В мае 2024 «Фуриоса» с Аней Тейлор-Джой не смогла окупиться в прокате. За пару месяцев до этого «Мадам Паутина» с Дакотой Джонсон и Сидни Суини едва «отбила» свой бюджет. Кажется, супергеройское кино с женщинами у публики больше не в почёте. Или дело всё-таки не в женщинах? Давайте разбираться.
Что случилось
Супергеройские фильмы с женщинами действительно проваливаются в прокате и собирают плохие отзывы. «Фуриосу» с Аней Тейлор-Джой пользователи «Кинопоиска» заклеймили Фуриоса: Хроники Безумного Макса (2024) / Кинопоиск чуть ли не самым неудачным фильмом франшизы «Безумный Макс». При солидном бюджете в 168 миллионов «Фуриоса» собрала чуть больше 114 миллионов, хотя предыдущий фильм саги «Дорога ярости» дважды покрыл расходы.
На производство «Мадам Паутины» с Сидни Суини и Дакотой Джонсон продюсеры потратили 80 миллионов, а в прокате едва собрали 100 миллионов. Рейтинг фильма на IMDb составляет всего 3,9 из 10, а пользователи саркастично назвали Madame Web / IMDb фильм «50 оттенков лажи». Результат не впечатляющий, и снова есть с чем сравнить: другая часть «паучьей» франшизы Sony «Веном» 2018 года окупилась восьмикратно.
Второй «Капитан Марвел» с Бри Ларсон эпично провалился с бюджетом в 220 миллионов и сборами в 206 миллионов. Его окрестили The Marvels (2023) / IMDb самым неудачным фильмом киностудии за последние годы.
«Чудо-женщина 1984» с Галь Гадот собрала в прокате скромные 166 миллионов при бюджете в 200 миллионов. Кассовый успех предыдущей части картина не повторила. Свои впечатления от просмотра зрители описывают Чудо-женщина: 1984 / Кинопоиск фразами «испанский стыд» и «пустая трата времени».
Однако ругают картины вовсе не за наличие женских персонажей, которые посмели быть сильными.
Среди претензий к «Фуриосе» — отсутствие драйва и слишком простая главная героиня.
«Если вы фанат компьютерной графики уровня „Последняя фантазия“ с рваными и ускоренными движениями отрисованных персонажей, то вам может и зайти. А если нравятся реалистичная отточенность движений, элемент опасности от выполнения рискованных трюков, натурные съёмки, захватывающая дух постановка боевых сцен, то вам точно не сюда».
«„Безумный Макс“ — это погони. Это драйв, экшн. Потрясающая открывающая погоня первой части. „Дорога ярости“ — сама по себе погоня, от начала и до конца. В „Фуриосе“ погони есть, но они сильно проигрывают в масштабе предыдущим фильмам. Нет чего-то захватывающего дух, чего-то, чтобы прилипнуть к экрану, забывая дышать.
В „Безумном Максе“ Фуриоса была харизматичной, многогранной, таинственной. Здесь же она раскрыта как на ладони, в ней не угадывается внутренний конфликт».
Кинопоиск «Фуриоса» не взошла / Кинопоиск
«Паутине» достаётся Мадам Паутина (2024) / Кинопоиск и за графику, и за неубедительный сценарий, и за лишённых индивидуальности персонажей.
«К „Мадам Паутине“ ровно триллион вопросов. Почему настолько одинаковыми вышли все три второстепенные героини? Почему героиня Дакоты Джонсон, у которой колоссальные проблемы с коммуникацией, в важные для сюжета момента включает Супервумен настолько храбрую, что хоть сразу без экзаменов зачисляй в Гриффиндор? Зачем нужен Иезекииль — типичный мачо-мэн с кучей бесполезных способностей?»
«Жаль актёров. Большинство причастных к съёмкам всё же талантливые артисты, а здесь ходят со скучающим видом. Исполнительницы ролей женщин-пауков выдают какие-то случайные шаблонные фразы и просто болтаются без дела. Не говоря о том, что диалоги будто бы писала нейросеть».
