Передвижение на велосипеде может поменять образ жизни в лучшую сторону. Кому-то велосипед помогает переключиться после рабочего дня, другим он заменяет спорт, третьим важно сократить свой углеродный след. Но есть и много вопросов: как двигаться в потоке машин, удобно ли в юбке, а вдруг велосипед украдут? Мы попросили создательниц просветительского проекта «Пора за вело» и других велосипедисток поделиться основными трудностями и рассказать, как с ними справиться.
1. Неудобно с тяжёлым велосипедом
Спускать тяжёлый велосипед по лестницам переходов, заносить его в лифт и ездить с ним в транспорте может быть сложно. Да и крутить педали на нём неудобно.
На пути из дома на работу был очень неудачный надземный переход, и я быстро утомилась каждый день четыре раза затаскивать тяжёлый велосипед по лестнице и потом в тесный лифт. Однажды я уронила его на себя и порвала джинсы.
Попробуйте разные типы велосипедов. У меня их четыре. Они дают разные ощущения скорости, комфорта и поездок в «Ашан». Удобны городские велосипеды с корзинками: ты можешь прикрепить велоприцеп и съездить за покупками или положить в корзину бутылку лимонада и ягоды и отправиться на велопикник.
Когда я познакомилась с ребятами, которые ездят на велосипеде по всему городу, то узнала, что велосипеды бывают такие лёгкие, что можно поднять одной рукой! С тех пор я задумалась о приобретении шоссейного велосипеда: лёгкий, красивый, быстрый. Но сперва купила подержанный МТБ (горный велосипед. — прим. ред.), чтобы понять, чего ждать, какие расстояния могу преодолеть, и, конечно, для тренировки навыков.
Совет: выбирая велосипед, обращайте внимание на материал рамы и толщину шин. Чем они толще — тем тяжелее крутить педали. Это проблема крупных «фэтбайков» и красивых и длинных круизеров с большими колёсами.
2. Страшно ездить по проезжей части
В крупных городах России много магистралей и опасных переездов, высокий порог разрешённой в городе скорости. А велодорожки есть не везде.
Таких людей, которые, как и я, ездят круглый год, мало. Не потому, что это требует детального подхода или экипировки, а потому, что люди чувствуют себя некомфортно — у них нет условий.
Первый раз я села на велосипед в Петербурге. Друг предложил прокатиться и даже привёз два велосипеда. Мы сели на велосипеды на Приморской и поехали до Крестовского. Инфраструктуры по этому маршруту нет, мы ехали вдоль проезжей части, машины ехали очень быстро. Мне было страшно, я очень стрессанула. Когда мы собрались ехать назад, я с ужасом думала об обратном пути
Иногда я сажусь на автобус или трамвай с велосипедом, если чувствую, что мне некомфортно проехать этот участок дороги.
Совет: по правилам, если нет велоинфраструктуры, нужно ехать по полосе общественного транспорта или по дороге. Но это не всегда бывает комфортно. В таких случаях лучше пересечь страшный переезд пешком по зебре, проехать в транспорте или съехать на более спокойную улицу.
3. Негде хранить велосипед
Многим не хватает парковок во дворах, места для велосипедов в подъезде или квартире. Ну а на улице хранить страшно.
Я живу на пятом этаже и поднимать велосипед каждый день наверх без лифта очень тяжело. Однако хранить его на улице я боюсь.
Как-то раз мне порезали шины за то, что хранила велосипед в подъезде. А на другой квартире велосипед украли с улицы, из охраняемого двора. Но замок у меня был так себе.
Храню велосипед во дворе — не трачу время, чтобы затащить его в подъезд, выхожу, сразу сажусь и еду. У меня замки из цельных металлических пластин и U-lock — это самые надёжные варианты. Я доверяю общественному контролю: на улице ходят люди, они заметят неладное, а в подъезде проходимость ниже. По статистике, на улицах велосипеды воруют реже, чем в помещениях
Совет: чтобы не бояться хранить велосипед на улице, купите хороший замок, который сложно раскусить болторезом. Например, U-lock. Пристёгивать лучше за раму: колёса легко снять.
