В 1939 году, когда только заканчивалась Великая депрессия, а весь мир стоял на пороге войны, американская студия MGM выпустила новый фильм. Это была экранизация книги Фрэнка Баума про волшебную страну Оз — красивая история про дружбу, доброту и смелость. Со временем она стала голливудской классикой — знаковой для нескольких поколений американцев. Но, как оказалось позднее, с самим фильмом всё было не так радужно, как в песне Дороти.
Фильм «Волшебник страны Оз» часто называют «проклятым». Причём не только блогеры из тиктока. В 2022 году экранизации Баума даже посвятили один из эпизодов документального сериала «Проклятые фильмы». Всё потому, что во время съёмок происходило много жутких происшествий. Помимо них, было и несправедливое отношение к актёрам. Некоторые эпизоды описал в своей статье американский писатель и историк кино Джордж Тёрнер.
Текучка режиссёров
Работа над «Волшебником страны Оз» как будто не задалась с самого начала. За всё время съёмок фильм сменил пять режиссёров.
Первым был Норман Таурог. Он поучаствовал в цветовых пробах и предпродакшене, а потом ушёл снимать «Приключения Тома Сойера». Эстафету принял Ричард Торп. Он поработал 11 дней, а потом продюсер фильма решил, что Торп не смог создать нужную «атмосферу сказки». Следующим в режиссёрское кресло сел Джордж Кьюкор. Он вообще не успел ничего снять, зато творчески переосмыслил образы Дороти и Злой ведьмы.
Кьюкора сменил Виктор Флеминг, который продержался на съёмках дольше всего. Но и он не смог закончить работу над фильмом (нужно было подключиться к съёмкам «Унесённых ветром»).
Финальные штрихи вносил уже Кинг Видор — он работал в основном над сценами в Канзасе.
Ядовитый грим
Во время съёмок актёр Бадди Эбсен, который сыграл Железного дровосека, отравился собственным гримом. Всё потому, что в его состав входил алюминиевый порошок, которым Эбсен и надышался. Вообще, сам по себе алюминий не токсичен, но в больших количествах может навредить лёгким. Эбсен провёл в больнице полгода, а когда наконец поправился, ему на замену уже нашли другого актёра. В итоге Железного дровосека сыграл Джек Хейли.
С последствиями грима пришлось столкнуться Маргарет Хэмилтон — исполнительнице роли Злой ведьмы с Запада. По словам её же гримёра Джека Янга, зелёный грим, который наносили на кожу актрисы, был токсичным. В его составе был оксид меди — вещество, которое может затруднить дыхание, навредить ЖКТ и вызвать заболевания кожи. Грим каждый раз очень тщательно удаляли ацетоном. Но при этом, по некоторым источникам, он оказался таким въедливым, что кожа Хэмилтон сохраняла зеленоватый оттенок некоторое время после окончания съёмок.
Ещё один пример из той же серии — сцена, где Дороти, Страшила и Железный Человек оказываются на маковом поле. Идёт снег, герои покрыты его хлопьями. Картинка кажется вполне безобидной, даже сказочно прекрасной. Вот только «снег» сделали из белого асбеста — опасного канцерогенного вещества, которое вдобавок ещё и вредит органам дыхания. Актёры, постояв под искусственным «снегопадом», фактически уподобились работникам асбестовых шахт.
Ожоги и падения с тросов
Актрисе Маргарет Хэмилтон не повезло не только с гримом. На неё ополчились и спецэффекты. В одной из финальных сцен Злая ведьма с Запада должна была произнести угрожающую реплику в адрес Дороти, а затем эффектно исчезнуть в клубах дыма и огня. Для этого она медленно спускалась на специальном лифте, пропадая из поля зрения зрителей. Дым и огонь обеспечивала пиротехника.
На одном из дублей пиротехника сработала слишком рано. Метла и шляпа актрисы загорелись, а сама Маргарет сильно обожгла правую руку — кожа с неё моментально слезла. Всё могло бы ещё обойтись, если б не злополучный зелёный грим. Чтобы залечить ожог, краску нужно было сначала удалить. Гримёр сделал это спиртом. Маргарет хотелось закричать во весь голос, но воспитание ей не позволило.
