Ежегодно в ночь с 30 апреля на 1 мая жители Центральной и Северной Европы отмечают Вальпургиеву ночь. Это древний христианский фестиваль, связанный с приходом весны и изгнанием злых духов. А ещё эту ночь называют Ночью ведьм. Рассказываем, как появился этот праздник, как проходили шабаши на Лысой горе и при чём здесь день Ивана Купала.
Как появилась Вальпургиева ночь
В дохристианские времена 1 мая европейцы отмечали Walpurgis Night/ World history encyclopedia кельтский языческий праздник Белтейн, символизирующий начало лета. Он был посвящён богу солнца и плодородия Беленусу. Жрецы приносили ему жертвы, а остальные люди прыгали через костры для ритуального очищения. Считалось, что в эту ночь вся нечисть выходила в мир людей для встречи с сатаной. В Германии этот праздник называли Ночь ведьм.
С приходом христианства в Европу многие языческие праздники получили новую интерпретацию или были адаптированы под христианские традиции. Так случилось и с Белтейном. В VIII веке англосаксонская монахиня святая Вальбурга приехала во Франконию (современная Германия) для миссионерской работы. Согласно легендам, Вальбурга обладала чудодейственными способностями и помогала людям, исцеляя болезни и защищая урожай.
Первое чудо, совершённое святой Вальбургой, относят Томас Мейрик «Житие Святой Вальбурги» к моменту её поездки в Германию по зову брата Вунибальда. Как отмечает преподобный Томас Мейрик в «Житие Святой Вальбурги», во время переправы началась страшная буря, и корабль стал уходить под воду. Женщина встала на колени, помолилась и приказала шторму затихнуть. Шторм затих.
Ещё один случай спасения человека Вальбургой также описан в «Житие». Святая решила помочь умирающей девочке. Когда Вальбурга подошла к дому, на неё напала стая собак, однако женщине удалось пройти мимо разъярённых животных и остаться целой. Всю ночь Святая молилась у кровати девочки, а утром ребёнок вернулся к родителям здоровым.
Согласно рассказам местных жителей, записанным Sagen, Mythen und Legenden aus dem Harz/ Bernd Sternal, Lisa Berg публицистами Берндом Штерном и Лизой Берг, некоторые люди считали Вальбургу ведьмой и обвиняли в связи с дьяволом. Женщину арестовали за ведовство и даже хотели сжечь после суда. Однако ей удалось оправдать себя и остаться в живых.
Вальбурга умерла Вальпурга/ Православная энциклопедия предположительно в 779 году и была похоронена в хайденхаймском монастыре. Затем монастырь пришёл в упадок, из-за чего на его месте возвели новое здание. Могила Святой стала заброшенной. Решение о её переносе принял новый епископ, к которому Вальбурга якобы пришла во сне, обвинив в недостойном отношении к ней и к Богу. Могилу переносили 1 мая. Как сказано в «Житие», при её переносе случилось ещё несколько чудес: будучи мёртвой, она излечила мальчика-эпилептика и женщину с подагрой.
Папа римский Адриан II канонизировал Вальбургу, после чего ночь на 1 мая стали называть Вальпургиевой ночью. Так языческий и христианский праздники слились воедино, и ночь нечисти получила имя праведницы.
Как ведьминские ковены связаны с сестринством
О ведьмах говорили ещё во времена язычества. Если богов относили к высшей категории существ, то ведьм, эльфов, гномов, русалок и другую нечисть приравнивали к низшей. Внимание к ведьмам повысилось «Энциклопедия колдовства и демонологии» Рассел Хоуп Роббинс с приходом христианства — в раннем Средневековье Церковь начала бороться с колдовством как с пережитком языческих суеверий.
Американский исследователь колдовства Рассел Хоуп Роббинс в одной из своих работ «Энциклопедия колдовства и демонологии» описывает ведьм как женщин, вступивших в союз с дьяволом. Их винили в эпидемиях, засухе и неурожае. Им преписывались способности предсказывать будущее, создавать яды и приворотные зелья. Ведьмы могли принимать разные обличья: стать безобразной старухой или молодой привлекательной девушкой. Их атрибуты — летучие мыши, чёрные коты, метла и волшебные травы.
Согласно исследованиям Роббинса, нередко ведьмы объединялись в сообщества по общему интересу или кровному родству — ковены. В таком составе они отправлялись на шабаши для поклонения дьяволу. Вместе их способности становились сильнее.
Ковены неразрывно связаны с идеей сестринства «Словарь гендерных терминов» под редакцией А. А. Денисовой — взаимосвязью женщин, основанной на солидарности и осознании собственного угнетения. Вопреки патриархальному устройству мира, ведовство передавалось только по материнской линии. В обществе, где женщины не имели власти, их магические способности стали оппозицией мужской силе. Могущественное ведьминское сестринство — это источник надежды в мире, где женщины находятся в числе дискриминируемых групп.
Как проходили шабаши в Вальпургиеву ночь
Согласно германским легендам Sagen, Mythen und Legenden aus dem Harz/ Bernd Sternal, Lisa Berg , в Вальпургиеву ночь вся нечисть собиралась на вершине горы Броккен — самой высокой точке Гарца (регион в центре Германии). По преданиям, дьявол приглашал ведьм на шабаш именно в это место. В ночь на 1 мая нечисть обретала особую силу и выходила в мир людей, чтобы накопить энергию на будущий год.
После полуночи союзники дьявола прибывали на Броккен, сидя на неизвестных мифических существах, волках, красных кошках, чёрных козлах, лошадях или мётлах. Ведьмы собирались вокруг адского огня и танцевали до изнеможения, издавая страшные звуки.
Кульминацией событий становилась речь сатаны — он выражал презрение к Богу, ангелам, церкви и всем верующим. После этого он приглашал участников на трапезу с дьявольским блюдом — мясом ведьмы. Последняя прибывшая на Броккен ведьма должна была отдать свою жизнь в наказание за нарушение этикета. С наступлением первого майского утра ведьмы и волшебники спешно разлетались по своим делам.
С течением времени Вальпургиева ночь стала символом борьбы со злом. Народные предания о шабашах на Броккене только добавили празднику мистического колорита. В ночь на 1 мая люди начали переодеваться Walpurgis Night/ World history enceclopedia в нечисть, развешивать травы на двери домов, звонить в церковные колокола и зажигать костры с целью отпугнуть злых духов и ведьм. По всей Центральной и Северной Европе эту ночь сопровождают различные фольклорные гуляния, процессии и театрализованные представления.
Празднование Вальпургиевой ночи сочетает в себе как древние языческие традиции, так и христианские элементы. Несмотря на то что первоначальный смысл некоторых обрядов утрачен или трансформирован, этот праздник по-прежнему считается символом возрождения природы и победы света над тьмой.
Была ли Вальпургиева ночь в славянской культуре
Аналог языческой версии Вальпургиевой ночи славяне отмечают 7 июля — день Ивана Купала. Это день летнего солнцестояния и наивысшего расцвета природы. Согласно поверьям «Мифы русского народа» Е.Е. Леквиевская , накануне праздника ведьмы, черти и прочая нечисть слетается на шабаш на Лысую гору в Киеве. Чтобы добраться до шабаша, ведьмы натираются специальной травяной мазью. Как пишут в легендах, она варится из собачьих костей, кошачьего мозга и крови младенцев.
На шабаше нечисть оскверняет христианские святыни, пирует, танцует с чертями, дерётся и отчитываются перед сатаной. Среди документов за XVII—XVIII века сохранились «Мифы русского народа» Е. Е. Леквиевская обвинения женщин в участии в шабашах и общении с нечистой силой. Например, некая Марианна Костюкова призналась, что летала на гору Шатрию перед днём Ивана Купалы. Там она поучаствовала в шабаше и видела чёрта в виде пана, играющего на скрипке. Всю ночь чёрт танцевал с ведьмами, а утром нечисть покинула гору.
Славяне верили Купальская ночь/ Российский этнографический музей , что в Купальскую ночь мог пострадать домашний скот. Ведьмы пробирались в чужой двор и доили коров, чтобы «отнять» у них молоко. В итоге корова худеет до такой степени, что начинает доиться кровью. Чтобы избежать этого, крестьяне обходили двор с молитвой и клали у дверей молодое осиновое дерево, а у окон — крапиву.
