встретившей другую версию себя. Сценарием занималась Елена Войтович, написавшая сиквел «Триггера».
Кастинг-решения выглядят любопытно. Ирина Мартыненко с нездешним взглядом, который запомнился зрителю по клипу на песню «Ленинграда» «Вояж», вполне вписывается в образ супергероини поневоле. Следователя «с человеческим лицом» сыграл Илья Маланин, звезда не слишком удачной экранизации романа «Тобол» и бодрого экологического драмеди «Зелёный мэр». В роли Нойманна — обрусевший австриец Вольфганг Черни, исправно играющий иностранцев в каждом втором мейнстримном проекте.
Во второстепенных ролях мы увидим артистов старшего поколения — Николая Фоменко, любимца авторского кино Алексея Серебрякова и Евгению Симонову, которая сейчас мало появляется на экране.
Создатели подошли к делу амбициозно и придумали для этой истории целую франшизу. Кроме фильма, в неё вошли книга по его мотивам и комикс, который готовят к выпуску. Озвучила аудиоверсию — ни много ни мало — Айгель Гайсина из группы «АИГЕЛ».
Запутанный интригующий сюжет
Жанр фэнтези подразумевает обязательную борьбу добра и зла, и обычно зрителю почти сразу объясняют, что есть что. В «Иных» нам таких подсказок не дают и заставляют гадать, кто из героев — воин света, а кто на стороне тьмы. Чего на самом деле хотят советские спецслужбы от таких, как Анна? Так ли благородны намерения Лихолетова? И какие грандиозные планы на главную героиню строит загадочный Максимилиан Нойманн? От статного Максимилиана исходит аура опасного человека. И этим Черни-Нойманн ужасно напоминает другого Максимилиана — из недавнего ремейка «Ребекки». Учитывая, что того сыграл Арми Хаммер, параллель нагоняет дополнительной жути. Возможно, так и было задумано.
Без хотя бы минимального исторического бэкграунда разобраться в сюжете будет сложнее. Как советские солдаты оказались в Испании 1930-х, и почему в 1940-м над Ленинградом парили немецкие дирижабли? Что такое знаменитая «58 статья»? Придётся вспомнить школьные уроки. Как минимум, чтобы предположить: а что если герр Нойманн вербует сверхлюдей с очень нехорошей целью? Не зря же он обмолвился о своей связи с «Аненербе» — реально существовавшей в нацистской Германии организации, изобретавшей научное обоснование для уничтожения врагов Третьего Рейха. Что если уникумы нужны Максимилиану именно для того, чтобы создать сверхобщество? Судя по тизеру, Нойманн вполне может собрать свою армию «хэллбоев». В первой серии создатели мудро об этом умалчивают, давая возможность каждому «снять кино» в своей голове.
Намёк на роковой любовный треугольник
В любом уважающем себя фэнтези должна быть романтическая линия. В «Иных» об этом не забыли и в самом начале намекают на симпатию к Анне и Лихолетова, и Нойманна. Но делают их не просто соперниками, а заклятыми врагами. Как выяснится, следователю есть за что не любить могущественного немца — и дело не только в девушке с необычными способностями.
Лихолетов подозревает, что Нойманн опасен, и за манерами и внешностью аристократа и декорациями его огромного собственного замка скрывается абсолютное зло. Но зло привлекательно, от него легко потерять голову. Предсказать исход этих отношений сложно, но хочется верить, у авторов получится сделать образы всех троих объёмными. Иначе нас ждёт уже знакомый «рекламный» нарратив о хорошем и честном российском полицейском, который борется с иностранным злом. Пожалуй, это главное, чего подсознательно боишься, когда на горизонте появляется новый отечественный проект.
Впечатляющий стилизованный под эпоху визуал
Действие происходит в 40-е, но аутентичной картинки в духе видеохроники здесь нет. Она стилизована под эпоху, и обращаются с ней достаточно вольно. Костюмы главной героини будто позаимствовали из модных изданий: простые советские граждане так не одевались. Анна и её окружение действительно словно сошли со страниц ретро-лукбука. Впрочем, стилизация эта качественная и приятная глазу.
По эстетике «Иные» близки мрачноватым фэнтези вроде «Дома странных детей мисс Перегрин» и впечатляют длинными планами уединённых пейзажей. Не обходятся и без спецэффектов — причём сделанных на редкость аккуратно. Смотреть, как из тела Анны в слоу-мо вырывается поток света и останавливает несущуюся машину — чистое визуальное удовольствие, завораживающее и пугающее.
А вот чтобы изобразить напряженную обстановку в коридорах госорганов, по которым ведут задержанную, спецэффекты не понадобились. Она пугает и без того: нездоровая, нервная атмосфера, суровые немногословные сотрудники и несчастные заключённые. Охотно верится, что в этих застенках и вправду замучали тысячи неугодных советской власти. Погружение в эпоху обеспечено.