Позднее она призналась, что за всю жизнь не чувствовала боли ужаснее. При этом студия даже не позаботилась о том, чтобы доставить Хэмилтон домой. И вообще инцидент замяли. Актриса не засудила MGM только потому, что, по её словам, это стало бы концом её карьеры.
Вернувшись из больницы, Маргарет наотрез отказалась сниматься в сцене «полёта» на извергающей дым метле. Ей казалось подозрительным, что для съёмки «безопасной» (как её уверяли) сцены нужен огнеупорный костюм. В конце концов Хэмилтон заменили другой актрисой — Бетти Данко. И всё снова пошло не так.
Первые пару дублей сняли без приключений. На третий Бетти привычно нажала на потайную кнопку, чтобы метла задымилась. Но вместо этого она взорвалась. Взрывная волна чуть не сорвала актрису с реквизита (ей чудом удалось уцепиться руками). Левая нога Бетти превратилась в сплошной синяк, на ней зияла глубокая рана. Ей пришлось провести в больнице 11 дней. И пока она там лежала, врач сообщил, что за несколько недель до неё поступили актёры, игравшие Летучих обезьян. Они сорвались со своих тросов.
Что уж там, даже Тэрри — собачка, игравшая Тото — пострадала во время съёмок. Ей пришлось две недели восстанавливаться после того, как на неё наступил кто-то из актёров.
Издевательства над Джуди Гарленд
У шестнадцатилетней Джуди Гарленд, сыгравшей Дороти, на площадке были свои трудности. По многим источникам, руководство студии принуждало её худеть. Вплоть до того, что Джуди называли «толстой маленькой свиньёй с косичками» и посадили на диету из сигарет, кофе, куриного бульона и таблеток для похудения. Хотя американская писательница и историк Элджей Хармец упомянула в своей книге «Создавая „Волшебника страны Оз“», что всё было не совсем так. Мол, студия не морила Гарленд голодом, а сама она никогда ни на что такое не жаловалась. Но Джуди никогда не ела вместе с коллегами по съёмкам, поэтому о диетических ограничениях (если они были) мог просто никто не знать.
Помимо строгого питания, для роли юной Дороти Джуди пришлось туго бинтовать грудь тканью — иначе она не вписывалась в образ. После роли в «Волшебнике» Луис Майер (один из основателей MGM) тоже озаботился весом актрисы и посадил её на диету для следующего фильма.
Помимо внешности, Гарленд доставалось и за поведение. Во время съёмок одной из сцен она никак не могла перестать хихикать — очень уж веселил вид Трусливого Льва в исполнении Берта Лара. Тогда режиссёр Виктор Флеминг отвёл её в сторону и со словами: «Дорогая, это серьёзно», — дал ей пощёчину. «А теперь иди и работай», — наказал Флеминг, и Джуди пошла.
После этого инцидента режиссёр чувствовал вину и даже стал говорить, что кто-то из съёмочной группы должен врезать ему самому по носу. Тогда Гарленд сказала: «Я этого делать не стану, а лучше поцелую вас в нос». И исполнила сказанное.
Примечательно, что некоторые оправдывали горячность режиссёра. Например, историк и специалист по «Волшебнику страны Оз» Джон Фрике написал в своей статье, что к тому времени фильм уже вышел за рамки графика и бюджета, технические проблемы множились, и каждый дубль был на вес золота. У Флеминга якобы не оставалось другого выхода, и он поступил как настоящий профессионал. Хотя, по сути, взрослый мужчина ударил по лицу ребёнка.
Джуди Гарленд была не единственной, с кем несправедливо обошлись на съёмках. В «Волшебнике» снялось рекордное по тем временам количество лилипутов. Студия MGM искала именно людей с пропорциональной карликовостью. Они стали манчкинами — вымышленными маленькими человечками, с которыми подружилась Дороти. В 1989 году американский писатель Стивен Кокс упомянул в своей книге «Манчкины страны Оз», что гонорар маленьких актёров был меньше, чем у собачки, сыгравшей Тото. Манчкинам платили 50 долларов в неделю, а керн-терьеру и её тренеру — 125. Более того, актёров-лилипутов даже не упомянули в титрах.
Получается, что у сказки про волшебника страны Оз совсем не сказочное закулисье. И хотя сам фильм даже сегодня смотрится по-настоящему волшебным, у него полно скелетов в шкафу.