Знать
23 июня 2021

«Высшее образование — это стереотип, который нам навязали»: истории старшеклассниц, которые не собираются поступать в вуз

Выпускницы рассказывают о своём решении.

Анастасия Цой
Анастасия Цой
Журналистка.
Изображение

Всё меньше одиннадцатиклассников поступает в университеты. В прошлом учебном году процент тех, кто собирался продолжить обучение в вузе, составил 48%, сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на результаты опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru. Данные исследования 2021 года свидетельствуют, что процент выпускников, которые будут подавать документы в вуз, опять снизился — до 43%.

Мы поговорили с четырьмя выпускницами, которые решили никуда не поступать после окончания школы. Они рассказали о реакции родителей, общественном давлении и планах на будущее.

«Я элементарно не вижу пользы в зубрёжке и сидении за партой по семь часов каждый день»

Тая

Я с шести лет занимаюсь музыкой и хочу посвятить ей свою жизнь. Классическое образование в этой сфере — спорный вопрос. В России высшие музыкальные учебные заведения — только консерватории, а игра в оркестре и разбор произведений русской классической музыки меня не привлекают: хватило музыкальной школы. Сейчас я играю на фортепиано и гитаре, занимаюсь вокалом, пишу песни и простенькие треки, мечтаю о своей группе. Я хочу учиться именно тому, что мне пригодится на пути к мечте.

В музыкалке я играла на фортепиано и арфе. Большую часть времени я делала это без удовольствия и только потому, что мама не позволяла бросить. Мне не хотелось играть классическую музыку, и арфа всегда казалась совсем не моим инструментом. Единственное, что мне искренне нравилось, — ансамбли. А вот сольфеджио казалось настоящей мукой. В целом я не жалею о том, что училась там: мне пригодилось умение играть на струнах, так как это сильно облегчило самостоятельное освоение гитары и научило работать в коллективе.

В школе до старших классов я училась хорошо, но, скорее, потому, что родители были против троек. В десятом классе я начала уделять музыке больше времени. Тогда оценки уверенно поплыли вниз, и я чуть не бросила школу — настолько сильным было ощущение, что это всего лишь трата времени. Я элементарно не вижу пользы в зубрёжке и сидении за партой по семь часов каждый день.

Я ходила к психологу и благодаря ей поняла, что мне всё же придётся подстроиться под существующую систему, чтобы окончить школу. Тогда я постаралась сделать всё возможное, чтобы проводить школьное время с большим удовольствием: крутила песни по школьному радио, брала с собой любимые книги, старалась больше общаться с одноклассниками. Это помогло.

Первая реакция родителей на мои слова о том, что я не буду поступать в вуз, была ужасной. В нашей семье у всех есть высшее образование, и мама с папой — люди, которые считают, что без него невозможно выжить. Моя мысль о том, чтобы играть в группе, им тоже казалась полнейшим бредом.

Папа ещё хоть как-то пытается меня понять, а с мамой всё сложнее. Даже обсудить это толком не можем. Но я вижу, что постепенно родители привыкают к моему решению.

Я думаю, в каких-то вузах можно получить необходимые знания, и реально найти институт, где обучение будет приносить удовольствие. Но говорить об обязательном высшем образовании — это как говорить, что все обязаны заниматься музыкой. Высшее образование — это выбор каждого человека. Найти способ устроиться в современном мире можно всегда, если есть желание.

Друзья, в отличие от родственников, восхищаются моей смелостью и верят, что у меня получится построить карьеру. Говорят, что осмелиться пойти по такому сложному пути — это круто.

Смотря на тех, кто поступает в вуз, я лишь понимаю, что не хочу так же переживать из-за ЕГЭ, не хочу сдавать вечные сессии и нервничать из-за оценок, ведь это просто цифры. Я чувствую, что сама выбрала такой путь, и я этому рада.

После окончания школы, наверное, устроюсь работать в какое-нибудь кафе, чтобы копить деньги и не выпадать из жизни в обществе. Также буду развиваться в музыке: писать песни, вести соцсети, искать возможности выступить и начать выпускать свою музыку. Собираюсь жить с родителями: пока есть такая возможность, я ей пользуюсь.

Я мечтаю жить и работать в США. Не исключаю, что позже захочу поступить туда, потому что там есть колледжи, обучение в которых состоит именно из написания песен, освоения музыкальных программ и выступлений.

