20 июля в прокат вышел норвежский хоррор «Кошмар» — история женщины по имени Мона, которую после переезда в новый дом начинают мучить кошмары. Режиссёрка картины Кьерси Хелен Расмуссен рассказала для «Горящей избы», чем она вдохновлялась при создании фильма.
«Кошмар» — это история женщины, которая вот-вот потеряет самообладание, когда её сны и реальность начинают меняться местами. Это фильм ужасов, в котором сильная героиня Мона сражается со своими внутренними демонами. Я хотела показать историю глазами молодой женщины и рассказать, с каким выбором и опасностями она сталкивается. Вопросы, на которые отвечает себе каждая женщина в жизни. Это баланс между карьерой и личной жизнью, ожидания общества от женщин, страх стать матерью и прочие сложности. Моне 25 лет, и она чувствует, что требования со стороны её партнёра и общества велики. Все ждут от неё амбиций как на работе, так и в личной жизни; в то же время она начинает ощущать, как меняется её тело. Мне всегда не хватало подобных рассуждений в этом жанре, где женщинам скорее отводится место жертвы.
Фильм был задуман с небольшим количеством персонажей и локаций. Большая часть действия происходит в квартире или в состоянии сна, создавая клаустрофобическое ощущение, где смешиваются сон и реальность. Мона начинает сомневаться в себе.
В скандинавских странах демона кошмаров называют Mare. Именно от него произошли английское слово nightmare и французское cauchemar. Mare описывается как удушающий демон, который мучит спящих, сидя верхом на их груди. Истории об ужасных кошмарах во сне — универсальное явление, и меня поразило, что люди во всём мире на протяжении бесчисленных поколений испытывают одинаковое ощущение, будто злая сила посещает их во сне, садится верхом и душит.
У меня возникла мысль, что на протяжении веков некое злое существо пыталось найти путь в наш реальный мир. Зло исходит изнутри и эксплуатирует нас, когда мы наиболее уязвимы. Говорят, что во сне мы переживаем проблемы и травмы и что сны пытаются рассказать нам что-то важное о нас самих. Кошмар воспринимается как тревожный звонок, предупреждение, важное сообщение о чём-то болезненном и труднопреодолимом, лучше подготавливающее нас к тому, чтобы справиться с этим. Многие считают, что кошмары существуют не для того, чтобы пугать нас, а для того, чтобы помочь нам понять и отработать наши проблемы и травматический опыт.
Мне нравится использовать науку как путь к пониманию непостижимого. Исследовать общепринятые условности, которые сложились у людей в отношении самих себя. Например, паралич зрительного нерва может вызывать яркие галлюцинации или ситуации, в которых сновидящий может слышать и ощущать всё вокруг, но не в состоянии ни пошевелиться, ни издать хоть звук. В дополнение к личной истории «Кошмар» сочетает в себе древнее мифологическое олицетворение зла с современными научными знаниями о сне и толковании сновидений. Исследования работы нашего мозга прошли долгий путь, но мы всё ещё не до конца понимаем значение сновидений. Это идеальная отправная точка для фильма ужасов, где невысказанное порождает бурю внутри, от которой не сбежать.
«Горящая изба» посмотрела хоррор «Кошмар» ещё до премьеры и честно рассказала о том, каким он получился. Прочитать рецензию можно по ссылке.