Знать
16:00

Отсушки и волшебные узлы: какой магией владели славянские женщины

Издательство «МИФ»
Издательство «МИФ»
Книжное издательство.
славянская магия

Магия и связанные с ней обряды существуют многие тысячелетия, а вера в чудо свойственна людям всех эпох и народов. Это хорошо заметно на примере истории славянской магии. Некоторые наши действия и слова до сих пор напоминают о далёких языческих и мифических временах. Марина Валентиновна Голубева, кандидат философских наук, доцент психологии и автор книги «Славянская магия», рассказывает о ритуалах, традициях и поверьях славянских женщин. 

Почему славянскую магию считают женской

Славянскую магию очень часто называют именно женской. И не только потому, что любовные привороты, лечение и заговоры у всех народов были больше женским делом. Причина в особенной мифологической картине мира славян, где важное место занимали женские божества — покровительницы плодородия. А в реальной жизни это женщины — хранительницы мудрости рода.

У славян были сильные боги-мужчины: Велес, Перун, Сварог, солнечные боги Ярила, Хорс, Даждьбог. Но в письменных источниках чаще всего упоминались рожаницы. Эти женские и во многом таинственные божества отвечали за самое главное — за существование жизни во всех её проявлениях. Когда Перун с Даждьбогом превратились из богов в героев былин и сказок, вера в силу и магию рожаниц ещё долго сохранялась в народе.

Магия нити и полотна

Прядение, ткачество, шитьё у славян были важными женскими делами, ведь женщина должна была обеспечить всю семью одеждой. Покупной в то время не было (или она была доступна только богатым). Кроме того, считалось, что нательная одежда должна быть сделана родными руками с любовью и заговорами на здоровье. Тогда она приобретёт свойства магической защиты.

Прядение и ткачество

Прядение и ткачество считались сакральными и исключительно женскими занятиями. Славяне верили, что женщина за прялкой как будто богиня — вершительница судеб, источник жизни. 

Девочек с раннего возраста учили прясть, и к шести-семи годам они выпрядали свою первую нить. С этой нитью были связаны разные поверья и ритуалы. Например, в некоторых районах вплоть до начала XX века первую ниточку сжигали, а пепел с водой давали выпить девочке, чтобы росла трудолюбивой пряхой. По другим поверьям, самая первая нить считалась сильнейшим оберегом от порчи и сглаза, поэтому мать её прятала и берегла до свадьбы дочери. А перед свадебным ритуалом первую нить завязывали на поясе невесты на голое тело, чтобы ничей завистливый взгляд не сглазил и никто порчу не наслал. 

Нити использовали в гадательных ритуалах — например, на Святки пряли две нити (свою и предполагаемого или желанного жениха). Затем наливали в миску заговорённую воду и опускали туда эти нити. По их поведению, движению в воде определяли судьбу пары. Сойдутся ниточки — быть вместе. Переплетутся — значит, до свадьбы недалеко и семья крепкая будет. А если разойдутся в стороны, значит, вместе быть не суждено. И не дай бог одна из нитей утонет — это плохой знак, что человек может умереть или серьёзно заболеть.

Вышивка магических узоров

Любая вышивка красива сама по себе, но изначально главной её функцией была обережная. Все узоры традиционной славянской вышивки имеют сакральную символику и обладают собственной магией. Неслучайно одежду украшали вышивкой в особых местах — там, где тело человека оставалось незащищённым.

Тут стоит заметить, что сам холст, сотканный руками женщины, считался магической защитой, особенно если прялась нить и ткалось полотно со специальными наговорами и молитвами.

Древние традиционные узоры славянских вышивок могут показаться однообразными, но это вовсе не из-за недостатка воображения у мастериц. Воображение тут вообще ни при чём, так как узоры были традиционными, древними и выполняли магическую функцию. Чаще всего вышивали охранные знаки и символы сильных богов, в первую очередь солярные знаки.

Магические узелки наузы

Наузы — это магические узлы, которые колдуньи завязывали на нитках, верёвках или кожаных ремешках. Завязывали, конечно, не просто так, а с особыми наговорами. 

Считается, что наузы — позабытый вид славянского колдовства, однако в XIX веке о нём прекрасно помнили. А если судить по исследованию Гальковского, в XVII веке ещё и боялись, считая очень сильным чародейством. В церковных письменных источниках слово «науз» даже использовали как синоним колдовства. 

Самым простым и в то же время эффективным наузом была связанная в круг верёвка или нитка. Сам по себе круг считался магическим оберегом, а если нить завязывалась с наговором прямо на руке, на поясе или на шее человека, это придавало её магии нужную направленность. Например, красные нити на запястье завязывали на здоровье и удачу. Часто узлы вязали не простые, а хитрые, со сложными переплетениями, на основную верёвку или шнур привязывали амулеты и обереги в виде фигурок, корешков, магических символов. Причём на шнурке рядом с крестом могла висеть высушенная змеиная голова или мешочек с заговорёнными травами. Такие мешочки называли ладанками, потому что в них часто носили церковный ладан, тоже считавшийся магическим средством.

Главная часть науза — это всё же узлы, в них «завязывали» разные заклинания, которые будут действовать, пока не развязался узел. Если наузы завязаны в защитных целях, то ни один злой колдун не нанесёт человеку вред, пока целы эти узлы.

Магическую силу приписывали даже обычным узлам. Так, для того чтобы роженица быстрее разрешилась от бремени, в доме развязывали все узлы и верёвки. Особенно это касалось самой рожающей женщины, у которой развязывали пояс и расплетали косу. Так же поступали, если в доме тяжело умирал человек. Чтобы облегчить его душе уход в иной мир, на умирающем и во всём доме развязывали узлы.

Традиции, способы вязания разных узлов, заговоры, которые читали при этом, передавали из поколения в поколение. И даже в нашей речи сохранились выражения, напоминающие о магии наузов: «зря я с этим связался», «завязывай этим заниматься», «с кем ты связалась», «узелок на память», «нити судьбы связались в тугой узел», «нас судьба связала». Или в адрес неудачно поженившейся пары: «сами связались, сами и развязывайтесь».

Любовная магия

Важной областью применения женской магии были отношения между мужчиной и женщиной, всё, что связано с любовью, браком и семьёй. Покровительницей этой сферы жизни считались богиня Лада и её дочь Леля (или сын Лель, согласно «кабинетной» мифологии).

Привороты

У большинства приворотов была форма наговора, то есть магические слова наговаривали на что-то. Чаще это были хлеб, вода, вино. Некоторые заклинания советовали наговаривать на медовый пряник, чтобы потом подарить его девушке. Но встречались и более интересные варианты, о которых упоминает Майков в своём сборнике заклинаний. Например, один из заговоров читали на швейную иглу, в которую потом вставляли нитку. Этой ниткой нужно было прошить платье девушки или рубаху парню напротив сердца. 

А ещё советовали плюнуть на руку и прочитать наговор на слюну, а потом этой рукой (оплёванной) ударить невзначай девушку против сердца. Вероятно, предполагалось, что после этого девушка уж точно полюбит такого кавалера.

Чтобы приворожить, привязать мужа, использовали и заговоры. Наговор делали на рубашку мужа, потом требовалось сжечь ворот этой рубахи и подмешать пепел ему в питье. В любовных заговорах-приворотах призывали на помощь ветры-вихри, огонь, зарю утреннюю и зарю вечернюю, огненную стрелу и даже Огненного змея.

Отсушки

Наряду с приворотами или присушками использовали заклинания, имевшие противоположное действие. Отсушки читали с целью отвадить неугодного жениха или же соперницу, заглядывающуюся на мужа. Но нередко за такими отсушками приходила к ведунье женщина для себя, когда была не в состоянии справиться с любовью к чужому мужчине. Наговаривали отсушки чаще всего на след того, кого хотели отвадить, или на землю, которую потом бросали в того, кого отваживали. Речевая формула отсушек была сходной с приворотами, только проговаривались действия, противоположные по значению.

Несмотря на осуждение церкви и общества, страх перед тёмным колдовством и его непредсказуемыми последствиями, любовная магия была распространена повсеместно, и славянские женщины в сложных ситуациях охотно её использовали.

Реклама ООО «Манн, Иванов и Фербер»

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий