Общество неустанно навязывает женщинам культ молодости, и поп-культура активно это поддерживает. Так, на экране мы всё ещё не очень часто видим полноценные истории о «возрастных» героинях. От экранизации бестселлера Лианы Мориарти и политической сатиры с Кейт Уинслет до хип-хоп-ситкома о перезапуске карьеры — собрали сериалы о жизни женщин старше сорока: их радостях, испытаниях и проблемах.
«Яблоки никогда не падают» (2024)
Шоураннерка: Мелани Марнич
Джой и Стэну Дилейни далеко за шестьдесят, они женаты больше сорока лет. Профессиональные теннисисты в прошлом, Дилейни руководят собственной спортивной школой и успели вырастить не одно поколение чемпионов. Когда супруги выходят на пенсию и продают бизнес, в их жизни начинается новая глава. Отныне у героев больше времени на путешествия, дом и общение с четырьмя взрослыми детьми. Но однажды Джой бесследно пропадает, и полиция подозревает убийство. Параллельно с этим дети Дилейни ведут собственное расследование. Они перебирают в памяти события прошлого и приходят к выводу, что союз родителей был далеко не безупречным. Главный вопрос — причастен ли к пропаже Джой Стэн? И при чём здесь загадочная незнакомка, появившаяся на пороге родительского дома и вскоре ставшая для Джой подругой?
Экранизация романа Лианы Мориарти умело притворяется детективом. В сущности же это драма, где детективный элемент нужен, чтобы поговорить о семейных скелетах в шкафу. А скелеты, как известно, рано или поздно, оттуда выпадают. Выяснится, что Стэн был далеко не ангелом и что профессиональные амбиции героя надолго испортили его отношения со старшим сыном. Что Джой многим пожертвовала, занимаясь их общей теннисной школой. Что у неё могло быть немало причин ненавидеть мужа. Всё это складывается в объёмную сложную картину, где в лучших традициях Мориарти нет правых и виноватых, а близкие, несмотря на любовь, делают друг другу очень больно.
«Второй шанс Кэрол» (2019–2020)
Шоураннерки: Эмили Халперн, Сара Хаскинс
Пережив тяжёлый развод и вырастив двоих детей, в пятьдесят с хвостиком Кэрол оставляет работу учительницы и следует за давней мечтой. Она поступает в медицинскую школу и становится интерном в больнице Лойола. Самая старшая в группе, в учёбе Кэрол проявляет энтузиазм, который её более молодым коллегам не снился. Она готова покорить медицинский Эверест! Под руководством строгой руководительницы, доктора Майи Джейкобс, героиня постигает профессиональные мудрости, обуздывает свой весёлый нрав и строит новые карьерные планы.
Эйджизм — как ни крути, тема серьёзная и тяжёлая. И один из лучших способов справиться с чем-то тяжёлым — над этим пошутить. Что и делает Кэрол: свежеиспечённая студентка постоянно подшучивает над своим возрастом. И — о чудо — постепенно окружающие перестают замечать, что она ощутимо старше даже своей начальницы. Получается терапевтично, метко и в то же время по-ситкомовски легко. «Второй шанс Кэрол» стоит посмотреть, если соскучились по медицинским сериалам, но душераздирающей драмы не хочется, а «Клиника» засмотрена до дыр.
«Прощай навсегда» (2019–2022)
Шоураннерка: Лиз Фельдман
Недавно мужа Джен Теда насмерть сбила машина, и полиция не может найти виновника аварии. Джен ненавидит весь мир, и гнев мешает ей жить — общаться с собственными детьми-подростками, выслушивать искренние соболезнования от соседей. С работой не ладится: клиенты неохотно идут к риелторке, которая срывается на них и не удостаивает даже улыбкой. Однажды Джен без особой надежды приходит на собрание группы поддержки для скорбящих. Здесь она встречает художницу Джуди, которая тоже переживает утрату. Женщины мгновенно сходятся, но близким Джен эта дружба кажется странной. Окружающие уверены, что Джуди — отпетая лгунья. Подозрения оправдываются: новая подруга была знакома с Томом и неспроста пришла на то собрание. Главной героине предстоит раскопать правду о его гибели и открыть секреты покойного, которые перевернут её мир.
В сериале в удачной пропорции смешались детектив, чёрная комедия и семейная драма о браке, который лишь казался счастливым. Джен отправляется в непростое путешествие по собственному прошлому, буквально проходя через потерю дважды — сначала теряя мужа, которого она знала, а потом того, которого узнала благодаря Джуди. Параллельно героиня пытается восстановить карьеру и даже личную жизнь. Всё это — при участии Джуди, отношения с которой на протяжении сериала не раз меняются от тесной дружбы до искренней ненависти и обратно.
«Королевы» (2021 — 2022)
Шоураннер: Захир МакГи
В 1990-е Наоми, Брианна, Джилл и Валерия были звёздами хип-хопа и выступали в группе с дерзким названием Nasty Bitches («противные с***и»). Теперь героиням за сорок, их слава осталась далеко позади, а друг с другом их объединяют разве что воспоминания. Кто-то работает ведущей во второсортном шоу, кто-то занимается домом и детьми (порядком от этого устав), кто-то тщетно пытается построить сольную карьеру, а кто-то проводит дни в церкви. Но что, если популярность легендарной четвёрки можно вернуть? Героини бросают вызов судьбе и вновь заявляют о себе. Правда, за годы отсутствия группы на сцене хип-хоп изменился до неузнаваемости. Теперь музыканткам придётся соревноваться с молодыми талантами, которые захватили жанр.
«Королевы» мощно заряжены эмпауэрментом темнокожих женщин. Вряд ли можно отыскать более энергичные, воодушевляющие и по-хорошему злые треки, чем те, которые читают небелые рэперши. Героини с гордостью называют себя Nasty Bitches — это протест против мира, который долгое время не признавал их право на существование. Но хорош сериал не только этим. Здесь обсуждают и эйджизм в музыкальной индустрии, и проблемы нереализованных амбиций, и дружбу, которую можно воскресить даже после долгого забвения.
«Миссис Флетчер» (2019)
Шоураннер: Том Перротта
Ева Флетчер посвятила всю жизнь воспитанию сына Брендана, а с мужем давно в разводе. И вот Брендан уезжает в колледж и не очень-то скучает по матери. Впервые за долгие годы оставшись одна, Ева теряется: заботиться больше не о ком. По совету подруги героиня решает познакомиться с человеком, которого у неё до сих пор не было времени узнать, — самой собой. Ева начинает ходить на курсы, где ей дают задание написать роман, влюбляется и исследует свою сексуальность.
«Миссис Флетчер» покоряет обыкновенностью главной героини. Она такая же, как миллионы женщин, её образ далёк от глянцевых картинок «успешного успеха». У Евы обычная работа в доме престарелых, скромный дом, подержанная машина. Морщинки в уголках глаз, первая седина в волосах — с первого взгляда в ней узнаётся что-то родное. Комичные моменты в истории сплетаются с серьёзными. Вот Ева открывает порносайт и зависает, не зная, что выбрать. Кажется, она не смотрела такое примерно никогда: было не до того. Вот подсознание Евы складывает из букв её фамилии слово «милфа». А вот героиня впервые решается на секс втроём: ей и в голову не приходило, что так тоже можно.
«Страсть» (2022– )
Шоураннерки: Юлия Дуфвениус София Хелин, Оса Кальмер
Аннет, Надя, Мартина и Эллен дружат полжизни и привыкли делиться друг с другом горестями и радостями. Когда Аннет — социологиня по образованию — по долгу службы проводит опрос пожилых женщин об их сексуальной жизни, подруги начинают переживать: а вдруг с ними что-то не так? Героини пытаются понять, как меняются отношения с собственным телом и удовольствием, когда гормональная эйфория молодости остаётся позади. На помощь они призывают юмор и всепобеждающую женскую солидарность — ведь когда вы вместе, вам ничего не страшно. Ни ранняя менопауза, ни угасшая страсть в долгих отношениях, ни внезапное обращение на «вы» от привлекательного молодого мужчины.
Сериал без тени смущения говорит о важных интимных, порой табуированных вопросах, балансируя между смешным и серьёзным — такое «Половое воспитание» для тех, кому за сорок. Казусы на свиданиях, над которыми героини потом будут смеяться до колик, чередуются с непростыми темами вроде харассмента и гендерной дискриминации. И ровно так же, как полюбившийся нам нетфликсовский хит, «Желание» подкупает честностью. По словам шоураннерок, их знакомые актрисы жаловались, что в ролях, которые им предлагали после сорока, уже не было места разговору о сексуальности. Так что идея проекта родилась из искренних намерений вывести в центр откровенного сюжета взрослых женщин.
«Режим» (2024)
Шоураннер: Уилл Трейси
Елена Вернэм — канцлерша одной выдуманной европейской страны. Дела в стране откровенно не очень: рабочий класс недоволен условиями труда, а деньги в бюджете появляются только за счёт продажи полезных ископаемых на Запад. Но это волнует Елену меньше всего: главная забота канцлерши — её собственное здоровье. Она панически боится плесени и заставляет подчинённых ежеминутно убирать дворец. За Еленой всюду следует ассистент, который замеряет влажность воздуха. Когда на эту должность приходит Зубак, бывший солдат-силовик из «карательного» отряда, к страхам Елены добавляется ещё один. Зубак убеждает её, что министры в сговоре с иностранными агентами и хотят государственного переворота. Теперь Вернэм безумно боится потерять власть.
Хотя страна Елены Вернэм и выдуманная, в сюжете легко узнать реально существовавшие диктатуры. Слишком прозрачно на это намекает образ правительницы, заперевшей себя в золотом дворце и не желающей ничего знать о проблемах граждан. «Режим» выстроен как пародия, и именно это помогает увидеть нездоровую абсурдность такого политического строя. Героиня Уинслет требует у подчинённых максимально сократить время совещаний, всерьёз считает, что настоящие политические лидеры едят только мясо, и, будучи врачом по образованию, предпочитает традиционным лекарствам гомеопатию. Добавим сюда реалистичные детали вроде помешанности на безопасности, привычки лгать народу и сажать неугодных — и портрет диктатора готов.
«И просто так» (2021– )
Шоураннеры: Майкл Патрик Кинг, Даррен Стар
Почти двадцать лет спустя легендарный «Секс в большом городе» вернулся на экраны под новым названием. Мы вновь встречаем Кэрри, Шарлотту и Миранду, которые по-прежнему лучшие подруги и всё так же живут в Нью-Йорке. Теперь им далеко за пятьдесят, и у них новые сложности и чаяния. Миранда разочаровывается в отношениях со Стивом и пересматривает карьерные приоритеты, Шарлотта отдала себя воспитанию дочерей и пытается наладить диалог с бунтующими подростками. Кэрри наслаждается жизнью успешной писательницы и браком с любимым мужчиной. Но судьба уже приготовила главной героине испытание — ей предстоит пережить утрату.
Каст не миновали потери: к разочарованию фанатов, Ким Кэтролл не вернулась к роли Саманты. А во втором сезоне исчез и верный друг Кэрри Стэнфорд. Сыгравшего эту роль Уильяма Гарсона не стало в 2021 году. Но вселенная СВБГ пополнилась новыми героями — приятельницей Кэрри и риелторкой Симой, светской дивой и филантропкой Лизой, с которой Шарлотт знакомится в школе дочерей, и Че — комикессой и коллегой Кэрри. Они разбираются со сложностями в личной жизни, учатся принимать возраст, изучают сексуальность и ищут своё место в мире, который, по признанию самих героинь, меняется со страшной скоростью. И конечно, по старой доброй традиции, собираются за ланчем (или бокалом «Космополитана») обсудить насущные дела.