«Я просто хочу пожить для себя и уделить время своему ментальному здоровью»

Виктория

В девятом классе мне диагностировали ментальное расстройство, из-за которого было тяжело даже вставать с кровати, не говоря уже о том, чтобы концентрироваться на учёбе. На протяжении нескольких лет я испытывала постоянное чувство тревоги. Например, были мысли «Сейчас меня спросят», «Сейчас мне что-то скажут по поводу внешнего вида», «Сейчас меня будут ругать». Бороться самостоятельно было очень сложно. Немного помогало успокоительное, которое всегда было с собой, и дыхательные упражнения. Из-за всего этого в последние школьные годы я училась на тройки и четвёрки.

Я решила не поступать в вуз, потому что поняла, что не готова к нагрузке, которой будет в три раза больше, к необходимости уживаться в новом коллективе. Сейчас у меня нет никакой мотивации учиться. Я просто хочу пожить для себя и уделить время своему ментальному здоровью.

Я знаю, что многие, как и мои родители, могут думать, что я «ленивая» или просто «выдумываю», но, наверное, мне лучше знать, чем другим. Помимо этого, я ещё не определилась с направлением: не хочу выбрать что-то наугад, а потом каждый месяц страдать и хотеть отчислиться. Я просто не вижу в этом смысла.

Родителям важно высшее образование, но аргументов в его пользу у них нет, точнее, есть только один — «сейчас у всех высшее образование». У всех есть, значит, и у меня должно быть.

Мама до сих пор мне говорит: «Может быть, ты всё-таки поступишь?», «Может, хотя бы в колледж?» Я отвечаю ей что-то вроде «Я поступлю, а потом меня отчислят или я отчислюсь сама. Какой в этом смысл?» Наверное, для неё всё выглядит так, будто без диплома я останусь жить под мостом. 

Я думаю, высшее образование — это стереотип, который нам навязали. Есть люди без высшего образования, но с любимой работой и стабильным доходом. У меня много таких знакомых.

Наши школы устроены так, что примерно с девятого класса вас систематически готовят к университету. Ещё многие люди получают диплом, чтобы иметь запасной вариант, чувствовать себя в безопасности: «У меня есть диплом и я вроде специалист, но работать по специальности всё равно не буду».

Я одна из класса не собираюсь никуда поступать. Когда я это осознаю, то стараюсь напомнить себе, что сделала правильный выбор.

Иногда я чувствую давление, когда говорю, что не собираюсь в вуз, а меня спрашивают: «А ПОЧЕМУ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?». Думаю, это связано с тем, что за многие годы нам навязали определённую схему: школа — университет — работа. Я не осуждаю тех, кто идёт по этой схеме, но чувствую, что не готова ей следовать.

После окончания школы я хочу записаться на курсы иностранного языка, игры на музыкальных инструментах, попробовать рисование и много чего ещё, на что во время учёбы у меня не было времени. Может быть, соберусь и куда-то съезжу. В то же время я буду заниматься своим психологическим здоровьем.

На всё это нужны деньги, так что я собираюсь работать. Насчёт поиска работы я особо не заморачиваюсь: у меня есть пара вариантов, но в крайнем случае устроюсь куда-нибудь в общепит. Я бы хотела снимать квартиру с друзьями, но пока планирую жить с родителями.

Я не знаю, чем бы хотела заниматься в жизни. У меня есть интерес к иностранным языкам, работе с общественностью, к телевидению и режиссуре. Возможно, за год я определюсь со специальностью, найду вуз, подготовлюсь к ЕГЭ и если меня всё будет устраивать и я буду к этому готова, то поступлю в университет. В любом случае я сделаю это, когда буду уверена, что учёба мне нужна.

«Я почувствовала себя марионеткой»

Соломия

Десятый класс я встретила в ужасном состоянии: я перевелась в другую школу, а в конце лета умер друг, с которым мы общались в интернете. Весь год мне было тяжело, а в одиннадцатом классе стало ещё хуже — появились суицидальные мысли. Начались проблемы: некоторые учителя не понимали, почему я такая неразговорчивая, а я тем временем стала пропускать уроки. В итоге я совсем забила на учёбу и подготовку к экзаменам.

