31 декабря «Кинопоиск» показал первую серию «Киберслава» — долгожданного российского фэнтези, где скрестили киберпанк и славянский фольклор. Богатырю и профессиональному охотнику на нечисть предстоит раскрыть убийство княжеской жены. Любительница комиксов с многолетним стажем Полина Трушкова считает, что сериал слишком красуется перед зрителем — прямо как подросток в пубертате.
О чём сериал «Киберслав»
Сюжет разворачивается в альтернативной Древней Руси. Город Китеж раздирает борьба между живыми людьми и нечистью. По легенде, живых создала добрая Праматерь, а нечисть — злая богиня Лилит.
Богатырь Киберслав служит правителю, князю Драгомиру и его семье. Он мутант — наполовину демон, наполовину человек. На Руси принято охотиться на мутантов как на диких зверей, поэтому когда-то давно Дагомир поймал Киберслава и посадил на цепь. Эта цепь сдерживает его опасные сверхспособности. Какие именно способности, однако, неизвестно. Богатыря унижает весь царский двор — кроме влюблённой в него дочери князя Мирославы.
В один прекрасный день он находит у себя в постели обезглавленное тело княжеской жены. Разумеется, это сделал не Киберслав. Кажется, здесь замешаны демоны. Но попробуй объясни окружающим! Если Киберслав не найдёт преступника, у него будут большие проблемы.
«Киберслав» — режиссёрский дебют бывшего дизайнера Стаса Дмитриева. Фанат славянского фольклора и стрелялок придумал соединить две совершенно противоположных вещи — Древнюю Русь и киберпанк. В 2018 году Дмитриев опубликовал первый тизер проекта, который сразу завирусился. Ещё бы, ведь это первый российский продукт в таком жанре. Да и анимацию со «взрослым» рейтингом у нас почти не делают.
Режиссёр планировал полнометражный фильм, но потом передумал и решил сделать сериал. Фильм, впрочем, обещает выпустить позже. «Докрутить» сценарий помог один из создателей «Смешариков» Дима Яковенко.
Молитва и пьянки в кибербарах
Вселенная, в которой живёт Киберслав, полна противоречий. Это то, чем сериал одновременно впечатляет и отталкивает. Здесь молятся верховному божеству вселенной — Праматери. И при этом используют последние технологические достижения — от цифровых голограмм до кибернетических протезов. У воинов фантастического боевика странный выбор вооружения. Они бьются с врагами одновременно и копьями, и лазером.
Герои тоже противоречивы — намеренно или нет, не совсем понятно. Сначала нам показывают, что главный герой верит в Праматерь. А в следующей сцене он напивается в кабаке, по которому ходят обнажённые девушки в кокошниках. Поступил бы так истинно верующий? Хороший вопрос. Возможно, конечно, вера в этой вселенной позволяет подобные грехи или герой просто потерял себя. Ни о чём из этого в первой серии не сказано.
Слушать мультфильм приятно. За кадром играет эпичный фолк, который отлично дополняет картинку и отсылает к прошлому. Правда, и здесь без странностей не обошлось. Киберслав в детстве разговаривает почему-то басом. Озвучивает его Глеб Калюжный. Видимо, создатели надеялись, что звёздное имя поможет продвинуть сериал. К взрослому Киберславу подключается голос Тора в России — Иван Жарков.
Винегрет из «Смешариков», «Ведьмака» и аниме
Сериал напичкан отсылками к массовой культуре. Мирослава, которая влюблена в Киберслава, словно сбежала из романтического подросткового аниме. От неё ожидаешь фразы «Киберслав, ты бака!» — то есть «Киберслав, ты дурак!» на языке миленьких аниме-девочек. Демон из концовки чем-то напоминает героев из «Отеля Хазбин». Это тоже взрослый мультсериал про демонов, которых пытаются перевоспитать.
Забавно, что в «Киберславе» каждый видит свои параллели. Робота-опекуна, который сопровождает Мирославу, моя знакомая сравнила с персонажем из «Смешариков». Помните железную няню, которую Пин создаёт по просьбе Кроша? Робот-опекун хоть и не такой жуткий, но тоже слегка агрессивный в своей заботе.
Но больше всего сериал похож на «Ведьмака». Ощущение, что смотришь на отечественную версию Геральта из Ривии, появляется с первых минут. На экране мутант, которого все презирают, а он сражается с чудовищами. Он тоже на службе у правителя. Его тоже сложно назвать однозначно плохим или однозначно хорошим. Это видно уже по первому эпизоду, в котором Киберслав молится и сразу же сильно напивается. В «Киберславе» в центре сюжета детективная история про убийство. В «Ведьмаке» даже вне основного сюжета большинство заданий детективные.
Второй двойник сериала — Warhammer 40000, игра про космических десантников, которые сражаются с силами хаоса. Игра поделилась с сериалом литрами крови и стремлением к гигантизму: чем важнее персонаж, тем он крупнее. В Warhammer 40000 больше политики, но там для сюжета тоже важна религия.
