Работа не только «в лес не убежит», но и вообще с места не сдвинется, если не прилагать к этому усилий. Но чем больше копится дел, тем сложнее за них взяться и тем меньше мотивации что-то делать. В итоге мы просто весь день сохраняем мемы и смотрим рилсы с котами. К счастью, проблему прокрастинации всё же можно решить. Собрали простые рекомендации, которые в этом помогут.
Рассортируйте дела по срочности и важности
Для этого можно использовать матрицу Эйзенхауэра. Этот метод предлагает разделить все дела на четыре группы:
- важные и срочные;
- важные, но несрочные;
- неважные, но срочные;
- неважные и несрочные.
Последнюю категорию задач можно оставить на потом без угрызений совести. С остальными же попробуйте разбираться постепенно, каждый день выбирая три главные задачи.
Составляйте списки дел на день
Этот простой метод поможет структурировать хаос и составить чёткий план действий. Особенно он пригодится, когда дел настолько много, что уже и не знаешь, за что хвататься. Важно разумно оценивать свои силы и время, которое потребуется на каждую из задач, поэтому не стоит планировать более пяти дел в один день. Попробуйте записать их на бумаге и сосредоточьтесь на том, чтобы выполнить именно эти задачи в течение дня. Также можно использовать для этого специальные приложения.
Сделайте первый шаг
Он всегда самый сложный. Нужно пересилить себя и создать рабочий документ, открыть файл или книжку, налить воду в ведро, записаться к врачу. Тогда дело из неначатых перейдёт в категорию незаконченных и будет довлеть над вами, вынуждая снова и снова возвращаться к нему мысленно. Это так называемый эффект Зейгарник, согласно которому незавершённые задачи запоминаются лучше, чем завершённые. Из-за этого вам будет проще закончить уже начатое дело.
Ещё один простой способ начать что-то — использовать правило одной минуты. Звучит оно следующим образом: «Если дело занимает меньше 60 секунд, сделай его сразу».
Разбить сложную задачу на простые подзадачи
Этот способ называют методом слона, которого надо «съесть по кусочкам», или методом швейцарского сыра. Нужно разделить сложную задачу на простые подзадачи и шаг за шагом выполнять их. Например, вам нужно написать большую обзорную статью. Начните со сбора информации: можно посмотреть лекции и почитать исследования, даже не покидая кровати. В следующий подход набросайте примерный план, сформулируйте основные тезисы. Когда структура будет готова, напишите вступление, оформите цитаты и постепенно добавляйте основной текст. Таким образом вы будете небольшими шагами приближаться к поставленной цели, и колоссальных усилий делать не придётся.
Ставьте цели и устанавливайте сроки их достижения
Без чёткого понимания конечного результата трудно двигаться вперёд, и ни о какой мотивации речи не идёт. Напишите, чего вы хотите и к какому сроку планируете этого добиться. Главный секрет в том, чтобы правильно формулировать цель. Скажем, больше зарабатывать — слишком расплывчатая и невнятная задача, а вот увеличить доход в два раза в течение этого года и накопить на первый взнос по ипотеке — уже вполне чёткая (и даже относительно реалистичная).
Организуйте комфортное место для работы
Бардак на рабочем столе и разбросанные вещи могут раздражать, отвлекать и даже демотивировать. Потратьте десять минут и создайте вокруг себя пространство, в котором вам уютно. Также нелишним будет позаботиться о подходящей температуре воздуха, правильном освещении и удобном кресле, от которого не затекает спина. Так вам будет приятно садиться за рабочее место, а сам процесс станет более комфортным.
Отмечайте прогресс и празднуйте победы
Обязательно хвалите себя за доведённое до конца дело. Позвольте себе куда-нибудь сходить, развлечься или хотя бы купите вкусняшку. Таким образом ваш мозг усвоит закономерность: «законченное дело — приятное вознаграждение». Это простая, но очень нужная штука, которая действительно поднимет мотивацию.
Не забывайте о передышке
Часто лень и прокрастинация соседствуют с другой крайностью — работой сутки напролёт без отдыха и развлечений, якобы чтобы наверстать упущенное. Такой график может привести к выгоранию и апатии. Чтобы не допустить этого, обязательно выделяйте время для отдыха и расслабления: полежите в ванне с солью, почитайте книжку, не связанную с работой, или посмотрите пару эпизодов любимого сериала. Воспользуйтесь методом помидора. Его суть в том, что вы отводите 25 минут на задачу и 5 минут на отдых после. Фокусировать своё внимание на задаче проще, если период довольно короткий.
Общайтесь с людьми, которые в вас верят
Общение с активными людьми мотивирует. Если же ваши друзья и близкие не поддерживают вас и сами постоянно только и делают, что жалуются на жизнь и всячески страдают, это может демотивировать. Тянитесь к людям, которые вдохновляют вас, увлекают новыми идеями и начинаниями.
Определите свои пики продуктивности
У каждого человека свои пики активности — часы, когда он особенно продуктивен. Кто-то предпочитает хорошенько поработать рано утром, а кто-то засиживается допоздна. Выясните, в какое время вы наиболее работоспособны, и старайтесь выполнять сложные задачи именно в часы повышенной активности.
Следите за здоровьем
Чем человек здоровее, тем он активнее. Не забывайте про спорт и физкультуру, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание. Чрезмерное употребление кофе, сладкого и энергетиков дадут заряд бодрости только на короткое время, но впоследствии могут навредить вашему здоровью. А недомогание только прибавит вам хлопот — придётся ещё и ходить по врачам. Поэтому попробуйте уже сегодня заменить кофе на более щадящие напитки, добавить в ежедневный рацион больше белка и клетчатки.
Избавьтесь от информационного шума
Не держите открытыми ненужные для работы окна: чаты в мессенджерах, социальные сети, развлекательные порталы. Поставьте телефон на беззвучный режим и по возможности отложите его подальше от рабочего стола. Постарайтесь сосредоточенно отработать какое-то время, а потом с чистой совестью скролльте ленту.
Используйте аффирмации
Это короткие мотивирующие фразы в утвердительной форме. Например, перед началом работы можно сказать себе: «У меня всё получится» или «Я легко справлюсь с этим заданием». В процессе работы можно говорить: «У меня здорово получается» или «Всё идёт превосходно». Можно также наклеить цветные стикеры с аффирмациями на рабочем столе, которые будут поддерживать вас в минуты сомнений.
Будьте добры к себе
Относитесь к себе бережно. Не сравнивайте свои достижения с победами коллег или друзей. Всегда найдётся тот, кто умнее, успешнее или богаче вас. Жизнь не должна превращаться в бессмысленную гонку за успехом. Работайте с удовольствием и в комфортном для вас темпе.