4. Непонятно, в какой одежде ездить
Есть мнение, что нужна специальная одежда для велосипеда: в юбке неудобно, на каблуках неудобно, да и вообще вспотеешь, испачкаешься и придётся переодеваться.
Когда в Москве настало «капковское» время и случился настоящий бум на велосипеды, я увлеклась урбанистикой, а посты с фотографиями европейских девушек в платьях на велосипедах меня сильно вдохновляли. И я пересела со своего несуразного горного велосипеда на красивый городской велосипед с одной передачей, рассекая по городу на нём в юбке и даже иногда на каблуках.
Я езжу и в юбках, и на каблуках, и с рюкзаками, и с сумками — велосипед никак не влияет на выбор одежды. Правда, бывало, что цепь или колесо засасывали полы одежды. В Москве решила эту проблему аксессуарами. У меня есть скёрт-гард — это «насадка» на колесо для того, чтобы полы одежды не попадали в спицы. В Милане у меня был хороший городской велосипед с защитой заднего колеса и закрытой цепью, так что проблем не было. Раньше ездила с велоподвязкой для юбки, чтоб не было видно бельё, но теперь перестала: на самом деле в юбках и так ок, подвязка нужна только с экстремальными мини.
Совет: для юбок и пальто хорошо подойдёт низкая рама. В каблуках ездить можно, это не должно помешать. А вот в скользкой обуви нужно быть повнимательнее. На случай дождя или грязи можно подобрать велопончо и велобахилы. И взять влажные салфетки — чтобы быстро привести себя в порядок, если на ноге появится случайное тату от велоцепи.
5. Бесят неуважение и уличный харассмент
Водители считают, что велосипедам на дороге не место, а пешеходы гонят их с тротуара. Велосипедисткам рады только харассеры: радостно свистят вслед, перекрывают путь обнимающим жестом и подкатывают. В прямом смысле.
Водители порой незнакомы с пунктом ПДД , обозначающим водителя велосипеда как участника дорожного движения. Относятся неуважительно, а порой агрессивно. Главное, не реагировать агрессией на агрессию, чтобы уберечь себя от лишних неприятностей.
Недавно на дороге женщина с пассажирского сиденья не поленилась на ходу высунуться из окна, погрозить кулаком и закричать, что мы занимаем целую полосу, и тут же умчать на скорости далеко-далеко. Ничего не мешало машине перестроиться в другой ряд, который был свободен, но такие нетерпеливые люди, к сожалению, на дорогах присутствуют и могут напугать, выбить вас из колеи и отбить всякое желание ездить. Важно научиться отпускать такие ситуации и не сдаваться. Кто-то же должен помочь развивать на наших дорогах велодвижение, чтобы таких ситуаций становилось меньше!
Мои красивые велосипеды всегда вызывали повышенное внимание: люди то свистят вслед, то начинают бежать за мной, то дорогу перекрывают, то смотрят так пристально и долго, что становится очень не по себе. Милый вариант — когда подходят и делают комплименты велосипеду.
Нередко люди выбегают на дорогу и расставляют руки — типа ловят велосипед. Это они так клеятся, не понимая, что подобная ситуация может привести к столкновению и падению.
Совет: изучите правила для велосипедистов и основные знаки, чтобы знать свои права и уметь постоять за себя. На дороге будьте внимательны, предсказуемы и видимы — так меньше вероятность столкновения. Но помните: безопасность зависит от всех участников движения. Если чувствуете неприятное внимание, то держите в уме, что от пешехода всегда можно уехать, а машину — пропустить.
Обложка: на фото Аня Кузьмина// фотограф Герман Прокопьев
Станьте первым, кто оставит комментарий