Возрастных героев на экранах видишь нечасто. А возрастных героинь — тем более. Джой и Стэну из адаптации книжного хита Лианы Мориарти за шестьдесят. После внезапного исчезновения Джой Стэна подозревают в её убийстве. А четверо их взрослых детей выясняют, что у родителей было полно тайн. Саша Подольникова посмотрела все семь эпизодов и считает, что главное в сериале — вовсе не детективная линия.
О чём сериал «Яблоки никогда не падают»
Премьера: 14 марта
Обеспокоенные дети Джой и Стэна Дилейни собираются, чтобы обсудить странное. Их мать не выходит на связь, хотя на неё это совсем не похоже. Отец утверждает, что она просто «ушла проветриться после небольшой размолвки». Но Брук, Эми, Логану и Трою кажется, что всё куда серьёзнее. Их опасения подтверждаются, когда они видят на щеке отца свежую рану, а неподалёку от дома находят окровавленный велосипед Джой. Не менее странно и то, что Стэн избегает разговоров о жене с соседями и лжёт, что ей просто нездоровится.
Когда в дело вмешивается полиция, Дилейни-младшие теряют надежду найти мать живой. В попытке понять, кто стоит за исчезновением, они перебирают события прошлого. Вспоминают, как родители завершили спортивную карьеру и открыли частную теннисную академию. Как тренировали своих детей, рассчитывая, что те продолжат семейное дело. Как вышли на пенсию, продав бизнес, и ссорились, пытаясь приспособиться к новой жизни. И наконец как на пороге родительского дома появилась загадочная женщина по имени Саванна, вскоре ставшая для Джой лучшей подругой.
Детей раздирают противоречия. Улик против отца набирается немало, но им не даёт покоя история Саванны, которая, как выясняется, не просто так постучалась в дом Дилейни. Она точно не беглянка — жертва домашнего насилия, за кого себя выдаёт.
Этот сюжет — адаптация одноимённого бестселлера Лианы Мориарти. Писательница прославилась романом «Большая маленькая ложь», по которому НBO сняла успешный сериал с Риз Уизерспун и Николь Кидман. Мориарти числится и среди исполнительных продюсеров проекта. Шоураннеркой стала Мелани Марнич, известная по сериалу «Любовники». Драма об отношениях женатого писателя в кризисе и похоронившей ребёнка замужней официантки завоевала несколько «Золотых глобусов».
В роли Джой — звезда фильма «Красота по-американски» и лауреатка «Золотого глобуса» Аннетт Бенинг. В больших ролях Бенинг сейчас появляется не так часто, но в этом году её можно увидеть ещё в одном проекте — спортивном байопике «Дайана Найэд». За него актрису номинировали на «Оскар». Стэна сыграл Сэм Нил из спилберговского «Парка юрского периода» и хоррора «Одержимая».
Детективный элемент — предлог поговорить об изнанке счастливого брака
Со стороны союз Стэна и Джой казался благополучным. Да и самим супругам часто так казалось — однако будь он таким, исчезла бы Джой таким загадочным образом? С такой затравки обычно начинаются криминальные драмы, где под личиной образцового мужа скрывается страшный абьюзер. «Яблоки» играют со зрителем, то и дело подначивая его в это поверить. В поле зрения одна за другой возникают убедительные зацепки, которые едва ли не кричат: «Стэн — убийца!». Но параллельно авторы ведут и другое повествование — о семейной драме. Ход безусловно правильный: семейных драм снимают много, но стоит добавить намёк на преступление, и история становится намного более захватывающей.
Постепенно на свет выплывают секреты этого вроде бы счастливого брака. Об адски высоких профессиональных амбициях Стэна, мечтавшего вырастить будущих чемпионов. О том, как Джой прозаично принесла себя в жертву мужу и детям. Занималась бытом и финансами их теннисной академии и терпела характер Стэна, который мог без объяснений не появляться дома несколько дней. О том, как Стэн один-единственный раз ударил сына во время тренировки на корте и как Джой заставила мужа за это поплатиться. Зритель ныряет в изнанку семейной жизни с помощью детективной линии — нервозного поведения мужа пропавшей и незнакомки, которая поселилась у них дома. Зритель узнаёт, каково на самом деле жилось Джой эти годы. Иронично (и горько), что в компании аферистки Джой чувствует себя лучше, чем в компании мужа и детей. И именно благодаря ей рождается подозрение: а что, если Джой настолько пресытилась семейным «счастьем», что решила отомстить родным?
Редкая история о том, как сложно привыкнуть жить на пенсии
Полнокровные сюжеты о возрастных героях в поп-культуре постепенно появляются — от светлого байопика о Джулии Чайлд до брутальной драмы «Старикам тут не место». Но с разговорами о том, как сложно оставить прежнюю жизнь и адаптироваться к новой на пенсии, по-прежнему негусто. На ум приходят разве что советская картина «Старики-разбойники», Фредрик Бакман с его «Второй жизнью Уве» и трагикомедия с Мэгги Смит «Квартет».
Выходя на пенсию и продавая академию, главные герои «Яблок» планируют наслаждаться новым этапом. Но вскоре выясняется, что наслаждаться-то как раз не получается. Когда дни не забиты под завязку работой, Джой и Стэн не знают, куда себя деть. Справляться с этим супруги пытаются по-своему: он пробует свои силы в спортивном подкасте, а она затевает ремонт и зазывает детей в гости. И конечно, избыток времени неизбежно приводит к ссорам — из-за старых обид и нового непривычного статуса пенсионеров.
В сериале нет «хороших» и «плохих» и спекуляций на чувстве вины
В мире героев нет чёрного и белого. Дилейни любят друг друга, но при этом чудовищно оступаются и делают друг другу больно. Это всегда оживляет персонажей и превращает их в реальных людей, в существование которых веришь без сомнения. Шоураннерке Мелани Марнич удалось «схватить» нерв истории и наделить героев плотью, кровью и ворохом противоречий. Одна и та же женщина может быть заботливой женой и одновременно домохозяйкой, которой смертельно надоели дом и дети. И даже женой, которая, устав от проблем в браке, однажды изменяет мужу. Один и тот же мужчина может быть любящим отцом и тираном-тренером, которому во что бы то ни стало нужно вырастить чемпиона.
Второстепенные линии тоже написаны так, что язык не повернётся назвать их второстепенными. Дети отдаляются от матери не потому, что она им безразлична, а оттого, что каждый сражается со своими проблемами. Трой проходит через тяжёлый развод и запутался в обречённых отношениях с женой босса. Логан не решается переехать вслед за своей девушкой в другой город. Брук открыла бизнес и переживает, что он приносит убытки. А Эми в свои почти сорок никак не определится с профессией и на последние деньги снимает комнату у занудного чистюли. И даже мошенницу Саванну назовёшь злодейкой разве что в кавычках. После череды «ложных» биографий в последнем эпизоде зритель знакомится с её настоящей историей и может если не оправдать, то уж точно понять эту женщину.
Пока сериал ловко притворяется детективом, он кажется чем-то вроде взрослой версии «13 причин почему» — в той части, где растерянные герои пытаются понять, насколько сильно виноваты в случившемся. Это идёт «Яблокам» на пользу: дети Джой действительно распутывают сложный клубок семейных обид и берут ответственность за ошибки. Продолжись история в том же духе, она стала бы похожа на манипуляцию, цель которой — выжать из зрителя слезу. Очевидно, что шоу несёт посыл «просто позвоните родителям», но это не раздражает. И не раздражает как раз таки потому, что есть в нём и другой посыл: родители тоже не ангелы.