При этом в «Киберславе» просматриваются классические тропы русских сказок. Их интересно угадывать. Возможно, демон, которого мы видим в конце серии, станет героем-проводником и будет сопровождать главного героя. По канонам русской сказки князя, возможно, придётся убить, а Мирослава выберется из заточения робота-опекуна (или умрёт). Так ли это, покажут новые серии. Но график их выхода до сих пор неизвестен.
Мешанина из отсылок ощущается как огромное желание «Киберслава» доказать, что он — достойный российский проект.
Не всегда оправданное насилие и несамостоятельные героини
Как легко привлечь аудиторию и впечатлить её? Конечно, насилием, обнажёнными телами и ругательствами. В «Киберславе» их полно.
С одной стороны, неудивительно. У киберпанк-историй почти всегда «взрослый» рейтинг. В большинстве случаев они рассказывают о том, как в мире развитых технологий у людей пропадают моральные ценности. Например, в самом популярном массовом продукте этого жанра, игре Cyberpunk 2077, почти все квесты связаны с убийствами и насилием. Чего стоит квест про буддийских монахов, которым насильно отрезали части тела и ставили импланты.
Другое дело, что в «Киберславе» есть и оправданные, и неоправданные сцены насилия. В начале серии князь Драгомир лишается руки. На него покушается лесная нечисть, но в последний миг на помощь приходит юный Киберслав. Теперь у Драгомира кибернетический протез, который напоминает ему о долге перед Киберславом. Эта травма работает на характер и раскрывает героя. Точно так же нам неспроста показывают, что у Мирославы дыра в груди, а сердце ей заменяет механизм. Из-за этого увечья девочка подвергается травле.
Но во второй половине эпизода мы видим погоню за окровавленным живым трупом, из которого торчит железный скелет. Это экшен, «аттракцион», где женское тело бесконечно разрезают и взрывают. Его главная задача — показать насилие ради насилия.
Там, где допустима бессмысленная жестокость, уже сложно удержаться от неоправданного изображения голых тел.
Обнажённые женские тела эксплуатируют ради зрелищности. У женщин нет самостоятельных независимых линий.
Голые женщины появляются как массовка кабака, где мы впервые видим отрицательные черты главного героя. За трупом обнажённой женщины Киберслав охотится в конце серии. Тело здесь — просто объект.
Не объективируют здесь только любовь главного героя, Мирославу. Даже когда она показывает ему дыру в груди, это считывается без сексуального подтекста. Мирослава настолько наивна, что открывает своё сердце Киберславу во всех смыслах. Как царевна из русских сказок, она недоступна и находится в условном заточении. То ли из-за травмы, то ли из-за княжеского происхождения её держат под гиперопекой.
Так же как и обнажёнка, ругательства в сериале работают не всегда. Помимо старомодных крепких слов, есть специфические типа «чтобы тебе дети в кашу н**, демон». Они вызывают не то неловкую улыбку, не то тяжёлое ощущение кринжа.
В российской анимации не так часто встречается взрослый рейтинг, особенно если это продукт, рассчитанный на широкую аудиторию. Возможно, именно ставка на жестокость и привлекла внимание к проекту. Люди привыкли к жестокости в жизни и ждут её в мультипликации, особенно отечественной.
Красивая, но не очень качественная анимация
При том что проект готовился к выходу не один год, анимация могла бы быть и лучше. Сериал технически слабоват. Впечатление портят дёрганая картинка, застывшие движения, криво прорисованные герои на заднем плане. По словам режиссёра Стаса Дмитриева, команда художников смешала Как создавался «Киберслав»? Рассказывает его режиссер Стас Дмитриев / Кинопоиск каноны французской и японской анимационных школ. Во французской анимации персонажи активно жестикулируют и много двигаются. А в японской, наоборот, важнее статика и детальная прорисовка. Итог печален — соединить качественную покадровую прорисовку с отличной динамикой у команды не вышло. Так что главный герой в момент бега иногда застывает в воздухе.
Однако на уровне деталей смотреть работу интересно: надписи на заборах, элементы внутреннего убранства и ярмарки. Работа со светом в мультфильме чудесная — неоновые иконы, вывески, стены царского дворца. Именно свечение создаёт новую кибернетическую вселенную «Киберслава».
Что в итоге
Сериал развлекает и захватывает внимание. И кажется, это его главная задача. «Киберслав» красуется перед зрителем как мальчик переходного возраста. Он хочет, чтобы его заметил каждый. Неважно, какой будет реакция: восхищение или назидательный бубнёж про мораль. Ради этого авторы жонглируют стереотипами о Древней Руси, собирают букет из поп-культурных клише и эксплуатируют наготу.
Однако сериал заставляет задуматься. О том, что, оказывается, и несовместимое можно совместить. О том, как зритель привык к насилию на экране. Не просто привык, а жаждет его и радуется, что отечественные аниматоры наконец-то смогли сделать продукт «взрослого» рейтинга.