Кинопоиск Madame Web (2024). Отзыв / Кинопоиск
Первую «Чудо-женщину» хотя и журили Чудо-женщина (2017) / Кинопоиск за наивный пафос и недостаточную проработку героев, всё же хвалили за живость, юмор и феминистский посыл. Во второй картине плохо прописанные герои и небрежная актёрская игра затмили Wonder Woman 1984 / IMDb эти положительные качества, по мнению зрителей.
«Персонажам не хватает „мяса“. Галь Гадот произносит реплики так, будто впервые видит сценарий. Педро Паскаль тоже не утруждал себя и видимо, пришёл в проект просто за гонораром. Добавим этому скучный сюжет, вялую режиссуру, неинтересные спецэффекты, похожие на мультяшные. И даже музыка Ханса Циммера не спасает».
«Проблема фильма в затянутости. Произошло ли что-то за первые 90 минут? Абсолютно ничего. Галь Гадот стала заложницей ужасного сценария. Моментами кажется, она прямо чувствует, что сценарий никуда не годится».
IMDb Ouch, that was so boring / IMDb
«Капитана Марвел» тоже обвиняли The Marvels / IMDb в слабом сценарии и недобросовестной проработке персонажей. Справедливости ради, предыдущий фильм из серии публика тоже не считала Captain Marvel / IMDb вершиной искусства. Но первому в истории Marvel фильму про супергероиню, очевидно, простили и сценарные промахи, и скучноватых персонажей (всё-таки картина заработала больше миллиарда). А вот второму «Капитану» так не повезло.
«Одной из самых больших проблем первого фильма „Капитан Марвел“ было то, насколько слабо была написана главная героиня. Она одной левой раскидывала плохих парней, ни разу не проявляя эмоциональной слабости. С ней невозможно себя соотнести. Если вы думали, что в сиквеле эту проблему решили, то ошиблись. Персонаж не изменился и не вырос со времени выхода первого фильма».
«Трое актрис, конечно, хороши, и всегда приятно видеть на экране Сэмюэля Л. Джексона, но больше там смотреть не на что. Даже так называемый злодей — и тот не интересен. Большинство сцен были просто глупыми».
А что, фильмы про мужчин-супергероев собирают кассу лучше?
«Мужские» супергеройские фильмы последних лет оценивают похожим образом — негативно. Вышедшая в 2023 году вторая часть «Аквамена» еле-еле собрала в прокате половину бюджета. И это несмотря на Джейсона Момоа в главной роли и крепкого мейнстрим-режиссёра Джеймса Вана (у него за плечами успешные седьмой «Форсаж» и две части хоррора «Заклятие»). На «Кинопоиске» фильм прокомментировали Аквамен и потерянное царство (2023) / Кинопоиск как скучный и предсказуемый.
«Там, где первый фильм упивался своей дерзкой абсурдностью, сиквел плетётся по знакомой формуле, перерабатывая шутки и подрывая зрелищность пустышками. Харизма Джейсона Момоа остаётся неизменной. Но даже полубог без рубашки не может реанимировать сюжет, тонущий на мелководье предсказуемых конфликтов и надоевшей семейной вражды».
«Супергеройский фильм может позволить себе быть глуповатым, но никак не скучным. Первая часть тоже не была абы каким шедевром, но всё же это было весьма свежее, забавное и зрелищное кино с обаятельным главным героем. Проблема продолжения в том, что оно мало чем отличается от предшественника.
Старые приёмы перестают работать, мир фильмов по комиксам меняется. Вот в Marvel начали искать альтернативные пути, как привлечь зрителя. Так появился „Человек-Паук: Нет пути домой“, филигранно играющий на чувстве ностальгии. „Аквамен“ за этим явно не поспевает».
Кинопоиск Просто добавь воды / Кинопоиск
Убыточный второй «Шазам» (2023) зрители называли Шазам! Ярость богов (2023) / Кинопоиск пресным, банальным, слишком простым и отстающим от жизни. Равно как и едва окупившегося «Флэша». Интернет-пользователям особенно не понравились Флэш (2023) / Кинопоиск некачественные визуальные эффекты и сценарий с сюжетными дырами, в котором безо всякой мотивации появляются персонажи из других вселенных. На «Кинопоиске» это объяснили Неудачное продолжение беэтмениады / Кинопоиск маркетинговым ходом, чтобы привлечь аудиторию. Стало быть, пол персонажей здесь ни при чём. Супергеройское кино за последние несколько лет попросту упало в качестве. Логично, что шансы собрать кассу упали вместе с ним.
Почему так происходит
Большое кино делается для зрителя, и он не будет платить за сомнительный продукт. И никакие сильные женские персонажи или звёзды первой величины в центральных ролях дело не спасут. Вершащая возмездие Фуриоса, помогающие друг другу бороться со злом Кассандра и Женщины-пауки, независимая Капитан Марвел и спасающая мир Чудо-женщина — звучит здорово. Но к несчастью, эти важные феминистские идеи упаковали в дурацкие, плохо продуманные истории, которые нет желания покупать. Даже если в них снимаются любимицы публики Галь Гадот, Аня Тейлор-Джой, Бри Ларсон и Сидни Суини.
Зритель от такого устал. Он больше не «клюёт» на громкое имя на постере, пандемия отучила его ходить в кинотеатры, а смотреть пиратскую копию на маленьком экране ноутбука готовы не все. Его нужно чем-то цеплять — как минимум хорошей проработкой персонажей и эффектной графикой. Как максимум — свежими идеями.
Со свежими идеями в мейнстримном кино сейчас сложно. Голливуд переживает бум всевозможных перезапусков и ремейков.
Вспомним провалившийся в прокате мюзикл Спилберга «Вестсайдская история», ремейк фильма 1961 года. Или недавних «Каскадёров», едва окупившийся ремейк одноимённого сериала 1980-х. Зритель вправе считать эти не самые слабые с точки зрения ремесла фильмы скучными и вторичными. В них почти слово в слово повторяют уже рассказанную историю и не пытаются привнести в неё что-то новое.
Супергеройские проекты страдают по этой же причине. Создатели супергеройских фильмов не пытаются показать историю с неожиданного ракурса, «покрутить» так, чтобы она расцвела новыми красками.
Что мешало авторам «Мадам Паутины» посмотреть по сторонам и проанализировать, скажем, один из самых успешных последних фильмов Marvel — вышедшего в 2021 третьего «Паука»? Его главный герой не клишированный рыцарь без страха и упрёка с амбициями обязательно спасти весь мир. Он чувствует ответственность за близких и готов сражаться, но ему не чужды сомнения: а вдруг не получится? Живой и трогательный в своей уязвимости герой Тома Холланда, да ещё кидающийся актуальными для фанатов мемами, — оказывается, именно это и было нужно аудитории. Ну и ещё увидеть паучков предыдущих поколений в исполнении Эндрю Гарфилда и Тоби Магуайра — кроссовер, который заслужили фанаты. Новая маскулинность с ностальгией победили, в результате фильм заработал в прокате почти два миллиарда. Однако «Мадам Паутина» пошла простым путём и предложила нам двухмерных персонажей — неинтересных настолько, что лучше комикс перечитать. Создатели «Фуриосы» тоже не позаботились о том, чтобы сделать образ главной героини объёмным, хотя бы чуть-чуть её очеловечить — и оставили зрителей в справедливом гневе.
Кино прекрасно тем, что вольно как угодно интерпретировать первоисточник, заимствовать у других фильмов лучшее и отбрасывать худшее. Если помнить об этом, то, может быть, и появятся новые киношные супергерои и супергероини, которые украдут наши сердца. Студии ведут разговоры о перезапуске вселенных и уже объявили о новых «женских проектах». Как минимум, DC собирается снимать спин-офф про амазонок из «Чудо-женщины», фильм про сестру Супермена Супергёрл, а Marvel — сериалы «Железное сердце» о Рири Уильямс и «Очи Ваканды» о воительницах маленькой африканской страны. В игнорировании женщин их точно не обвинишь. Осталось подтянуть качество работ.