В 2010‑х в свет вышел «неаполитанский квартет» Элены Ферранте — история Лилы и Лену, двух подруг из бедного квартала Неаполя. Романы сразу полюбились зрителям и скоро получили сериальную адаптацию, ставшую настоящей сенсацией. К выходу финального сезона кинообозревательница «Избы» и поклонница Ферранте Саша Подольникова делится причинами смотреть «Мою гениальную подругу».
О чём сериал
Каждый из сезонов основан на одной из четырёх книг — «Моя гениальная подруга», «История нового имени», «Те, кто уходит, и те, кто остаётся» и «История о пропавшем ребёнке».

Кадр из сериала «Моя гениальная подруга»
Неаполь начала 1950‑х. Восьмилетние Лила и Лену растут в соседних домах и ходят в одну школу. Вокруг нищета, семьи девочек едва могут позволить себе дать дочерям даже начальное образование, а рукоприкладство — в порядке вещей. Кажется, жизнь героинь предопределена и они останутся в трущобах. Но дерзкая и острая на язык Лила мечтает о другом: превратить обувную мастерскую отца в большую фабрику, написать книгу, заработать деньги и вырваться на свободу. Тем более талант у неё, очевидно, есть. Лену по натуре скромная и неуверенная в себе: она скрывает ото всех, что хотела бы заниматься литературой. Лену считает подругу гораздо талантливее себя. Скрывает и свои чувства к мальчику Нино, который живёт в их квартале. Ей кажется, что она недостойна умного и целеустремлённого красавца. Если у кого-то и нет будущего, то это у неё, считает Лену.
Но судьба распоряжается иначе. Семья Лилы не даёт ей окончить школу, она продолжает работать в отцовской мастерской и по расчёту выходит замуж за владельца мясной лавки, обещавшего помочь с семейным бизнесом. Брак оборачивается кошмаром. Девушка сталкивается с побоями и сексуализированным насилием и терпит их ради семьи. Лену, рискнув всеми деньгами, которые были у её родных, поступает в университет, покидает Неаполь и окунается в интеллектуальную жизнь Пизы. Она становится успешной писательницей, выходит замуж за учёного и воспитывает дочерей. Но героиню не отпускают мысли о Лиле. Лену то восхищается несгибаемой волей подруги, которая однажды посылает мужа подальше и заново идёт к своей мечте, то переживает за неё. Завидует тому, что Нино, которого Лену по-прежнему любит, обратил на Лилу внимание. И по-прежнему сравнивает себя с ней. Подруги не видятся годами, но эта крепкая связь не исчезает.
В финальном сезоне Лену предстоит вернуться в Неаполь, и их с Лилой дружба возрождается. Героиня переживёт крах личной жизни и начнёт работать над новой книгой, которую посвятит родному кварталу. А в жизни Лилы наступит очень страшная глава.
Почему стоит смотреть «Мою гениальную подругу»
Блестящая литературная основа и загадочная личность её авторки

«Неаполитанский квартет» Ферранте перевели более чем на 40 языков в 56 странах мира, где он разошёлся тиражом в 10 миллионов экземпляров. К моменту выхода четвёртой части в 2014 году читательский мир охватила так называемая «лихорадка Ферранте». К фанатам «квартета» публично одноимённый документальный фильм, где известные поклонники саги — от режиссёра Роберто Фаэнца до писателя Джонатана Франзена — пытались разобраться в феномене её популярности.
себя Мишель Обама, Хиллари Клинтон и писательница Зэди Смит, а книги Ферранте можно было встретить в книжных магазинах по всему миру. Феномену «лихорадки» даже посвятилиПрофессиональные критики высоко оценили книги Ферранте. В 2018 году издание Vulture
«неаполитанский квартет» в топ-12 книг, ставших новой классикой. Год спустя культурные обозреватели The Guardian «Мою гениальную подругу» на 11-место в сотне лучших книг, вышедших с начала 2000‑х. В этом списке роман обогнал, к примеру, знаменитые «Поправки» Джонатана Франзена, «Нормальных людей» Салли Руни, «Маленькую жизнь» Ханьи Янагихары, «Не отпускай меня» нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро и четвёртую часть поттерианы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня». В начале 2024 года The New York Times рейтинг ста лучших книг XXI века — его составили более 500 писателей, поэтов и критиков. «Моя гениальная подруга» оказалась абсолютным лидером.Обозреватели
«квартет» за смелость, с которой здесь исследуют женские судьбы в очень мужском мире, его «отчаянным, обнадёживающим, революционным». Одни критики , что в нём говорят на темы, которые нечасто встречаются в художественной литературе, в том числе о стыде и о женском взгляде на секс. Другие , насколько всеобъемлющими, личными и одновременно политическими вышли романы, затронувшие крупнейшие потрясения послевоенной Италии.
Парадоксально, но несмотря на то, что сага выглядит личным высказыванием, достоверно о самой писательнице известно мало — лишь то, что она родилась в Неаполе в семье швеи. Элена Ферранте практически не общается с журналистами, избегает встреч с читателями, и даже для её многолетней переводчицы на английский язык, Энн Голдштейн, личность Ферранте остаётся тайной. В интервью, которое Элена дала The Hollywood Reporter по электронной почте, она
не о себе, а исключительно о своих книгах. В том числе о том, насколько важен для её историй Неаполь, с которым у Лену и Лилы «особая, неразрывная и очень жестокая связь». Ферранте : она не возражает, что шоураннером проекта стал мужчина, но считает важным рассказывать женские истории — больше, чем мужские.«Женщины должны рассказывать свои истории независимо, свободно делиться тем, что они знают об этом мире».
писательница,
О том, что успех сериальной адаптации вызовет новую волну интереса к её личности, она не переживает. Ферранте уверена, что по-прежнему не будет появляться на публике, хочет, чтобы её романы воспринимали отдельно от биографии авторки, и чувствует в таком подходе к писательству больше свободы.
Анонимность Элены Ферранте не даёт аудитории покоя, и в интернете регулярно появляются теории о том, что, возможно, за этим именем скрывается литературная мистификация. Так, в 2016 году романист Марко Сантагата
, что под псевдонимом Ферранте пишет профессорка Пизанского университета Марчелла Мармо. Его слова основывались на филологическом анализе «неаполитанского квартета» и детальном изучении ландшафта Пизы, прописанного в романах. Однако Мармо это . В том же году журналист-расследователь Клаудио Гатти изучил сведения о финансовых операциях нескольких итальянских издательств и в своей статье , что авторкой всех книг Ферранте является переводчица из Рима Анита Раджа. Подтверждений этому не последовало. В Сети также гипотеза, что за книгами Ферранте стоит муж Раджи, писатель и сценарист Доменико Старноне. Сама Ферранте подобные слухи отрицала. В интервью Vanity Fair она : попытки поставить под сомнение её гендер связаны со стереотипами о том, что женщины не могут хорошо писать.Очевидно, споры, которые ведутся вокруг личности Ферранте, только добавляют «неаполитанскому квартету» популярности. Недаром крупные медиа
посвящать писательнице статьи, объясняя, чем так хороши её книги, а сами романы по-прежнему можно встретить в рекомендациях маркетплейсов.Редкий шанс увидеть на экране Италию

Кадр из сериала «Моя гениальная подруга»
«Моя гениальная подруга» — первый итальянский проект, который купил HBO. Сегодня на экране мы эту страну видим нечасто. Из последних проектов на ум приходят разве что «Чудеса» и прогремевший в Каннах «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер. В обеих картинах действие разворачивается в заповедной итальянской глубинке, где будто бы застыло время. Ещё, пожалуй, можно вспомнить фильмы Паоло Соррентино. В «Великой красоте» мы видим величественный Рим, а в «Молодости» — живописную альпийскую деревню. Но при всей своей замечательности (и одном «Оскаре для «Великой красоты») бешеного признания за океаном эти работы не получили. Разве что соррентиновский сериал «Молодой папа» с обаятельным Джудом Лоу и захватывающими дух видами Ватикана может похвастаться сверхпопулярностью.
Возможно, «Моя гениальная подруга» с её заслуженно высокими рейтингами станет для Италии шансом по-настоящему выйти на мировой кинорынок. И, кроме впечатляющих интерьеров ватиканского дворца и статуй в саду папской резиденции, зрители увидят и другое: узкие улицы бедных неапольских кварталов, завешанные верёвками с бельём, студенческую Пизу со старинными зданиями университетов, набережными и витринами дорогих магазинов. При этом на наших глазах и Неаполь, и Пиза будут меняться: команда художников-постановщиков очень точно воссоздала смену эпох от 50‑х до современности.
Воскрешение итальянского неореализма

Кадр из сериала «Моя гениальная подруга»
Юность главных героинь приходится на послевоенное время, когда в Италии бурлило антифашистское движение, а молодёжь объединялась вокруг коммунистов. Такие объединения пытались «Похитители велосипедов» Витторио де Сика, где главный герой вместе с маленьким сыном ищут украденный у него велосипед. Без него он не сможет работать расклейщиком афиш и прокормить семью. В фильме «Земля дрожит» Лукино Висконти семья сицилийских рыбаков едва сводит концы с концами, пока скупщики рыбы наживаются на их работе. Однажды герои решаются на трудный шаг и открывают собственное дело, но односельчане их не поддерживают. В «Ночах Кабирии» Федерико Феллини в центре сюжета — проституированная женщина, которая, несмотря на окружающий её мрак, надеется встретить любовь.
(порой жестокими нелегальными методами) права тех, кому приходилось нелегко: рабочих, которых без стеснения эксплуатировали владельцы крупных предприятий. Кинематографистов эпохи тоже интересовала жизнь маленького человека, его горести и радости. В кино это направление назвали неореализмом. Итальянский неореализм стоит в искусстве немного особняком. Пережившие фашистский режим Муссолини и борьбу властей с коммунистами режиссёры снимали фильмы одновременно политические, удивительно человечные и очень лиричные. Среди таких картин —
Кадр из сериала «Моя гениальная подруга»
Казалось, это сочетание политического, социального и поэтического в одном флаконе давно в прошлом, но «Моя гениальная подруга» явно ему наследует. Сериал неспешно, детально воспроизводит быт маленьких людей: нищету, в которой живут семьи Лену и Лилы. Показывает, как «хозяева» квартала, связанные с мафией и фашистами братья Солара, держат местных жителей в страхе, давая деньги в долг под огромные проценты и угрожая расправой, если выплату задержат. Какой обыденной выглядит жестокость: женщины квартала безропотно выносят побои от мужей и сами бьют дочерей, а братья Солара насилуют приглянувшихся им девушек. Как друзья главных героинь тайком вступают в группу коммунистов, чтобы защитить близких от произвола, и квартал сотрясают кровавые разборки.
Неореализм переживает второе рождение ещё и благодаря картинке: особая эстетика всегда была важной частью этого направления. Хочется снять шляпу перед операторской командой (в неё вошли Фабил Чанкетти, который снимал с Бертолуччи «Мечтателей», и Элен Лувар, бессменная партнёрша Аличе Рорвахер — её тоже считают последовательницей неореализма). Здесь и натурные съёмки на улицах, и красивый естественный свет в самых рядовых, бытовых сценах. Это воспевание повседневности и придаёт истории лиричность, которая заставляет ностальгически всплакнуть и окончательно поверить: на экране оживает та самая эпоха.
История дружбы, которая длится десятилетиями

Кадр из сериала «Моя гениальная подруга»
Действие романа и сериала начинается в 50‑х со знакомства Лену и Лилы и обрывается в 2010‑х, когда Лену уже пожилой женщиной пытается разгадать тайну исчезновения Лилы. Их дружба длится больше шестидесяти лет, и это уникальные и сложные эмоциональные отношения. В них и искренняя привязанность, и желание поддержать, и соперничество, и взаимная ревность к таланту. Наверное, одна из главных составляющих этой связи — именно в том, что каждая считала другую лучше себя, но упорно об этом молчала. А ещё не могла представить себя вне этой дружбы. Героини могли не видеться и не переписываться годами, жить будто бы параллельные жизни, но их связь никуда не девалась. На первый взгляд может показаться, что для Лену дружба значила куда больше, но и книги, и сериал не раз аккуратно намекнут, что это не так.
Лила и Лену далеко не образец здоровой дружбы — это неидеальные отношения неидеальных людей. Однако эти двое разделили нищее детство посреди послевоенного хаоса, вдвоём мечтали о лучшей жизни, переживали поражения и победы, с жаром обсуждали несправедливость мироустройства, влюблялись (иногда в одних и тех же мужчин) — список можно продолжать. В этих странных, то холодных, то согревающих отношениях было столько всего, что они поневоле застревают в памяти.
Живое исследование того, каково это — быть женщиной

Кадр из сериала «Моя гениальная подруга»
«Моя гениальная подруга» может с гордостью носить звание женской истории. От первого лица здесь открыто говорится о тревогах и уязвимостях в жизни женщин: о сложностях в получении образования, телесности, сексе, об отношениях, о семье, материнстве, социальном неравенстве, мизогинии.
Кажется, нет такой темы, которой бы история не коснулась. Лену долго стесняется своего тела, считая себя непривлекательной и сравнивая с Лилой — обладательницей изящной точёной фигуры. Первый сексуальный опыт происходит у Лену вовсе не с тем, о ком она мечтала, и надолго оставляет ощущение гадливости. Из-за стыда и табуированности таких разговоров героиня не может никому об этом рассказать. Лилу в первую брачную ночь насилует собственный муж, и она тоже долгие годы об этом молчит, переживая травму.

Кадр из сериала «Моя гениальная подруга»
Поступив в университет, Лену чувствует себя скованно среди студентов из более состоятельных семей и стесняется, что она дочь швейцара. Общество подпитывает эти переживания. Например, когда девушка ужинает в дорогом ресторане с родителями своего жениха из интеллигентной богатой семьи, знакомые с презрением на неё поглядывают из-за явной классовой разницы.
И Лену, и Лила в разное время сталкиваются с репродуктивным давлением. Муж Лилы злится на неё из-за того, что она не может забеременеть, — ей тогда едва исполнилось восемнадцать. Блестяще окончив университет и выпустив дебютный роман, Лену хочет продолжать писать, но её планы нарушает беременность. Родив ребёнка, она понимает, что второго пока не хочет, но под давлением мужа сдаётся. С двумя детьми ни о какой литературной карьере нет и речи. Тем более что супруг не видит нужды помогать с воспитанием и полностью сосредоточился на собственной карьере.

Кадр из сериала «Моя гениальная подруга»
Взрослея, Лену и Лила осознают, как чудовищно несправедлив мир к женщинам, и делятся друг с другом наблюдениями. Мир готов застыдить их буквально за всё и удобен только для мужчин. Мужчины, в свою очередь, всерьёз не считаются с женскими желаниями ни в одной из сфер жизни. Лену потребовались годы, чтобы признать: её главная любовь Нино — эгоист, и на самом деле его никогда не волновало их общее будущее. Как и других мужчин, которые встречались героине. Их не заботило даже то, получает ли партнёрша удовольствие в сексе. У Лилы похожий опыт: в её жизни был всего один понимающий партнёр, которому она была действительно важна. Эти многочисленные наблюдения, меткие, горестные, остроумные, болезненные складываются в наглядное и очень живое исследование того, каково это — быть женщиной. Оттого-то сериал и его литературная основа так попали в сердце женской аудитории.
Станьте первым, кто оставит комментарий