Снегурочку многие помнят и любят с детства. Её рисуют на открытках, показывают в кино, мультфильмах и праздничных спектаклях. На новогодних утренниках она раздаёт сладкие подарки и водит с детьми хоровод вокруг ёлки. Но так было не всегда. Несколько веков назад Снегурочка вообще не имела ничего общего с Новым годом.
Синеглазка из леса: кто такая Снегурочка
По традиции Снегурочка — весёлая и шаловливая, но добрая девушка. Она живёт в лесном домике, дружит со зверями и птицами. Раз в году Снегурочка приходит на новогоднюю ёлку, развлекает ребят и дарит им подарки. Причём, как и Дед Мороз, она чудесным образом успевает побывать на празднике у каждого.
Так Снегурочку описала литературовед и культуролог Елена Душечкина в своей книге Русская елка. История, мифология, литература. Е. В. Душечкина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге / ГПНТБ СО РАН о русской ёлке. Снегурочка, добавляет Душечкина, не только внучка и спутница Деда Мороза, но и посредница между ним и детьми.
На иллюстрациях и старых открытках Снегурочку часто изображают в голубой шубке или голубом сарафане. У неё большие голубые глаза и длинная белокурая коса. Другой вариант образа — эфемерное и как будто призрачное создание в белом.
Трагичная дева и «пышная невеста»: как придумали Снегурочку
У дедушки Снегурочки (Деда Мороза) был прообраз Дед Мороз и Снегурочка / Отечественные записки, № 1, 2003 — уважаемый, но опасный мифологический персонаж Мороз. Восточные славяне верили Дед Мороз / Большая Российская энциклопедия , что он воплощает природную стихию и суровое зимнее время. Его старались задобрить, им пугали детей. Во время рождественского ужина хозяин дома приглашал Мороза отведать кутьи — сладкой обрядовой каши с мёдом или изюмом. По поверьям, это спасало посевы от весенних заморозков.
В отличие от Мороза, Снегурочка в народных обрядах не фигурировала. Зато про неё сочинили нехитрую сказку Снегурочка / Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979. . По сюжету старик и старуха слепили из снега девочку, которая внезапно ожила. Но жизнь её оказалась короткой: летом снежная девочка пошла с подругами в лес и растаяла. По одной из версий Русская елка. История, мифология, литература. Е. В. Душечкина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге , это произошло, когда Снегурочка прыгала через купальский костёр. Будучи зимним духом, она не пережила смену сезонов. А ещё так и не повзрослела. Ведь прыжок через костёр на праздник Купала был обрядом перехода из детства. Перепрыгнувшая девочка становилась девушкой.
Была и другая, более мрачная версия Сказочный сюжет «Снегурочка» и его интерпретация русскими писателями / Dissercat сказки: подруги заманили Снегурочку в лес, убили и зарыли под сосенкой. На могиле выросла дудка, из которой потом появилась ожившая Снегурочка. А подруг-злодеек разоблачили.
В 1860 году историю Снегурочки пересказал в стихах писатель и публицист Григорий Данилевский. У него Снегурка превратилась из девочки в «пышную невесту». Когда к ней начали свататься женихи, она загрустила и стала таять с каждым днём, пока не превратилась в облачко и совсем не исчезла в лучах зари.
Спустя несколько лет сказки о Снегурочке проанализировал этнограф Александр Афанасьев. Он включил их в свой трёхтомный труд Поэтические воззрения славян на природу. А. А. Афанасьев / Internet Archive «Поэтические воззрения славян на природу». Афанасьев считал фольклор метафорой, через которую в народе объясняли природные явления. Растаявшая Снегурка символизировала снег, который исчезает под жарким солнцем. А облачко, которым она стала, — испарение воды и дождевые тучи.
Труд Афанасьева вдохновил Случай Снегурочки: литературный персонаж, визуальный образ и жизненный сценарий. И. С Веселова / Киберленинка драматурга Александра Островского сочинить о Снегурочке пьесу-сказку. Он опубликовал Трансформация образа Снегурочки в отечественной художественной культуре. Д.. С. Шаваринский / Киберленинка её в 1873 году, переработав исходный сюжет. В его версии Снегурочку никто из снега не лепил. У неё были настоящие родители — Весна и Мороз. Она жила в тереме в глухом лесу, но мечтала о подружках, девичьих забавах и песнях обаятельного пастуха Леля. В итоге тяга ко всему людскому и сгубила девушку. Она впервые полюбила и поплатилась за это жизнью — её сжёг ярким лучом солнечный бог Ярило.
После публикации пьесу осудили «Снегурочка» А. Н. Островского: проблемы оценки и интерпретации (1873-1900). В. В. Тихомиров / Киберленинка . Критики назвали её фальшивой, «недостаточно сценической» и «рафинированной». А образы Снегурочки и других героев — «призрачно-бессмысленными». Несмотря на это, в том же году «Снегурочку» поставили в Большом театре. Впрочем, тоже не особо успешно: позднее спектакль удалили из репертуара. Спустя почти десять лет уже в Мариинском театре поставили «Снегурочка» А. Н. Островского: проблемы оценки и интерпретации (1873-1900). В. В. Тихомиров / Киберленинка одноимённую оперу на музыку композитора Римского-Корсакова. Так, благодаря Островскому, о Снегурочке узнала Мифы ХХ века: дед Мороз и Снегурочка. К. В. Душенко / Киберленинка широкая публика. Позднее исследователи скажут Случай Снегурочки: литературный персонаж, визуальный образ и жизненный сценарий. И. С Веселова / Киберленинка , что это он её и придумал.
Из мистического духа в шаловливую внучку: как Снегурочка стала любимицей детей
Образ Снегурочки проник в литературу, поначалу сохранив черты трагического образа. Поэты-символисты писали Русская елка. История, мифология, литература. Е. В. Душечкина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге / ГПНТБ СО РАН о неуловимой «снежной деве», за которой лирический герой гоняется по лесу, и которую ему никак не удаётся настичь. Поэт Константин Фофанов назвал Снегурка. К. М. Феофанов / Культура. РФ её «бледной Снегуркой с холодом в сердце».
Анна Ахматова описала Случай Снегурочки: литературный персонаж, визуальный образ и жизненный сценарий. И. С Веселова / Киберленинка с помощью образа тающей Снегурочки безответную любовь. Её лирическая героиня услышала от возлюбленного жестокие слова: «Не жаль, что ваше тело растает в марте, хрупкая Снегурка!». От тоски и страха она приготовилась «умереть с последней белой вьюгой».
Поэт-декадент Фёдор Сологуб тоже написал о Снегурочке в трагическом контексте. Своё стихотворение он посвятил Русская елка. История, мифология, литература. Е. В. Душечкина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге / ГПНТБ СО РАН жене, которая покончила Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я. П. Е. Фокин с собой из-за нервного расстройства. В тексте она появилась в образе растаявшей Снегурочки, которую «измучило и измаяло безумное светило бытия».
Со временем Снегурочка попала в детскую литературу. В одной из книжек 1890 года было стихотворение Русская елка. История, мифология, литература. Душечкина Е. В. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге / ГПНТБ СО РАН с таким сюжетом: дети увидели на улице «бледную малюточку» из снега, решили, что она зябнет, и позвали её домой погреться. При этом то ли автор, то ли сама девочка объяснили: Снегурочка — дочка Зимы и Мороза. Как только наступит весна, они заберут её с собой. То есть на холоде ей было вполне комфортно.
