Кажется, в 2024 году все уже согласились, что расизму в этом мире не место. Но недавно диснеевская актриса Авантика столкнулась Mean Girls Star Avantika Has Not Been Cast as Rapunzel in a Live-Action Tangled Despite Racist Backlash She's Receiving / People с оскорблениями в Сети из-за цвета кожи. Поводом стали слухи, что девушка сыграет Рапунцель в киноремейке знаменитого мультфильма. Похожий скандал произошёл ‘Romeo & Juliet’ Play Starring Tom Holland and Francesca Amewudah-Rivers Faces ‘Barrage of Racial Abuse,’ Producer Says ‘This Must Stop’ / Variety вокруг театральной постановки «Ромео и Джульетта» с Томом Холландом и темнокожей актрисой Франческой Амеваду-Риверс. Саша Подольникова — о том, почему зрителей так возмущает расовое разнообразие в кино.
Что произошло
Скандал с «Рапунцель» разгорелся, когда в интернете начали обсуждать, кто мог бы сыграть центральные роли в ремейке мультфильма 2010 года. Того самого, где главную героиню озвучила Мэнди Мур. Один из пользователей соцсети X написал, что, по данным «источников», в роли принца снимется звезда диснеевской франшизы «Зомби» Майло Манхейм, а принцессу сыграет Авантика. Она известна по подростковой драме «Играй» и новым «Дрянным девчонкам». Позднее, однако, пользователь удалил пост и написал alright i deleted #that tweet / X , что сделал его «ради шутки». Более того, на тот момент Disney ещё официально не подтверждал ни своих планов снять ремейк, ни выбор актрисы на главную роль. Тем не менее в Сеть уже хлынула волна постов, авторы которых считали: Авантика не должна играть Рапунцель.
Пользовательница TikTok сняла себя плачущей и подписала видео: «Это я притворяюсь, что маленькая девочка внутри меня не расстроена кастом будущего фильма „Рапунцель“». Видео стало Somebody call the wambulance / X вирусным в соцсети X.
«Непопулярное мнение: Рапунцель — светловолосая блондинка. Извините, но актриса-индианка с длинными чёрными волосами НЕ Рапунцель».
Некоторые оставляли в личных соцсетях Авантики негативные комментарии. «Мы не хотим видеть тебя своей Рапунцель», — писали под фотографиями актрисы в Instagram*.
Также пользователи саркастично предполагали, какие белые актрисы могли бы сыграть темнокожую принцессу в ремейке «Принцессы и лягушки».
«Ага, а Сидни Суини пусть сыграет Тиану».
В начале апреля авторы новой постановки «Ромео и Джульетта» в лондонском театре Герцога Йоркского объявили, что главные роли сыграют Том Холланд и Франческа Амеваду-Риверс. Вслед за этим им пришлось выпустить ещё одно заявление. Создатели спектакля рассказали ‘Romeo & Juliet’ Play Starring Tom Holland and Francesca Amewudah-Rivers Faces ‘Barrage of Racial Abuse,’ Producer Says ‘This Must Stop’ / Variety о шквале расистских оскорблений в адрес одного из участников постановки. Так, в Facebook* посчитали, что из-за цвета кожи актриса не должна играть роль Джульетты, и называли Амеваду-Риверс «не женственной». Эти комментарии собрали десятки лайков.
«Давайте теперь на роль Малкольма Икса возьмём Вин Дизеля».
«Ромео и его бро».
«Да ладно вам, она эээ красивый».
Кто поддержал актрис
Помимо оскорбительных комментариев, в сети есть и те, где актрис защищают.
Более 800 темнокожих актёров и актрис подписали A LETTER OF SOLIDARITY WITH OUR JULIET - FRANCESCA AMEWUDAH-RIVERS / Google Drive онлайн-письмо в поддержку Франчески Амеваду-Риверс. Они назвали расовый хейт и мизогинию по отношению к ней отвратительными.
«Слишком часто темнокожие артисты, особенно женщины, сталкиваются с ураганом онлайн-оскорблений после того, как совершили „преступление“, получив роль самостоятельно».
A LETTER OF SOLIDARITY WITH OUR JULIET -
FRANCESCA AMEWUDAH-RIVERS A LETTER OF SOLIDARITY WITH OUR JULIET - FRANCESCA AMEWUDAH-RIVERS / Google Drive
Лауреатка «Оскара» темнокожая актриса Виола Дэвис также поддержала юную коллегу. В своих соцсетях Дэвис написала, что солидарна с каждым темнокожим артистом.
«Талант и способности не зависят от расы, и раса не должна быть ограничением. Хочется спросить тех, кто взял на себя смелость распространять эти оскорбления: „Почему вас так волнует цвет кожи?“»
Instagram*
Пользователи Reddit высмеяли расистские комментарии в отношении Франчески Амеваду-Риверс и Авантики и тоже поддержали актрис.
«В моё время Ромео и Джульетту играли двое мужчин, и никто не жаловался. А теперь сюда добавляют женщин ради инклюзивности. Что вы делаете с моим Шекспиром!»
Пользователь Reddit
«Они ведут себя так, будто действительно собирались пойти посмотреть пьесу Шекспира в Лондоне. Но теперь в ней появилась темнокожая девушка, и всё испорчено!».
Пользователь Reddit
«Расисты в Интернете настолько ненавидят цветных женщин, что теперь будут заранее нападать на них, прежде чем они успеют получить роль в фильме. Кстати, вы даже не целевая аудитория „Рапунцель“».
Пользователь Reddit
«Кто сказал, что Рапунцель блондинка? Её фишка — длинные, сильные волосы. И ещё она сидит взаперти, и ей не дают встречаться с мужчинами. Для меня это звучит определённо по-индийски».
Пользователь Reddit
«Да я всё своё детство ждала, когда диснеевскую принцессу сыграет южная азиатка! Но, чур, я первая».
Пользователь Reddit
Почему пора перестать возмущаться расовым разнообразием
Искусство не имеет границ и постоянно развивается
Любое искусство, в том числе кино и театр, — это живая система. Она находится в постоянной трансформации. На протяжении истории одни направления в искусстве сменяли другие. И у каждого — от классицизма до модернизма и постмодернизма — были свои правила.
Вряд ли Денис Фонвизин, написавший самую классицистскую из всех классицистских пьес «Недоросль», мог представить, что спустя двести лет станет популярной постмодернистская литература. И что в ней не будет никакой объективной истины, переплетутся миллион разных сюжетов, а действие будет происходить в разных временных отрезках. Однако сегодня это никого не удивляет — в искусстве, к счастью, нет навсегда обозначенных правил.
Творец же волен делать с произведением что угодно — да, это пресловутое «Я художник, я так вижу». Автор вправе интерпретировать первоисточник по-своему, адаптировать его под современность, вносить новые смыслы. Так работает искусство. Шекспировская пьеса «Ромео и Джульетта» — едва ли не чемпион по количеству интерпретаций. В той или иной вариации её ставили десятки раз. В одной из версий — «Вестсайдской истории» (и в мюзикле, и в киноадаптациях 1961 и 2021 годов) — Джульеттой была латиноамериканская актриса. По задумке влюблённые герои принадлежали к разным молодёжным бандам — белых и пуэрториканцев. Идея состояла в том, чтобы показать: расовая нетерпимость и угнетение мигрантов до добра не доводят. И хотя авторы не во всём следовали букве Шекспира, история имела невероятный успех.
А ещё искусство очень зависит от конкретного периода, режима власти и общественных установок. В Древней Греции женщины были весьма ограничены в правах Status of Women in Ancient Greece / ResearchGate и потому не играли на сцене. То же самое происходило Gender on Shakespeare’s Stage: A Brief History / WT в Елизаветинскую эпоху. Профессия актрисы не соответствовала образу примерной скромной жены и матери — именно такой в те времена полагалось быть женщине. Но прошли годы, движение за женские права крепло, и в нашем поле зрения появились женщины-актрисы. И вполне логично, что в какой-то момент в кино и на театральных сценах начали играть люди с разным цветом кожи.
В прошлом кино и так было очень «белым»
Появлению цветных людей на экране предшествовала долгая история угнетения.
Кино изобрели белые люди и вначале показывали в нём белых героев — по крайней мере, если речь шла о главных персонажах. В современной культуре этот феномен называют вайтвошингом A New Meaning of 'Whitewashing' / Merriam Webster Dictionary (от английского whitewashing). В узком смысле так обозначают практику, в которой в популярных проектах играют исключительно белые актёры. В широком — «вымывание» целого культурного и исторического пласта, связанного с какой-то этнической группой.
Цветные герои в основном изображались второстепенными и отрицательными — как в знаменитой эпической картине Дэвида Гриффита «Рождение нации» (1915). Фильм, вошедший в историю Голливуда, показывал темнокожих героев насильниками, выставлял их глупыми и примитивными людьми. В то же время белые герои, ультраправые консерваторы из Ку-клукс-клана Ультраправая расистская организация в США, отстаивавшая превосходство белых людей. Организована после поражения Юга в гражданской войне 1861-1865. , выглядели благородными спасителями. Похожий нарратив был в одном из первых классических вестернов — «Дилижансе» Джона Форда (1939). Индейцев племени апачи изображали «дикими», агрессивными и жестокими — в то время как в действительности апачи всего лишь защищали свою землю от вторжения белых.
В сущности, кино «стирало» истории реальных цветных людей, ни слова не говоря о страданиях, которые выпали на их долю, — ни о столетиях рабства, ни о геноциде коренного населения США. Кстати, «стирание» часто было буквальным. В «Рождении нации», например, темнокожих персонажей играли белые актёры с блэкфейсом Разновидность театрального и киногрима, который использовался для перевоплощения белых актёров в темнокожих. Была очень популярной в США вплоть до 1960-х годов, когда стало набирать силу движение в защиту прав темнокожих американцев — тоже глубоко расистская практика.
Блэкфейс оставался актуальным и годы спустя: в широко известной экранизации «Отелло» (1965) с Лоренсом Оливье актёр был загримирован под своего темнокожего персонажа. В не менее известном фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976) Владимир Высоцкий исполнил роль Ибрагима Ганнибала — и тоже носил блэкфейс. А в легендарном «Завтраке у Тиффани» белый актёр Микки Руни сыграл японца.
Если небелый человек и играл положительного героя, то чаще второстепенного. Обычно это был смешной слуга или преданный хозяину всей душой помощник. В культовых «Унесённых ветром» (1939) встречается и то и другое. Баттерфлай МакКуин сыграла здесь неловкую чудаковатую юную служанку Скарлетт Присси. А с ролью Мамушки в кино вошёл образ верной наперсницы и помощницы белой главной героини. У неё нет полноценной сюжетной линии, а в истории она нужна, только чтобы служить хозяйке. Интересно, что сыгравшая Мамушку Хэтти МакДэниел стала первой темнокожей актрисой, получившей «Оскар». На церемонии ей пришлось сидеть отдельно от белых коллег Oscar’s First Black Winner Accepted Her Honor in a Segregated ‘No Blacks’ Hotel in L.A. / The Hollywood Reporter , и даже в отель, где проходило вручение наград, МакДэниел пустили в виде исключения. Следующий раз темнокожая актриса получила «Оскар» только через полвека — это была Вупи Голдберг за роль в «Привидении».
Кино оставалось «белым» несколько десятилетий. В «золотую» эпоху Голливуда на экранах блистали белые актёры и актрисы. Цветные артисты в главных ролях начали появляться в 70-е, но обычно не в суперпопулярных фильмах, сделанных большими студиями. Лишь в конце 80-х — начале 90-х зрители наконец увидели мейнстримовое кино, где центральных персонажей играли небелые люди. Тогда вышли «Поездка в Америку» (1988) с Эдди Мёрфи, «Побег из Шоушенка» (1994) с Морганом Фрименом, «Люди в чёрном» (1997) с Уиллом Смитом, «Ураган» (1999) с Дензелом Вашингтоном. В то же время темнокожих женщин на большом экране было поменьше: в 1992-м Вупи Голдберг снялась в «Привидении» и популярной комедии «Действуй, сестра!», а Уитни Хьюстон — в мелодраме «Телохранитель». Будущие звёзды Куин Латифа, Холли Берри и Виола Дэвис ещё не получили своих прорывных ролей.
Людям с небелой кожей тоже нужна репрезентация
Недавно в разговоре в компании я поделилась, что найти актрису узбекского происхождения для съёмок нашего нового фильма оказалось непросто. Мне ответили что-то в духе: «Возьмите на эту роль темнокожую женщину с инвалидностью, чтобы порадовать меньшинства». Такие «шутки» я слышу с завидной регулярностью. Но — какой сюрприз — видеть на экране похожих на себя хотят не только белые люди, которые передвигаются без коляски. Это вроде бы очевидно, но почему-то ускользает от внимания критиков.
Если твоё существование замалчивают, поневоле начинаешь сомневаться: а можешь ли ты чувствовать себя полноценным, нужным, красивым, любимым. Поэтому так важно делать новых «Русалочек» — наперекор возмущению, что Ариэль сыграла Холли Бейли. Или ставить новую театральную версию «Гарри Поттера» — под крики: «Гермиона должна быть белой!» Или вводить в «Бриджертонов» темнокожих актёров — независимо от того, были ли у королевы Шарлотты действительно афроамериканские корни Was Queen Charlotte Black? Here’s what we know. / The Washington Post .
В прошлом году в интернете вирусилось видео, где дети реагируют на «Русалочку» 2023 года и восхищаются: «Вот это да, она выглядит прямо как я!». С первых секунд за тех, кто считает расовую инклюзивность надуманной проблемой, становится как-то неловко. Потому что это базовая потребность — расти с ощущением, что, если ты и отличаешься от большинства, с тобой точно всё в порядке и ты можешь быть героем собственной сказки. Инклюзивность эту потребность закрывает.
* Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.