Комментарии

Всё ещё найс или уже кринж: какими мы видим героинь советских новогодних фильмов сегодня?

советские новогодние фильмы

Фильмы отражают настроения своей эпохи, и новогодние кинокартины не исключение. Их героев и героинь обсуждают и ставят в пример для подражания или назидания. Но мнению зрителей свойственно меняться. Вооружаемся запасами прошлогодних салатов и садимся изучать, как смотрятся героини советских новогодних фильмов в глазах сегодняшних зрительниц.

Леночка из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Леночка Крылова — работница Дома культуры. Его артисты готовят новогодний костюмированный бал, когда прибывает исполняющий обязанности директора ДК Серафим Огурцов. Ему не нравится программа праздника, и он предлагает свою «сурьёзную» версию с выступлениями докладчика и лектора. Артисты во главе с Леночкой решают обхитрить Огурцова и провести праздник, как и задумывали.

Фильм комедийный, со множеством музыкальных номеров, поэтому характеры персонажей не делали слишком глубокими. Героиню Людмилы Гурченко в том числе. О Леночке точно можно сказать, что она смелая девушка. Она буквально рискует своей работой, чтобы устроить настоящий праздник. Девушка понимает, что зрителям хочется веселиться в новогоднюю ночь, а не слушать занудные речи докладчиков. И раз с Огурцовым не удалось договориться, она действует за его спиной.

советские новогодние фильмы: карнавальная ночь
Кадр из фильма «Карнавальная ночь» 

Но какой был бы новогодний фильм без романтики. За Леночкой пытается ухаживать электрик дома культуры Гриша Кольцов. Получается не очень: парень застенчивый, и даже признание девушке он записывает на пластинку. Леночка такой поступок не оценивает. Она не отвергает Гришу, но и не признаётся в ответных чувствах. При этом Леночка часто просит Гришу помочь, зная, что он не откажет из-за симпатии к ней. От этого становится немного неуютно.

Зато на концерте, когда Грише приходится исполнять роль конферансье, Леночка меняет своё мнение. Застенчивый электрик преображается на сцене. И вот Леночка уже проникается симпатией к Грише. С одной стороны печально, что она обратила внимание на парня, только когда он стал подходить под её стандарты. Но с другой, Леночка никогда открыто не отвергала Гришу. Так что это, скорее, оказалась типичная романическая история «достойный парень оказался совсем рядом».

Словом, Леночка вполне могла бы вписаться в комедию XXI века. Кстати, она одна из немногих героинь советского новогоднего кино, кто не ищет любви, а скорее, получает её в виде приятного бонуса.

Нина из фильма «Кавказская пленница» (1967)

Главный герой фильма Шурик приезжает в южный город Кавказа в экспедицию. Там он знакомится с девушкой Ниной, которая приехала на каникулы к дяде. Наивный парень становится невольным соучастником её похищения, организованным заведующим райкомхозом Сааховым. Он хочет жениться на Нине, но вместо ухаживаний просто покупает её у дяди за стадо баранов и финский холодильник. После чего организовывает «похищение невесты», чтобы не пришлось спрашивать мнения самой Нины. 

В случае с Ниной подходит фраза «мем смешной, а ситуация страшная». Ведь если разобраться, в центре комедии похищение девушки для насильной женитьбы. Всё бы ничего, но такое происходит и в реальной жизни. Только выглядит не так весело и забавно. Если раньше это расценивалось как «ох уж эти старые традиции горцев», то сейчас становится жутковато от идеи высмеять похищение девушки.

кавказская пленница
Кадр из фильма «Кавказская пленница» 

Что касается главной героини, то благодаря Нине у нас теперь есть крылатая фраза «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Она идеал советской девушки: молодая, спортивная, учится на педагогическом, добрая и вежливая, смелая и открытая. Нина даже спасает жизнь главному герою фильма, когда тот укатывается в горную реку, завёрнутый в спальный мешок.

Похищение тоже хорошо раскрывает характер Нины. Она не собирается сидеть взаперти, ожидая помощи. Дважды Нина пытается обхитрить и сбежать от своих похитителей. Жаль только, что оба раза неудачно. 

Но всё же Нина слишком идеальная девушка. Её характером сложно проникнуться. В нём нет недостатков, которые олицетворяют живого человека. Характер Нины больше похож на советскую версию культа прекрасной дамы, который был популярен среди рыцарей Средневековья.

Надя из фильма «Ирония судьбы» (1975)

Герой кинокартины — 36-летний хирург Женя Лукашин из Москвы. Путём нелепого стечения обстоятельств он оказывается в канун Нового года в Ленинграде в квартире 34-летней учительницы Нади Шевелёвой. Дело в том, что у неё оказался тот же адрес и дом, что и у Лукашина, потому тот был уверен, что пришёл к себе домой. Он проникается симпатией к Наде, но тут к ней приходит встречать новый год жених Ипполит.

Некоторые зрители осуждают Надю, что та предпочла надёжного и заботливого Ипполита взбалмошному Жене Лукашину, которого знала всего несколько часов. Но Ипполит не такой уж и замечательный, если присмотреться. Он ревнует Надю к Жене каждый раз, когда видит их вместе. Даже когда Надя объясняет ему ситуацию, тот просто истерично покидает квартиру, чтобы через некоторое время вернуться и проделать то же самое. 

И дело не только в характере Ипполита. Даже сам Женя рассуждает о ситуации Нади: ей 34 года, она всё ещё не замужем, а тут на горизонте появляется Ипполит, во всем положительный. И кажется, что это её последний поезд в семейную жизнь. Надя не соглашается с Лукашиным в открытую, но её эмоции всё говорят сами.

советские новогодние фильмы: ирония судьбы
Кадр из фильма «Ирония судьбы» 

До Ипполита у Нади был другой кавалер — неизвестный женатый мужчина. Она встречалась с ним десять лет, но не чувствовала себя любимой. Надя рассказывает Жене, что с тех пор не любит выходные, потому что проводила их одна, в то время как любовник возвращался к жене. 

И вот, когда Надя уже смирилась, что лучше Ипполита пару не найти, появляется Женя Лукашин. Он открыто признаётся в чувствах, сражается за неё, как умеет. Надя чувствует себя нужной и любимой. И потому её внезапную смену симпатии можно понять. Надя хочет того же, что и все мы: чувствовать себя нужной.

И хоть в фильме слишком сильно давят на то, что Надя не замужем, хотя ей 34 года (какой кошмар, жизнь на грани катастрофы!), он всё равно дарит нам интересную героиню с непростой судьбой. Она не идеал советской женщины, в отличие от той же Нины. У неё есть страхи, мечты и разочарования. И потому кажется, что она ближе всего к нам, зрителям XXI века.

🎬Старые зарубежные фильмы тоже меняются в наших глазах

5 устаревших романтических стереотипов на примере «Красотки»

Людмила из фильма «Служебный роман» (1977)

Людмила Калугина — директор московского учреждения. Ответственная, строгая, но при этом невзрачная одинокая женщина. Сотрудники за глаза называют её «мымра». Другой герой фильма — Анатолий Новосельцев. Очень робкий, но при этом добрый человек. Он хочет занять освободившееся место начальника отдела лёгкой промышленности, но не может проявить смелость и спросить об этом Людмилу. Тогда его старый университетский друг предлагает приударить за директором, чтобы получить должность.

Посыл фильма в отношении Людмилы ужасен— её преподносят как женщину, которая «забросила себя». Вместо того, чтобы заниматься своей внешностью и завести семью, она отдала всё свободное время работе. Звучит это абсурдно: Людмила сама добилась успеха в профессии, не пользуется положением и не обижает подчинённых. Но её называют мымрой и старухой. И хотя жанр фильма определяют как «лирическая комедия», Людмила становится почти трагическим персонажем.

служебный роман
Кадр из фильма «Служебный роман» 

Особенно когда становится известно, что за маской серьёзной начальницы Людмила скрывает душевную травму. Она рассказывает Анатолию, что однажды в её жизни был мужчина, который ухаживал за ней, а потом женился на её подруге. Из-за этого Людмила исключила всех женщин из своего круга общения и перестала доверять мужчинам. 

Во второй части фильма Людмила преображается: надевает каблуки и летящие платья, делает макияж и укладку. Свой имидж Людмила меняет не столько потому, что сама захотела, сколько под влиянием общественного мнения и своих чувств к Анатолию. Надо отдать должное: Новосельцев полюбил Людмилу до того, как она преобразилась. Но сегодня такое отношение к женщине, которая всего добилась сама, кажется немного (очень) устаревшим.

Алёна из фильма «Чародеи» (1982)

В институте НУИНУ (научный универсальный институт необыкновенных услуг) создают настоящую волшебную палочку. Директор института Кира Шамаханская решает провести презентацию изобретения 31 декабря на новогоднем вечере. 

Но её планам хочет помешать заместитель директора института Аполлон Сатанеев. Он обманывает Шамаханскую, и та заколдовывает молодую сотрудницу института Алёну, думая, что она предала её. Алёна из доброй девушки становится жестокой ведьмой. Расколдовать её может только поцелуй любви. Тогда её друзья находят жениха Алёнушки — Ивана.

В общем, очень сложные повороты сюжета, из-за которых о характере Алёны мало что можно сказать. Изначально она добрая, милая и отзывчивая девушка с длинной русой косой. Она ждёт-не дождётся свадьбы с Иваном, помогает друзьям и презирает злодеев. Словом, идеальная принцесса из сказки.

советские новогодние фильмы: чародеи
Кадр из фильма «Чародеи»

Проклятие делает её характер прямо противоположным. Алёна забывает про Ивана, вместо мыслей о свадьбе она мечтает о новой должности в институте и роскошной жизни. Алёна использует Сатанеева, который хочет жениться на ней, чтобы получить желаемое. 

На этом характер Алёны заканчивается. В обоих воплощениях она рассуждает о том, какой должна быть женщина, чтобы понравиться мужчине. Она обычная дама в беде, которая ждёт спасения. И получает его, ведь Иван примчался сразу, как только узнал о происшествии. Но в отличие от девушки, его герой развивается от застенчивого парня до храброго героя.

Словом, это самая настоящая новогодняя сказка о всепобеждающей силе любви. Если заменить Алёну на любую принцессу старого «Диснея», суть не изменится. Это неплохо: иногда хочется посмотреть романтичную сказку, где герой в белом костюме спасает любимую. Но сегодня даже сам «Дисней» начинает отходить от такого сценария и делать своих героинь более сложными.

Амбассадор саморазвития на диване. Уже три года смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. В свободное время слежу за профессиональными стилистами и повесткой Vogue, штудирую книги об истории моды и собираю личную коллекцию шмота и украшений.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.