«Ты не Элли!», «у Элли не может быть такого злого лица», «то, что выбрали Беллу, унижает Элли» и много-много блюющих смайлов — это самые «безобидные» примеры зрительского хейта в адрес актрисы Беллы Рамзи, которая сыграла Элли Уильямс в сериале «Одни из нас». Сценаристка Ира Романова и режиссёр Элина Жукова из подкаста «Ты это видела?» с ними в корне не согласны.
О чём сериал?
Опытный контрабандист Джоэл ведёт четырнадцатилетнюю Элли через разрушенную глобальной пандемией Америку. В мире уже двадцать лет бушует кордицепс — гриб, который паразитирует на людях и превращает их в заражённых. Элли — единственный человек с иммунитетом к вирусу. В лаборатории, куда Джоэл должен доставить девочку, её планируют подвергнуть операции на мозге, чтобы получить вещество для вакцины, способной остановить заражение.
Во время путешествия герои борются с заражёнными и защищают друг друга. Постепенно сирота Элли и Джоэл, чья дочь-подросток Сара погибла двадцать лет назад, сближаются. Когда путь пройден, а цель достигнута, Джоэл отказывается отдавать Элли докторам, потому что знает: операция её убьёт.
Поклонники игры, трепетно относящиеся к канону, требуют, чтобы Элли была «такой, чтобы её хотелось оберегать». Компьютерная Элли действительно транслирует некий вайб невинности и беззащитности, которого, по убеждению хейтеров, нет у Беллы Рамзи, и «дело не в том, что она страшная», «ей бы викингов играть».
За что хейтят сериальную Элли?
Сама актриса призналась, что два года назад, когда был утверждён каст сериала, она не могла игнорировать негатив со стороны зрителей. Троллинг в её адрес, которым тогда фанаты «защищали» любимую игру и пытались «уберечь HBO от провала», привёл к тому, что Белла стала всерьёз сомневаться в себе и в том, нужна ли этому проекту. Тогда её поддержали создатели сериала шоураннеры Крэйг Мэйзин и Нил Дракманн, среди прочего сказав, что, утверди они другую актрису, жалели бы об этом даже на том свете.
Сейчас, когда прошёл экватор первого сезона The Last of Us, однообразные нападки в адрес Беллы продолжаются. Основная «боль» критиков — лицо актрисы: Беллу продолжают называть «недостаточно миленькой и наивной», «не похожей на куколку», «не такой, как надо».
В игре Элли — «симпатяшка с характером», хрупкая девочка с ангельской внешностью и голосом Эшли Джонсон. Именно её или Кейтлин Дивер фанаты предпочли бы увидеть в роли Элли. Потому что они «больше подходят внешне». Зрители не учитывают тот факт, что, во-первых, сериал — это не слепое копирование компьютерной игры, а самостоятельное произведение, взявшее игру за основу. Во-вторых, отцовская любовь контрабандиста Джоэла к пацанке Элли (как и всякая любовь кого угодно к кому угодно) не может строиться только на том, что у Элли «большие глаза и мягкие, приятные черты лица».
Во время прохождения игры контраст между брутальностью Джоэла и миловидностью Элли работает на быстрый интерес к героям, ведь геймерам важно сразу «сродниться» с персонажами, за которых они играют. В сериале этот контраст не столь явный, и круто, что у Педро Паскаля и Беллы Рамзи есть внешнее сходство — это работает на зрительское восприятие Джоэла и Элли как отца и дочери, хотя изначально по сюжету они чужие друг другу люди.
И ещё создателям сериала важно постепенно передать зрителю глубину конфликта, который должен разрешиться в финале первого сезона: что выбрать Джоэлу — обретённую в лице Элли дочь или шанс спасти всё человечество?
Чтобы зритель во всей полноте прочувствовал тяжесть и последствия этого выбора, авторы дают ему возможность увидеть Элли глазами Джоэла и наоборот, со всеми недостатками и достоинствами. А для этого «эффект ореола», то есть оценивание кого-то только за одно качество (в частности, конвенциональную красоту), — совсем нерабочий инструмент.
Последний тезис отчасти подтверждает российский хейтер Беллы: «Если бы она не строила из себя актрису, а работала бы в „Пятёрочке“, к примеру, то никто про её внешность ни слова не сказал бы». Очень сомневаемся, что, работай Белла в супермаркете, это удержало бы случайных людей от беспардонного выставления оценок её внешности.
Решительность и вместе с этим нежность, которые читаются в чертах Беллы Рамзи, на наш взгляд, идеально мэтчатся с сериальной Элли: эта девочка не думает о том, как выглядит, когда защищает близкого человека от опасности и смерти.
Претензии к другим актёрам
Первый сезон The Last of Us просит зрителей замедляться и смотреть вглубь. А это нелегко с учётом того, что в основе сериала — игра, экшен, где типажи персонажей как броские ярлыки: нужно с первых секунд понять про них всё. Возможно, именно неготовность ментально вкладываться в просмотр сериала подталкивает хейтеров к тому, чтобы называть мискастом и других актрис.
К примеру, Тесс в исполнении Анны Торв считалась как «безликая 45-летняя алкоголичка, бухающая последние пару лет», а Сара, которую сыграла Нико Паркер, оказалась «недостаточно белокожей», впрочем, как заметил зритель, «это ещё можно пропустить сквозь пальцы».
Мы со своей стороны хотим сказать, что как раз внимание к деталям, а не «пропускание их сквозь пальцы» добавляет историям смысл. Анна Торв в роли Тесс транслирует образ женщины, научившейся выживать в адских условиях постапокалипсиса, когда избиения, отсутствие еды и отдыха — вариант нормы. Нико Паркер в роли дочери Джоэла усиливает эффект от его потери в начале сезона: федерал, убивающий Сару, делает свой выстрел без раздумий, в частности, потому, что она мулатка. Это, кстати, невольно совпадает с расистским хейтом в адрес Педро Паскаля, сыгравшего Джоэла: у актёра латиноамериканское происхождение, и вот уже «Джоэл — не такой!».
Круто, что у всех актёров сериала есть не только хейтеры, но и поклонники. Надеемся, что Белла (как и её коллеги) научилась отстраняться от триггерящих и непрошенных замечаний в адрес её внешности и профессионализма. В конце концов, есть немало тех, кто любит её игру со времён подвига леди Лианны Мармонт в «Игре престолов» и готовы защищать её Элли в The Last of Us. Например, вот так: «Эта Элли мне нравится больше, чем в игре. Дикая, злая — реальный ребёнок постапа, а не явно манипулятивная милаха из оригинала. И актриса очень выразительная. Вообще, круто, что в сериале никакого глянца — все косые, кривые, нечесанные и опухшие. Смотришь и веришь, что там х****. HBO умеет в кастинг».