«Юная» (2015–2021)
Шоураннер: Даррен Стар
Когда-то у Лиз была блестящая карьера в издательском бизнесе, которую героиня оставила ради мужа и дочери. После развода муж, который теперь живёт с более молодой женщиной, оставил героине долги. А когда дочь уезжает учиться в другую страну, Лиз остаётся совершенно одна. Ей нужно пересобрать свою жизнь. Первым делом — вернуться на работу, но как это сделать после пятнадцатилетнего перерыва? И тогда героиня прибегает к хитрости и выдаёт себя за двадцатишестилетнюю. Желанная должность ассистентки в крупном издательстве у неё в кармане. Но теперь Лиз ведёт двойную жизнь. В одной из них она юна и беззаботна и напропалую тусуется с новыми коллегами. А в другой ей по-прежнему сорок, и на ней «висят» взрослые дела вроде поиска денег на учёбу ребёнка. После того как Лиз влюбляется в молодого тату-мастера, эти две жизни начинают конфликтовать между собой.
В истории чувствуется рука Даррена Стара, подарившего нам вселенную «Секса в большом городе». Нью-Йорк здесь — отдельный персонаж, энергичный, живой, никогда не спящий. Здания офисных небоскрёбов, модные бары и пабы, заполненные амбициозными двадцатилетними сотрудниками корпораций, — казалось бы, Лиз совсем сюда не вписывается. Но может быть, этот незнакомый мир можно понемногу освоить? Героиня решительно настроена выиграть эту схватку. В конце концов, жизнелюбия и чувства юмора ей не занимать. Так «Юная» становится бойкой комедией о штрафе за материнство и второй молодости.
«Большая маленькая ложь» (2017–2019)
Шоураннер: Дэвид Э. Келли
Благополучный калифорнийский городок Монтерей сотрясает громкое убийство, произошедшее прямо во время школьного бала. Но вместо привычного расследования нас ждёт обстоятельный рассказ о нескольких месяцев, предшествовавших трагедии. Перед нами разворачивается панорама жизни и нравов Монтерея — истории респектабельной домохозяйки Мадлен (Риз Уизерспун), адвокатки Селесты (Николь Кидман) и матери-одиночки Джейн (Шейлин Вудли), приехавшей сюда недавно. Абьюз, манипуляции, семейные тайны, о которых молчат годами, — жизни персонажей только кажутся идеальными.
У сериала в рукаве несколько козырей (они-то и принесли проекту целый урожай «Золотых глобусов»). Помимо Шейлин Вудли, Николь Кидман и Риз Уизерспун, в какой-то момент в актёрском составе появляется ещё одна голливудская любимица — Мэрил Стрип. Историю сняли по мотивам одноимённого бестселлера Лианы Мориарти, обожающей писать о тёмных семейных секретах. За режиссуру отвечал Жан-Марк Валле, снявший «Острые предметы» и «Далласский клуб покупателей» и на деле доказавший, что умеет делать сериалы уровня большого кино. «Большая маленькая ложь» умело играет со зрителем: развлекает детективной составляющей и сложным нелинейным повествованием, в нужные моменты заставляет рефлексировать о важном и подключаться к переживаниям героинь. И разумеется, держит в напряжении, как и положено хорошей драме.
«Мейр из Исттауна» (2021)
Шоураннер: Брэд Ингелсби
Мейр служит в полиции маленького филадельфийского города Исттаун. Весь прошлый год она расследовала исчезновение местной жительницы, и найти девушку не удалось до сих пор. Когда в Исттауне происходит убийство молодой матери-одиночки, Мейр начинает казаться, что два этих события связаны. Однако новое расследование тоже заходит в тупик, и даже присланный на подмогу окружной детектив не исправляет ситуацию. Жизнь Мейр тем временем разваливается на куски. Она переживает самоубийство наркозависимого сына, развод и борется с невесткой за опеку над маленьким внуком.
Кейт Уинслет в представлении не нуждается, и её актёрская игра — тоже. Поэтому обратим взор на другие сильные стороны сериала. Образ Мейр максимально отличается от бравых героев — полицейских, которые без страха и упрёка раскрывают сложные дела. Героиня Уинслет — уставшая, с залёгшими под глазами тенями, запутавшаяся в собственных чувствах. Она так долго откладывала горе от смерти сына «на потом», что теперь сгибается под его тяжестью. Тем не менее беспросветно мрачным сериал не назовёшь: Мейр окружает эксцентричная остроумная родня, которая подбрасывает ей проблем, и сразу несколько мужчин, которые претендуют на её сердце.
«Женщины за сорок» (2021)
Шоураннерка: Жюли Дельпи
Жюстин и её подругам Элль, Ясмин и Анне почти пятьдесят лет. Постепенно подбираясь к этой цифре, героини по-разному переживают кризис среднего возраста. Дизайнерка Анна недавно рассталась с мужем и пытается разобраться, как жить дальше. В прошлом переводчица, Ясмин рассматривает карьеру в политике и хочет защищать интересы таких же небелых женщин, как она. Мать-одиночка Элль меняет одну работу за другой, одновременно пытаясь запустить стартап. Жюстин совмещает должность шеф-повара с работой над кулинарной книгой и спасает свой брак от разрушения, убеждая мужа пойти к семейному психотерапевту.
Большинству Жюли Дельпи знакома по своей работе в романтической трилогии Линклейтера «Перед закатом», «Перед рассветом», «Перед полуночью». Однако Дельпи не только играет в кино, но и снимает его по собственным сценариям. В сериале «Женщины за сорок» Жюли выступает шоураннеркой и режиссёркой, а ещё исполняет роль ироничной и обаятельной Жюстин. Хотя в этих качествах не откажешь и остальным героиням. Жюстин, Ясмин, Элль и Анна встречаются за бокалом вина, делятся наболевшим, обсуждают карьеру и отношения, плачут, смеются и утешают друг друга в непредсказуемом путешествии под названием «Нам скоро исполнится пятьдесят». Похоже на «Секс в большом городе», но с лёгким французским вайбом, появившимся благодаря Жюли Дельпи.
«Фиск» (2021– )
Шоураннеры: Китти Флэнеган, Винсент Шиэн
Когда брак успешной юристки Хэлен Тюдор-Фиск разваливается, она вынужденно переезжает в родной пригород, откуда когда-то сбежала в мегаполис. Женщина устраивается в маленькую адвокатскую фирму, которая специализируется на завещаниях и других наследственных делах. Героиня полагает, что, раз её клиенты уже мертвы, ей не придётся много говорить с людьми — то что нужно после тяжёлого развода. К тому же она в принципе не очень любит общение. Но не тут-то было. Хэлен предстоит встретиться с многочисленными старыми знакомыми и родственниками, которые хотят, чтобы она решила их юридические проблемы. А новые коллеги героини вовсе не спешат ей помогать и то ли специально, то ли по незнанию делают всё, чтобы замедлить процесс.
Шоу — плоды трудов шоураннерки и комикессы Китти Флэнеган, сыгравшей здесь главную роль. Каждый эпизод смотрится как умный, едкий и всегда забавный мини-стендап. О жизни в офисе, в котором никто (кроме самой Хэлен!) не хочет работать. О том, как живётся интроверту в мире людей, которые постоянно хотят общаться. Или, например, о том, как бывший муж коварно пытается отсудить у адвокатки самое дорогое, что у неё есть, — собаку.