Постепенно дети привыкли к Снегурочке. Она стала для них знакомой и понятной героиней — «дорогой внучкой». В стихотворениях она носила расшитую льдинками шубу, глядела на ребят «искристым взглядом» и то пряталась под ёлкой, то манила к себе. В 1912 году Снегурочка окончательно «породнилась» с Морозом. В книжке поэта Сергея Дурылина «Снегуркин дом» старик построил Символы Нового года / Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьёва-Амурского для неё ледяной домик с расписным крыльцом.
Как Снегурочка стала символом Нового года
В дореволюционные годы Снегурочка сошла с книжных страниц и стала участвовать в праздниках. На рождественскую ёлку вешали Русская елка. История, мифология, литература. Е. В. Душечкина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге / ГПНТБ СО РАН кукол-снегурочек. Девочки наряжались Снегурочкой и читали о ней стихи. На рубеже XIX–XX веков она была главной героиней домашних и школьных спектаклей по пьесе Островского. По словам исследовательницы Душечкиной, девочки сблизились с ней — перенимали не только её облик, но и внутренний мир.
Полноправной участницей праздника Снегурочка стала уже в советское время — когда «устаревшую» рождественскую ёлку сменила Три века русской ёлки. Е. В. Душечкина / Наука и Жизнь идеологизированная новогодняя. Тогда же придумали привычный нам образ Деда Мороза. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились Мифы ХХ века: дед Мороз и Снегурочка. К. В. Душенко / Киберленинка вместе на празднике в московском Доме Союзов. После этого Снегурочку окончательно запомнили главной помощницей волшебника. Для советских людей она перестала Случай Снегурочки: литературный персонаж, визуальный образ и жизненный сценарий. И. С Веселова / Киберленинка быть трагически погибшей из-за любви девушкой.
В конце 30-х годов Снегурочке придумали дресс-код. Советские педагоги подготовили Случай Снегурочки: литературный персонаж, визуальный образ и жизненный сценарий. И. С Веселова / Киберленинка сборник с описаниями детских новогодних костюмов. Среди них был и костюм Снегурочки. Он состоял из белой или светло-голубой шубки-платья, шапочки, светлых валенок или сапожек и светло-жёлтых кос (их советовали делать изо льна или из пеньки). Этот образ не менялся ближайшие 70 лет.
В методичках для педагогов закрепили и сценарий новогоднего праздника. Детям заранее рассказывали, что у Деда Мороза есть весёлая внучка Снегурочка, которая любит петь, плясать и играть. Встретив Деда Мороза, дети должны были спросить у него, не пришла ли с ним Снегурочка. После этого она вбегала в зал и все хором кричали: «Ёлочка, зажгись». Гирлянда загоралась, а Дед Мороз со Снегурочкой танцевали. Такой Новый год стал традицией нескольких поколений.
Зажигание ёлки было одним из главных чудес Снегурочки. Писатель Константин Паустовский вспоминал Символы Нового года / Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьёва-Амурского , как на Кремлёвской ёлке Снегурочка коснулась дерева своей волшебной палочкой — и произошло невероятное: загорелись свечи, заиграли фанфары, взвились вверх шёлковые флаги. Поражённые дети громко захлопали в ладоши.
В советское время детсадовских на школьных утренниках каждая девочка мечтала Случай Снегурочки: литературный персонаж, визуальный образ и жизненный сценарий. И. С Веселова / Киберленинка стать именно Снегурочкой, а не какой-нибудь снежинкой. Эта роль доставалась самой лучшей ученице. Её выбирали учителя, и на празднике всё внимание доставалось ей. В 1953 году детская поэтесса Агния Барто написала стихотворение Снегурочка. А. Барто / Библиотека русской поэзии о девочке, которую выбрали Снегурочкой на школьном балу. Из школьницы с перепачканными пальцами она вмиг стала красавицей в белом наряде, которую не узнал собственный учитель. В последнем четверостишии героиня Барто тает — «как и полагается каждой Снегурке». Но уже не от трагической любви, а от счастья: один из участников карнавала назвал её лучшей Снегурочкой района.