Снегурочку многие помнят и любят с детства. Её рисуют на открытках, показывают в кино, мультфильмах и праздничных спектаклях. На новогодних утренниках она раздаёт сладкие подарки и водит с детьми хоровод вокруг ёлки. Но так было не всегда. Несколько веков назад Снегурочка вообще не имела ничего общего с Новым годом.
Синеглазка из леса: кто такая Снегурочка
По традиции Снегурочка — весёлая и шаловливая, но добрая девушка. Она живёт в лесном домике, дружит со зверями и птицами. Раз в году Снегурочка приходит на новогоднюю ёлку, развлекает ребят и дарит им подарки. Причём, как и Дед Мороз, она чудесным образом успевает побывать на празднике у каждого.
Так Снегурочку описала литературовед и культуролог Елена Душечкина в своей книге о русской ёлке. Снегурочка, добавляет Душечкина, не только внучка и спутница Деда Мороза, но и посредница между ним и детьми.
На иллюстрациях и старых открытках Снегурочку часто изображают в голубой шубке или голубом сарафане. У неё большие голубые глаза и длинная белокурая коса. Другой вариант образа — эфемерное и как будто призрачное создание в белом.
Трагичная дева и «пышная невеста»: как придумали Снегурочку
У дедушки Снегурочки (Деда Мороза) был прообраз — уважаемый, но опасный мифологический персонаж Мороз. Восточные славяне верили, что он воплощает природную стихию и суровое зимнее время. Его старались задобрить, им пугали детей. Во время рождественского ужина хозяин дома приглашал Мороза отведать кутьи — сладкой обрядовой каши с мёдом или изюмом. По поверьям, это спасало посевы от весенних заморозков.
В отличие от Мороза, Снегурочка в народных обрядах не фигурировала. Зато про неё сочинили нехитрую сказку. По сюжету старик и старуха слепили из снега девочку, которая внезапно ожила. Но жизнь её оказалась короткой: летом снежная девочка пошла с подругами в лес и растаяла. По одной из версий, это произошло, когда Снегурочка прыгала через купальский костёр. Будучи зимним духом, она не пережила смену сезонов. А ещё так и не повзрослела. Ведь прыжок через костёр на праздник Купала был обрядом перехода из детства. Перепрыгнувшая девочка становилась девушкой.
Была и другая, более мрачная версия сказки: подруги заманили Снегурочку в лес, убили и зарыли под сосенкой. На могиле выросла дудка, из которой потом появилась ожившая Снегурочка. А подруг-злодеек разоблачили.
В 1860 году историю Снегурочки пересказал в стихах писатель и публицист Григорий Данилевский. У него Снегурка превратилась из девочки в «пышную невесту». Когда к ней начали свататься женихи, она загрустила и стала таять с каждым днём, пока не превратилась в облачко и совсем не исчезла в лучах зари.
Спустя несколько лет сказки о Снегурочке проанализировал этнограф Александр Афанасьев. Он включил их в свой трёхтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу». Афанасьев считал фольклор метафорой, через которую в народе объясняли природные явления. Растаявшая Снегурка символизировала снег, который исчезает под жарким солнцем. А облачко, которым она стала, — испарение воды и дождевые тучи.
Труд Афанасьева вдохновил драматурга Александра Островского сочинить о Снегурочке пьесу-сказку. Он опубликовал её в 1873 году, переработав исходный сюжет. В его версии Снегурочку никто из снега не лепил. У неё были настоящие родители — Весна и Мороз. Она жила в тереме в глухом лесу, но мечтала о подружках, девичьих забавах и песнях обаятельного пастуха Леля. В итоге тяга ко всему людскому и сгубила девушку. Она впервые полюбила и поплатилась за это жизнью — её сжёг ярким лучом солнечный бог Ярило.
После публикации пьесу осудили. Критики назвали её фальшивой, «недостаточно сценической» и «рафинированной». А образы Снегурочки и других героев — «призрачно-бессмысленными». Несмотря на это, в том же году «Снегурочку» поставили в Большом театре. Впрочем, тоже не особо успешно: позднее спектакль удалили из репертуара. Спустя почти десять лет уже в Мариинском театре поставили одноимённую оперу на музыку композитора Римского-Корсакова. Так, благодаря Островскому, о Снегурочке узнала широкая публика. Позднее исследователи скажут, что это он её и придумал.
Из мистического духа в шаловливую внучку: как Снегурочка стала любимицей детей
Образ Снегурочки проник в литературу, поначалу сохранив черты трагического образа. Поэты-символисты писали о неуловимой «снежной деве», за которой лирический герой гоняется по лесу, и которую ему никак не удаётся настичь. Поэт Константин Фофанов назвал её «бледной Снегуркой с холодом в сердце».
Анна Ахматова описала с помощью образа тающей Снегурочки безответную любовь. Её лирическая героиня услышала от возлюбленного жестокие слова: «Не жаль, что ваше тело растает в марте, хрупкая Снегурка!». От тоски и страха она приготовилась «умереть с последней белой вьюгой».
Поэт-декадент Фёдор Сологуб тоже написал о Снегурочке в трагическом контексте. Своё стихотворение он посвятил жене, которая покончила с собой из-за нервного расстройства. В тексте она появилась в образе растаявшей Снегурочки, которую «измучило и измаяло безумное светило бытия».
Со временем Снегурочка попала в детскую литературу. В одной из книжек 1890 года было стихотворение с таким сюжетом: дети увидели на улице «бледную малюточку» из снега, решили, что она зябнет, и позвали её домой погреться. При этом то ли автор, то ли сама девочка объяснили: Снегурочка — дочка Зимы и Мороза. Как только наступит весна, они заберут её с собой. То есть на холоде ей было вполне комфортно.
Постепенно дети привыкли к Снегурочке. Она стала для них знакомой и понятной героиней — «дорогой внучкой». В стихотворениях она носила расшитую льдинками шубу, глядела на ребят «искристым взглядом» и то пряталась под ёлкой, то манила к себе. В 1912 году Снегурочка окончательно «породнилась» с Морозом. В книжке поэта Сергея Дурылина «Снегуркин дом» старик построил для неё ледяной домик с расписным крыльцом.
Как Снегурочка стала символом Нового года
В дореволюционные годы Снегурочка сошла с книжных страниц и стала участвовать в праздниках. На рождественскую ёлку вешали кукол-снегурочек. Девочки наряжались Снегурочкой и читали о ней стихи. На рубеже XIX–XX веков она была главной героиней домашних и школьных спектаклей по пьесе Островского. По словам исследовательницы Душечкиной, девочки сблизились с ней — перенимали не только её облик, но и внутренний мир.
Полноправной участницей праздника Снегурочка стала уже в советское время — когда «устаревшую» рождественскую ёлку сменила идеологизированная новогодняя. Тогда же придумали привычный нам образ Деда Мороза. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике в московском Доме Союзов. После этого Снегурочку окончательно запомнили главной помощницей волшебника. Для советских людей она перестала быть трагически погибшей из-за любви девушкой.
В конце 30-х годов Снегурочке придумали дресс-код. Советские педагоги подготовили сборник с описаниями детских новогодних костюмов. Среди них был и костюм Снегурочки. Он состоял из белой или светло-голубой шубки-платья, шапочки, светлых валенок или сапожек и светло-жёлтых кос (их советовали делать изо льна или из пеньки). Этот образ не менялся ближайшие 70 лет.
В методичках для педагогов закрепили и сценарий новогоднего праздника. Детям заранее рассказывали, что у Деда Мороза есть весёлая внучка Снегурочка, которая любит петь, плясать и играть. Встретив Деда Мороза, дети должны были спросить у него, не пришла ли с ним Снегурочка. После этого она вбегала в зал и все хором кричали: «Ёлочка, зажгись». Гирлянда загоралась, а Дед Мороз со Снегурочкой танцевали. Такой Новый год стал традицией нескольких поколений.
Зажигание ёлки было одним из главных чудес Снегурочки. Писатель Константин Паустовский вспоминал, как на Кремлёвской ёлке Снегурочка коснулась дерева своей волшебной палочкой — и произошло невероятное: загорелись свечи, заиграли фанфары, взвились вверх шёлковые флаги. Поражённые дети громко захлопали в ладоши.
В советское время детсадовских на школьных утренниках каждая девочка мечтала стать именно Снегурочкой, а не какой-нибудь снежинкой. Эта роль доставалась самой лучшей ученице. Её выбирали учителя, и на празднике всё внимание доставалось ей. В 1953 году детская поэтесса Агния Барто написала стихотворение о девочке, которую выбрали Снегурочкой на школьном балу. Из школьницы с перепачканными пальцами она вмиг стала красавицей в белом наряде, которую не узнал собственный учитель. В последнем четверостишии героиня Барто тает — «как и полагается каждой Снегурке». Но уже не от трагической любви, а от счастья: один из участников карнавала назвал её лучшей Снегурочкой района.
Станьте первым, кто оставит комментарий