К тому же мы постоянно ссорились с матерью. Это началось с того момента, когда я решила перестать ходить на танцы. Я занималась ими около десяти лет, но никогда их не любила. Тем более, часто на репетициях другие ребята унижали меня. Самый болезненный случай — мальчики бросили мне в лицо потное полотенце и вся группа начала смеяться.

Моя мать была категорически против того, чтобы я бросала занятия: ведь она любит смотреть, как я танцую. В тот момент мне стало по-настоящему обидно, потому что я почувствовала себя марионеткой. Наверное, именно тогда я поняла, что не буду терпеть и начну следовать своим желаниям. Со мной на неделю перестали разговаривать, перестали готовить мне еду. Но я восприняла это скорее как отдых. 

Из-за моего психологического состояния я прекратила общение со многими людьми, много спала, часто просто лежала в кровати. Родителям это не нравилось. Они считали, что я просто ленивая, и каждый день говорили мне, что я должна стараться, иначе буду работать кассиром в магазине возле дома. Один раз я не выдержала и рассказала о том, что чувствую. И, кажется, меня поняли.

Но длилось это недолго. Иногда родители всё же предлагают мне профессии, которые могут мне понравиться, и обещают помочь, а иногда откровенно давят на меня. Они всё ещё надеются, что я поступлю хоть куда-то; им уже даже неважно куда. Когда в нашим ссорах я прошу их аргументировать свою позицию, они не отвечают ничего конкретного.

В России, на мой взгляд, образование очень отстаёт от современного мира: оно сосредоточено на зубрёжке информации, которую можно в любой момент взять из интернета. Думаю, гораздо ценнее умение пользоваться этой информацией. Поэтому не считаю, что высшее образование играет большую роль в нашей жизни.

Обычно люди очень удивляются, когда говоришь, что не собираешься никуда поступать. Выпускники часто обсуждают выбор друг друга, а когда дело доходит до тех, кто ничего не выбрал, сразу же признают этого человека глупым. Думаю, наши люди просто привыкли так жить. Но уверена, скоро мой выбор тоже будет считаться нормой.

У меня нет чётких планов на будущее. Скорее всего, найду какую-то работу. Я занимаюсь вокалом, мне это интересно, так что я продолжу и попробую себя в других творческих направлениях. Была мысль о том, чтобы написать песню и собрать небольшую музыкальную группу, но пока это только мечты.

Вполне возможно, через год я поступлю в университет, всё может случиться. Но в любом случае я хочу жить в своё удовольствие.

«Хочет девушка быть бариста или мастерицей по окраске волос, зачем ей для этого высшее образование? Ради галочки? Непонятно»

Ася

В будущем я хочу стать колористом, и эта работа не требует высшего образования, так что учиться в университете мне незачем. У меня большие планы: я собираюсь съезжать на съёмное жильё, потому что не могу продолжать жить с токсичными родственниками, и на это понадобятся деньги. Я планирую работать и вряд ли смогу совмещать дела с учёбой. Так ведь совсем не останется свободы и времени для себя.

Абсолютно все мои знакомые собираются в вузы, никто не рассматривает вариант так называемого Gap Year (перерыв длиною в год, который выпускники школ берут перед поступлением в университет. — Прим. ред.).

Родители совсем не принимают моё решение. Их единственный аргумент: так никто не делает: «Все же поступают! Вот твоя подруга поступает, а ты почему нет?! А как же образование?!». Старшее поколение почему-то уверено, что я без высшего образования не заработаю ни копейки.

Но я не считаю, что в современном мире с его разнообразием работ обязательно иметь вышку. Хочет девушка быть бариста или мастерицей по окраске волос, зачем ей для этого высшее образование? Ради галочки? Непонятно.

Искать работу после окончания школы мне не надо: я уже около года работаю переводчиком-редактором на одну компанию. Правда, там нестабильный и небольшой заработок, так как мне не доверяют серьёзные задачи. Поэтому я нашла кофейню, в которой буду подрабатывать после получения аттестата. Ну а после того, как мне исполнится 18 лет, я планирую пойти подмастерьем к мастеру-колористу.

Я хочу зарабатывать на жизнь тем, что мне нравится, — красить чужие волосы в яркие цвета, наблюдая, как твоя работа полностью меняет имидж человека, или готовить вкусный кофе, который я обожаю. Звучит как мечта!

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий