Знать
11 декабря 2023

Из жертвы коварных подруг в символ Нового года: кто и зачем придумал Снегурочку

Снегурочку многие помнят и любят с детства. Её рисуют на открытках, показывают в кино, мультфильмах и праздничных спектаклях. На новогодних утренниках она раздаёт сладкие подарки и водит с детьми хоровод вокруг ёлки. Но так было не всегда. Несколько веков назад Снегурочка вообще не имела ничего общего с Новым годом.

Синеглазка из леса: кто такая Снегурочка

По традиции Снегурочка — весёлая и шаловливая, но добрая девушка. Она живёт в лесном домике, дружит со зверями и птицами. Раз в году Снегурочка приходит на новогоднюю ёлку, развлекает ребят и дарит им подарки. Причём, как и Дед Мороз, она чудесным образом успевает побывать на празднике у каждого. 

Так Снегурочку описала литературовед и культуролог Елена Душечкина в своей книге о русской ёлке. Снегурочка, добавляет Душечкина, не только внучка и спутница Деда Мороза, но и посредница между ним и детьми. 

На иллюстрациях и старых открытках Снегурочку часто изображают в голубой шубке или голубом сарафане. У неё большие голубые глаза и длинная белокурая коса. Другой вариант образа — эфемерное и как будто призрачное создание в белом.

«Снегурочка», Б. В. Зворыкин / Wikipedia Commons

Трагичная дева и «пышная невеста»: как придумали Снегурочку 

У дедушки Снегурочки (Деда Мороза) был прообраз — уважаемый, но опасный мифологический персонаж Мороз. Восточные славяне верили , что он воплощает природную стихию и суровое зимнее время. Его старались задобрить, им пугали детей. Во время рождественского ужина хозяин дома приглашал Мороза отведать кутьи — сладкой обрядовой каши с мёдом или изюмом. По поверьям, это спасало посевы от весенних заморозков.

В отличие от Мороза, Снегурочка в народных обрядах не фигурировала. Зато про неё сочинили нехитрую сказку . По сюжету старик и старуха слепили из снега девочку, которая внезапно ожила. Но жизнь её оказалась короткой: летом снежная девочка пошла с подругами в лес и растаяла. По одной из версий , это произошло, когда Снегурочка прыгала через купальский костёр. Будучи зимним духом, она не пережила смену сезонов. А ещё так и не повзрослела. Ведь прыжок через костёр на праздник Купала был обрядом перехода из детства. Перепрыгнувшая девочка становилась девушкой.

Была и другая, более мрачная версия сказки: подруги заманили Снегурочку в лес, убили и зарыли под сосенкой. На могиле выросла дудка, из которой потом появилась ожившая Снегурочка. А подруг-злодеек разоблачили. 

В 1860 году историю Снегурочки пересказал в стихах писатель и публицист Григорий Данилевский. У него Снегурка превратилась из девочки в «пышную невесту». Когда к ней начали свататься женихи, она загрустила и стала таять с каждым днём, пока не превратилась в облачко и совсем не исчезла в лучах зари.

Спустя несколько лет сказки о Снегурочке проанализировал этнограф Александр Афанасьев. Он включил их в свой трёхтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу». Афанасьев считал фольклор метафорой, через которую в народе объясняли природные явления. Растаявшая Снегурка символизировала снег, который исчезает под жарким солнцем. А облачко, которым она стала, — испарение воды и дождевые тучи.

Труд Афанасьева вдохновил драматурга Александра Островского сочинить о Снегурочке пьесу-сказку. Он опубликовал её в 1873 году, переработав исходный сюжет. В его версии Снегурочку никто из снега не лепил. У неё были настоящие родители — Весна и Мороз. Она жила в тереме в глухом лесу, но мечтала о подружках, девичьих забавах и песнях обаятельного пастуха Леля. В итоге тяга ко всему людскому и сгубила девушку. Она впервые полюбила и поплатилась за это жизнью — её сжёг ярким лучом солнечный бог Ярило.

После публикации пьесу осудили . Критики назвали её фальшивой, «недостаточно сценической» и «рафинированной». А образы Снегурочки и других героев — «призрачно-бессмысленными». Несмотря на это, в том же году «Снегурочку» поставили в Большом театре. Впрочем, тоже не особо успешно: позднее спектакль удалили из репертуара. Спустя почти десять лет уже в Мариинском театре поставили одноимённую оперу на музыку композитора Римского-Корсакова. Так, благодаря Островскому, о Снегурочке узнала широкая публика. Позднее исследователи скажут , что это он её и придумал.

Кадр из фильма «Снегурочка» 1968 года, снятого по пьесе Островского

Из мистического духа в шаловливую внучку: как Снегурочка стала любимицей детей

Образ Снегурочки проник в литературу, поначалу сохранив черты трагического образа. Поэты-символисты писали о неуловимой «снежной деве», за которой лирический герой гоняется по лесу, и которую ему никак не удаётся настичь. Поэт Константин Фофанов назвал её «бледной Снегуркой с холодом в сердце». 

Анна Ахматова описала с помощью образа тающей Снегурочки безответную любовь. Её лирическая героиня услышала от возлюбленного жестокие слова: «Не жаль, что ваше тело растает в марте, хрупкая Снегурка!». От тоски и страха она приготовилась «умереть с последней белой вьюгой». 

Поэт-декадент Фёдор Сологуб тоже написал о Снегурочке в трагическом контексте. Своё стихотворение он посвятил жене, которая покончила с собой из-за нервного расстройства. В тексте она появилась в образе растаявшей Снегурочки, которую «измучило и измаяло безумное светило бытия». 

Со временем Снегурочка попала в детскую литературу. В одной из книжек 1890 года было стихотворение с таким сюжетом: дети увидели на улице «бледную малюточку» из снега, решили, что она зябнет, и позвали её домой погреться. При этом то ли автор, то ли сама девочка объяснили: Снегурочка — дочка Зимы и Мороза. Как только наступит весна, они заберут её с собой. То есть на холоде ей было вполне комфортно.

Постепенно дети привыкли к Снегурочке. Она стала для них знакомой и понятной героиней — «дорогой внучкой». В стихотворениях она носила расшитую льдинками шубу, глядела на ребят «искристым взглядом» и то пряталась под ёлкой, то манила к себе. В 1912 году Снегурочка окончательно «породнилась» с Морозом. В книжке поэта Сергея Дурылина «Снегуркин дом» старик построил для неё ледяной домик с расписным крыльцом.

Как Снегурочка стала символом Нового года

В дореволюционные годы Снегурочка сошла с книжных страниц и стала участвовать в праздниках. На рождественскую ёлку вешали кукол-снегурочек. Девочки наряжались Снегурочкой и читали о ней стихи. На рубеже XIX–XX веков она была главной героиней домашних и школьных спектаклей по пьесе Островского. По словам исследовательницы Душечкиной, девочки сблизились с ней — перенимали не только её облик, но и внутренний мир. 

«Снегурочка», В. М. Васнецов / Wikipedia Commons

Полноправной участницей праздника Снегурочка стала уже в советское время — когда «устаревшую» рождественскую ёлку сменила идеологизированная новогодняя. Тогда же придумали привычный нам образ Деда Мороза. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике в московском Доме Союзов. После этого Снегурочку окончательно запомнили главной помощницей волшебника. Для советских людей она перестала быть трагически погибшей из-за любви девушкой.

В конце 30-х годов Снегурочке придумали дресс-код. Советские педагоги подготовили сборник с описаниями детских новогодних костюмов. Среди них был и костюм Снегурочки. Он состоял из белой или светло-голубой шубки-платья, шапочки, светлых валенок или сапожек и светло-жёлтых кос (их советовали делать изо льна или из пеньки). Этот образ не менялся ближайшие 70 лет.

В методичках для педагогов закрепили и сценарий новогоднего праздника. Детям заранее рассказывали, что у Деда Мороза есть весёлая внучка Снегурочка, которая любит петь, плясать и играть. Встретив Деда Мороза, дети должны были спросить у него, не пришла ли с ним Снегурочка. После этого она вбегала в зал и все хором кричали: «Ёлочка, зажгись». Гирлянда загоралась, а Дед Мороз со Снегурочкой танцевали. Такой Новый год стал традицией нескольких поколений.

Зажигание ёлки было одним из главных чудес Снегурочки. Писатель Константин Паустовский вспоминал , как на Кремлёвской ёлке Снегурочка коснулась дерева своей волшебной палочкой — и произошло невероятное: загорелись свечи, заиграли фанфары, взвились вверх шёлковые флаги. Поражённые дети громко захлопали в ладоши.

В советское время детсадовских на школьных утренниках каждая девочка мечтала стать именно Снегурочкой, а не какой-нибудь снежинкой. Эта роль доставалась самой лучшей ученице. Её выбирали учителя, и на празднике всё внимание доставалось ей. В 1953 году детская поэтесса Агния Барто написала стихотворение о девочке, которую выбрали Снегурочкой на школьном балу. Из школьницы с перепачканными пальцами она вмиг стала красавицей в белом наряде, которую не узнал собственный учитель. В последнем четверостишии героиня Барто тает — «как и полагается каждой Снегурке». Но уже не от трагической любви, а от счастья: один из участников карнавала назвал её лучшей Снегурочкой района. 

Станьте первым, кто оставит комментарий
Эмили Блант призналась, что её тошнило от поцелуев с некоторыми партнёрами по фильмам
4 правила нанесения матовой помады, чтобы она не сушила губы
Тренер Татьяна Тарасова заявила, что женщины не могут быть судьями в мужском футболе
Скатка-гоммаж с муцином улитки VERIFIQUE для отшелушивания кожи
«Расширить свой кругозор». 5 лучших фильмов студии A24 по версии пользователей Reddit
Американскую организацию бойскаутов переименовали, чтобы не ущемлять девочек