Сбор трав в купальную ночь — это славянская традиция. Люди верили, что собранные именно в это время травы обретают магическую силу. С помощью ивановских трав женщины гадали на будущее и суженых. Главный символ дня Ивана Купала — цветок папоротника, который якобы расцветает только один раз в году. Считалось, что обладатель этого растения сможет понять язык животных, найти все сокровищницы глубоко под землёй, повелевать водой и управлять духами. По другим поверьям, цветок папоротника искали ведьмы, чтобы прокачать свои демонические способности.
Как и в Вальпургиеву ночь, на Ивана Купала люди прыгали через костёр и водили хороводы. Так они пытались очиститься и отпугнуть нечистую силу.
Празднуют ли сегодня Вальпургиеву ночь
Вальпургиеву ночь отмечают до сих пор. Теперь это масштабный европейский фестиваль, сочетающий в себе элементы языческих кельтских и германских обычаев с почитанием христианской святой. Празднование «Ночи ведьм» сходно с Хеллоуином. В этот день люди разжигают высокие костры, запускают фейерверки и собираются на костюмированные вечеринки, чтобы избавиться от негативной энергии.
В 2020 году впервые за сотню лет празднование Вальпургиевой ночи отменили Walpurgis Night/ World history encyclopedia из-за пандемии COVID-19. Но в этом году в районе Гарца запланирована программа Walpurgisnacht 2024: Das ist los auf Hexentanzplatz und im Harz фестиваля для взрослых и детей.
Как Вальпургиева ночь показана в искусстве
В современных произведениях искусства упоминания Вальпургиевой ночи практически не встречаются. Наиболее распространённые темы в поп-культуре — ведьмы и шабаши. О них сняли десятки фильмов и сериалов: от «Сабрины — маленькой ведьмы» до сезона «Шабаш» в «Американской истории ужасов».
Советская и российская рок-группа «Сектор газа» в 1989 году выпустила песню «Вальпургиева ночь» про пляску с ведьмами и инквизицию: «Бери свою метлу, полетели на шабаш. Возьми с собой апокалипсис — символ наш. Сегодня настаёт Вальпургиева ночь».
Австрийский писатель Густав Майринк посвятил Вальпургиевой ночи одноимённую книгу. Действие его романа происходит в Праге в период Первой мировой войны. Там он объясняет ужасы войны вторжением потусторонних сил в человеческий мир в Вальпургиеву ночь.
Однако самое популярное описание «Ночи ведьм» приводит немецкий романист Иоганн Вольфганг фон Гёте в своей философской драме «Фауст». Вальпургиевой ночи в произведении отведена целая глава — демон Мефистофель приводит главного героя на шабаш ведьм на гору Броккен.
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже описан шабаш. Демон Азазелло даёт главной героине волшебный крем. Маргарита мажет его на себя и летит на встречу с нечистью. Там девушка встречает чёрта с козлиными рогами, русалок и других ведьм, танцующих вокруг костра.
Вальпургиевой ночью также названа одна из глав романа Томаса Манна «Волшебная гора». В ней описана карнавальная неделя после Нового года. Один из героев произведения постоянно цитирует «Фауста» и сравнивает гостей карнавала с участниками ведьминского шабаша на горе Броккен.
Немецкий композитор и пианист Феликс Мендельсон написал кантату «Первая Вальпургиева ночь» на сюжет «Фауста». В ней рассказывается о ведьмах, устроивших «демоническую вечеринку» на горе Броккен и главном герое пьесы Гёте.
Ведьминские мотивы прослеживаются даже в произведениях Пушкина. Например, в стихотворении «Гусар» (1833) шабаш тоже происходит на горе: «Гляжу: гора. На той горе Кипят котлы; поют, играют, Свистят и в мерзостной игре Жида с лягушкою венчают». Сцена из «Сна Татьяны» в «Евгении Онегине» тоже связана с Вальпургиевой ночью: «Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот».