Сериал «Шершни» о группе старшеклассниц, вынужденных самостоятельно выживать в лесах Северной Америки, называют «„Остаться в живых“ для зумеров». Как бы то ни было, шоу уже несколько сезонов уверенно держит планку. А 14 февраля вышел новый третий сезон. SMM-отдел «Избы» в лице Кати Тамилиной и Полины Куровой обожает этот сериал. Катя и Полина делятся впечатлениями о новом сезоне. Спойлер: вопросов пока больше, чем ответов.
О чём сериал «Шершни»
1996 год. Старшеклассницы из школьной футбольной команды летят на национальный чемпионат в Сиэтл. Но частный самолёт терпит крушение где-то в лесах Северной Америки, и выжившие после падения оказываются на 19 месяцев отрезаны от мира — с минимальными запасами еды, воды и представления, что вообще в такой ситуации делать. Вскоре наступает канадская зима, и в существование героинь вторгаются хаос, насилие и магическое мышление.
Двадцать пять лет спустя в живых остались немногие, и никого из них произошедшее в том лесу не отпускает. Но говорить о нём женщины отказываются. Когда выясняется, что страшные тайны могут всплыть на поверхность, героини вынуждены устроить воссоединение выживших. Вот только непонятно, кто или что им угрожает.
В «Шершнях» драма выживания смешивается с психологическим триллером, хоррором и даже детективом. В каждом сезоне пласт прошлого постепенно раскручивается, что, разумеется, отражается на настоящем. Но прелесть сериала в том, что даже спустя два полных сезона у него хороший потенциал по «наполнению». Нам (тем, кто не догадался сам) давно раскрыли суть «ужасов», происходивших в дикой природе, но ощущение «что же там было ещё?» во время просмотра не отпускает. Так что за умение держать интригу создателям — лайк.
Каким получился новый сезон сериала «Шершни»
Зима закончилась — наступила весна. Это новое начало: у героинь появляется шанс попробовать заново. И они этот шанс используют: начинают разводить кроликов и уток, занимаются огородом, охотятся. Девочки живут в лесу уже несколько месяцев, и у них начинает образовываться что-то вроде государства: есть правительница, или королева, которая принимает решения; совет, который отвечает за разные сферы жизни; даже некая религия и её предводительница. Кажется, наступили мир и спокойствие, но уже в первых сериях нового сезона чувствуется: что-то надвигается. А ещё не совсем понятно, как девочки всё же пережили зиму: в конце второго сезона охотничий домик, в котором они жили, сгорел. Но, думаю, ответы мы ещё получим.
Через двадцать пять лет у повзрослевших героинь тоже появляется шанс начать всё заново. Им удалось избежать последствий из-за убийства Шоной её любовника. За смерть Нат, по сути, тоже никто не ответил. Но теперь им предстоит смириться с новыми обстоятельствами. Таисса уходит с поста сенатора и воссоединяется с Вэн. Шона пытается наладить отношения с дочерью и защитить её от собственного прошлого. А Мисти переживает утрату подруги.
Мужчины — зелёные флаги
Что не разочаровывает в сериале — так это мужчины, от которых ждёшь подвоха, а они почти не дают повода в них усомниться. Джефф — муж Шоны, бывший футболист, несмотря на всё, что пережила его жена, продолжает поддерживать её и находить компромиссы. Хотя скажем честно: в первом сезоне он сильно всех подвёл. Но он признаёт ошибки, пытается поддерживать семью и заботиться о дочери.
В то же время Уолтер — загадочный партнёр Мисти — тоже раскрывается с поддерживающей стороны, когда женщина переживает утрату. Возможно, он слишком настойчив в своей заботе, но и у Мисти никогда не было человека, который просто любил бы её.
Важно, что любовные линии не бесят, они просто есть — сюжет от этого не становится хуже, а мужчины не перетягивают одеяло на себя.
Преследователи не заканчиваются
Неудивительно, что после возвращения из леса все хотят узнать, как же девочки выжили и что именно там происходило. Есть и другая сторона: кто-то знает, что с ними случилось, и угрожает раскрыть их секреты. И если в первых сезонах личность загадочного преследователя быстро выяснялась, то в третьем пока непонятно, кто и чего хочет от женщин. Это помогает сохранять интригу, а ещё добавляет вопросов: а вдруг из леса вернулось больше людей, чем нам показывали до этого? Возможно, не все захотели остаться в родном городе — но зачем тогда возвращаться? Почему женщины не могут просто спокойно жить свою жизнь?
Если честно, я надеюсь, что действительно найдутся новые выжившие. А ещё надеюсь, что у них будет понятная и чёткая мотивация для шантажа своих сокомандниц. В любом случае очень жду продолжения сезона — и ради современного таймлайна, и ради истории из леса.
Исследование женской дружбы
«Они тебе не подруги и обращаются к тебе, только когда ты им нужна», — говорит Уолтер Мисти в новом сезоне. И с одной стороны, он прав: с Мисти до катастрофы никто и не общался. Она пыталась сделать себя незаменимой до такой степени, что уничтожила аварийный локатор — единственную надежду на быстрое спасение. Спустя двадцать лет Мисти всё ещё такая же социально неловкая и навязчивая манипуляторша, но своей цели, пусть и извращённым способом, она добилась: девятнадцать месяцев в лесу оставили её привязанной к выжившим навсегда.
Как бы каждая из героинь ни пыталась жить своей жизнью, обстоятельства возвращают их друг к другу. Общение им необходимо, пусть и держится оно в основном на общей травме и секретах. Исключительно ли это созависимость от безысходности (никто, кроме оставшихся в живых, не поймёт, каково им) или эмоциональная близость, обусловленная тем же? Общался бы хоть кто-то из женщин друг с другом, если бы катастрофа не произошла? Возможно, Шона и Джеки остались бы подругами, но ситуация с предательством всё равно бы не забылась. Их дружба изначально не была здоровой и ходила по краю созависимости. Шона настолько устала оставаться в тени подруги, что от злости была готова забрать чуть ли не самое дорогое для Джеки — её парня Джеффа. Но именно Джеки та, кто не отпускает, да и никогда не отпустит Шону.
Моя любимая героиня — Натали. В третьем сезоне она активно вступает в права лидера в «лесной» части и для семнадцатилетней девочки показывает способности, заслуживающие уважения. Но выбора-то ей и не давали, и ей ничего другого не остаётся, кроме как взять на себя ответственность в управлении «государством», которое «Шершни» пытаются построить. Возможно, именно «менеджерская» позиция Натали возвысила её над сокомандницами и отдалила от них. В настоящем она вдобавок отгораживается ото всех с помощью алкоголя и наркотиков — защитный механизм, к которому героиня была предрасположена с самого начала. После смерти Натали в предыдущем сезоне становится понятно, что особое значение она имела для Мисти. В этом сезоне мы узнаем больше об их отношениях в лесу, и о тайнах, которые им удалось раскрыть. Возможно, это станет новой отправной точкой для понимания, почему именно Натали — та, кого Мисти настойчиво преследовала и за чью безопасность переживала настолько, что пошла на убийство.
В конце прошлого сезона Натали умерла, и в первых двух эпизодах нового много внимания уделено именно реакции Мисти на её смерть. Она не приходит на похороны, отправляется на склад, откуда забирает куртку подруги, и, надев её, напивается в баре — так она хочет то ли почувствовать себя самой Натали, то ли почтить её память.
Развитие характеров под влиянием травмы
Каждая из героинь меняется под влиянием событий в Лесу, но в разной степени. Например, у Мисти усиливаются те черты, которые изначально в ней были: стремление быть незаменимой и нужной, чего бы это ни стоило. Склонность к порядку на грани с ОКР, социальная неловкость, которая заставляет заниматься, мягко говоря, странными вещами. То же происходит с Таиссой и её склонностью к контролю и амбициозностью. В итоге она пытается реализовать себя в политике. А вот решительная бунтарка Натали злоупотребляла алкоголем, ещё будучи подростком: в её жизни было достаточно травматичного опыта, вину за который она несла. А потому как итог — часть жизни она проводит в рехабах.
Самую большую трансформацию переживает Шона. В ней разблокируется часть личности, которая была скрыта в тени популярной подруги. Два события, которые превращают Шону в прямолинейную, местами жестокую и не слишком склонную к угрызениям совести женщину, — смерти её ребёнка и Джеки. Причём они взаимосвязаны: Шона забеременела от парня Джеки, переспав с ним втайне от подруги. Спустя двадцать лет Шона как бы «забирает» себе судьбу Джеки, выходя замуж за Джеффа. Несмотря на незримое присутствие Джеки, измену Шоны, шантаж со стороны Джеффа и совместное покрывательство убийства, их семья пока что жива.
Радует, что дочь Шоны Келли существует не просто как аксессуар к повествованию, а как полноценный персонаж, который тоже вынужден тащить на себе груз наследия авиакатастрофы. В школе все знают, чья она дочь, и говорят вещи, которые никто не хотел бы услышать. Келли также становится свидетельницей смерти Натали, а сама ранит ещё одну выжившую участницу событий во время кульминации второго сезона. В третьем — Келли пытается вытянуть из взрослых правду о том, что же произошло в лесу, хотя, скорее всего, и так всё понимает. Или нет? Вопрос в том, могли ли в прошлом случиться более зверские события, чем каннибализм, продолжает висеть и над героями, и над зрителями.
Идеальный саундтрек
В том, что саундтрек к «Шершням» в третьем сезоне останется на том же уровне, как в предыдущих, я не сомневалась. На мой «бумерский» вкус в нём идеально всё. Основная часть песен — из 90‑х. И если Nirvana и Radiohead воспринимаются как база, то большое количество треков рок-групп с женщинами-солистками приятно удивляет.
Ещё в самом начале сериала хриплый надрыв Кортни Лав в треке Miss World группы Hole задаёт музыкальный тон повествования. Абсолютная энергия главной героини — именно так ощущает себя каждая из «Шершней» до катастрофы. По мере развития сюжета на фоне мелькают и всем известные The Cranberries, и те, о ком сейчас не так часто вспоминают, — например, Garbage или Veruca Salt. Третий сезон порадовал старым хитом The Runaways Cherry Bomb и песней Rebel Girl группы Bikini Kill, чья солистка Кэтлин Ханна — ключевая фигура движения riot grrrl в панк-роке 90‑х. Бунт, ощущение себя не такой, как все, и стремление освободиться — те качества, которые героини пронесли с собой через десятилетия.
Сольных исполнительниц тоже не забыли: тут и Аланис Мориссетт, и Пи Джей Харви, и Тори Эймос — все, кто умеет зло и искренне петь о чувствах и не всегда лёгком опыте. Из современных исполнительниц можно услышать Florence + The Machine и St. Vincent — продолжательниц рок-традиций своих предшественниц. Интересно, что один из треков Florence + The Machine, который звучит в сериале, — кавер на песню Just A Girl группы No Doubt, что ещё сильнее укрепляет связь между двумя пластами повествования.
Станьте первым, кто оставит комментарий