Смотреть
30 октября 2023

Очень страшное кино: чем хоррор отличается от триллера

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
хоррор и триллер

Надвигающийся Хеллоуин — самое время посмотреть что-нибудь страшное. Например, крепкий ужастик или триллер, от которого бегут мурашки по спине. Существует стереотип, что это почти одно и то же, но на деле хоррор и триллер — разные жанры со своими «правилами игры».

Что такое хоррор

Оксфордский киноведческий словарь определяет хоррор как фильмы, главная цель которых — максимально напугать зрителя. Обычно в таких историях герой сталкивается с монстрами, зомби, вампирами или призраками. Сверхъестественное преследует его, превращает в жертву и резко «выталкивает» из нормальной жизни, которая становится кошмаром. 

Психологичность, точное изображение характеров и ситуаций — не самая сильная сторона хоррора. Он цепляет другим — физиологичностью. Здесь много кровавых подробностей: реалистично и ярко изображаются смерти, убийства или встречи с потусторонними чудовищами. При этом хоррор всегда действует «наскоком»: страшные картинки появляются на экране внезапно, шокируя зрителя.

Фильмы ужасов появились около ста лет назад благодаря готической и хоррор-литературе, которую создавали Энн Рэдклифф, Мэри Шелли, Эдгар Аллан По и Брэм Стокер. Именно роман Стокера «Дракула» вдохновил создателей одного из первых киноужастиков, ставшего культовым, — фильма «Носферату» 1922 года.

Какие хорроры посмотреть

«Носферату, симфония ужаса», 1922 год

 Режиссёр: Вильгельм Мурнау

Этот немой фильм считается первой вольной экранизацией вампирского романа Брэма Стокера «Дракула». Молодой агент по недвижимости Томас отправляется в Трансильванию к некоему графу Орлоку, который хочет купить дом. Орлок нечеловечески бледен и ведёт себя странно. Оказывается, что он и впрямь не человек: ночью граф нападает на Томаса и пробует укусить. Так для героя начинается череда страшных приключений. 

«Носферату» — классический ужастик со всеми необходимыми «ингредиентами». Здесь есть кровавые укусы, внезапные нападения монстров, спящие в гробах вампиры, которые боятся солнца, и несчастные жертвы, пытающиеся вырваться из их лап.

«Ночь живых мертвецов», 1968 год

Режиссёр: Джордж Ромеро

Барбара и её брат Джонни приезжают на могилу отца, где на них нападает странный незнакомец. Приглядевшись, они понимают, что это зомби. Побег от живого мертвеца оборачивается настоящим зомби-апокалипсисом. В городке, где они живут, одно за другим происходят массовые убийства, и герои всерьёз опасаются за свою жизнь. Забаррикадировавшись в доме, люди пытаются отразить атаку зомби. 

«Ночь живых мертвецов» — абсолютно культовое кино «отца» зомби-хоррора Джорджа Ромеро. Его фильмы повлияли на всё последующее развитие жанра: без них мы не увидели бы ни комедийных ужастиков Эдгара Райта, ни южнокорейского хита Ён Сан Хо «Поезд в Пусан». Не говоря уже о более массовых проектах — полюбившихся всем сериалах «Ходячие мертвецы» и «Одни из нас». 

«Суспирия», 1977 год

Режиссёр: Дарио Ардженто

Американка Сьюзи едет в Германию учиться в престижной балетной школе. В ночь прибытия она видит, как из здания школы в панике выбегает девушка, которую потом находят жестоко убитой. Этот случай становится первым в цепочке странных убийств, и с каждым днём смерть подкрадывается всё ближе к самой Сьюзи.

Кадр из фильма «Суспирия»

Ардженто считают мастером жанра — ярких и очень экспрессивных хорроров. Буйство красок на экране, красное освещение внутри школьных стен, рифмующееся с цветом крови перерезанного горла, крики умирающих ведьм — всё это погружает в оцепенение и заставляет содрогаться от ужаса. 

Что такое триллер

В отличие от хоррора, главная цель триллера — не напугать зрителя, а создать у него ощущение напряжения. Тревога должна нарастать постепенно и вызывать чувство неотвратимости.

Триллер «работает» с более реалистичными ситуациями: зомби и вампиров здесь не встретишь, вместо них — обычные люди с подробно прописанными образами. Именно эти реалистичность и психологичность заставляют зрителя включаться в происходящее. Он чувствует, что нечто похожее вполне могло случиться и с ним. Именно так нагнетается саспенс — медленно растущее напряжение. Хоррор тоже не лишён саспенса, но в триллере он ключевой элемент. 

Обычно с саспенсом связывают имя одного из известнейших мировых режиссёров Альфреда Хичкока. Визитная карточка его фильмов от «Головокружения» до «Верёвки» — бесконечно заставлять зрителя подозревать: а что, если персонажу грозит опасность? В попытке это понять герои тревожатся, подозревают и теряют рассудок. И часто мучат себя сами: в отличие от ужастика, главный кошмар происходит у них в голове.

Какие триллеры посмотреть

«Подозрение», 1941 год 

Режиссёр: Альфред Хичкок

Дочь состоятельных родителей Лина влюбляется в беспечного повесу Джонни и вскоре выходит за него замуж. Они уезжают жить в Лондон, но семейного счастья не выходит. Героиня постепенно прозревает: её муж — транжира, который любит деньги, но при этом не любит работать. Когда один из лучших друзей Джонни умирает при странных обстоятельствах, Лина начинает опасаться и за свою жизнь. В случае её смерти муж получит от страховой крупную сумму, и женщина лишается покоя.

Кадр из фильма «Подозрение»

Фильмы Хичкока идеальны для того, чтобы понять, как устроен триллер. В «Подозрении» вполне тривиальная мелодраматическая интрига оборачивается мощным саспенсом. Атмосфера буквально сочится напряжением, и вместе с Линой зритель отчаянно гадает, правдивы ли её подозрения. Игра света и теней, необычные «ломаные» углы съёмки заставляют видеть в Джонни то коварное зло, то любящего мужа. А невозможность выяснить истину едва не сводит с ума.

«Окно во двор», 1954 год

Режиссёр: Альфред Хичкок 

Фотограф Джефф сломал ногу и вынужденно застрял дома. От скуки наблюдая за соседями по двору через объектив, герой замечает в квартире напротив потасовку. Вскоре жена соседа бесследно исчезает, а её муж выносит из дома огромный чемодан. Джефф сообщает в полицию о возможном убийстве, но ему никто не верит. В какой-то момент его самого одолевают сомнения: обзор из окна ограничен, и он мог попросту что-то не рассмотреть. Но вот предполагаемый убийца уходит из дома, и Джефф просит свою подругу наведаться на место преступления. И, как выясняется, не напрасно.

В «Окне во двор» повествование строится на детективной интриге. Но в отличие от настоящих детективов, было ли на самом деле убийство, неясно до самого финала. И вновь Хичкок ловко играет со зрителем, то уверяя, что всё это лишь плод воспалённой фантазии героя, то убеждая в обратном. Тёмный силуэт в дверном проёме, гулкие шаги за дверью, сменяющиеся жуткой тишиной — не проникнуться тревожной атмосферой невозможно.

«Молчание ягнят», 1990 год

Режиссёр: Джонатан Демме

В попытке поймать серийного убийцу ФБР обращается к отбывающему срок в психиатрическом изоляторе маньяку-каннибалу Ганнибалу Лектеру. Общаться с ним поручают молодой сотруднице Кларисе. Лектер проявляет к ней интерес и соглашается помочь в обмен на рассказы о собственной жизни. В разговорах с маньяком героиня вспоминает собственные детские травмы, страхи и тревоги. Лектер указывает ей на детали, которые могут помочь в расследовании. Эти странные беседы приводят Кларису прямо в логово убийцы.

Несмотря на криминальный сюжет и сильную детективную составляющую, «Молчание ягнят» — в первую очередь психологический триллер. Считывая эмоции на лицах героев — гнев, радость, отвращение, — зритель медленно «проваливается» в их подсознание. Путешествует по его закоулкам, с каждой минутой тревожась всё больше. Но повернуть назад не может: хочется узнать, что ждёт в конце. А ещё убедиться, что Клариса — умная и самостоятельная следовательница — не станет очередной жертвой и сможет перехитрить изощрённого маньяка.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий