Наша авторка Даша Полещикова успела поносить школьную форму сама, а теперь подбирает её для своих детей. Она делится своим опытом и рассказывает, почему считает, что форма только мешает учиться.
Я пошла в первый класс в 1995 году. Школьную форму тогда отменили, и дети могли ходить в чём угодно. Моя консервативная мама решила, что это не дело, и сшила мне несколько костюмчиков специально для школы. Пару юбочек, брюки, пиджак и жилет, на котором была вышита первая буква моего имени. Новые костюмчики мне страшно нравились. Я помню, что чувствовала себя в них невероятно взрослой.
Через год родители в нашем классе подружились, сформировали родительский комитет и закупили всем одинаковую форму. Надо сказать, довольно современную — джинсовую. Девчонки ходили в сарафанах, а мальчишки — в джинсах и курточках. У всех были водолазки цвета морской волны, который я с тех пор ненавижу.
Инициативу нашего класса подхватила вся школа. Джинсовую форму сделали обязательной. Строго определённого фасона не было. Чаще всего мы ходили в джинсах и лонгсливах. Когда в моду вошли комбинезоны — носили их. Однажды моей однокласснице купили джинсовое платье, и она стала самой модной девчонкой в параллели.
Такой формат формы не напрягал ни нас, ни родителей. Джинсовые вещи было легко купить. Подходящая модель находилась для любой фигуры. А ещё в джинсах было удобно бегать на переменах и кататься со снежной горки после уроков. Тем не менее я немного завидовала двоюродной сестре, которая училась в школе без формы.
В 2017 моя старшая дочь пошла в первый класс, и я оказалась по другую сторону баррикад. К тому моменту правила стали строже. Школы получили законное право вводить форму. В гимназии, где учатся мои дети, требования стандартные: деловой стиль, единый для всех синий цвет. Фасон и фирму можно выбрать самостоятельно. Обычно мальчиков одевают в строгие классические костюмы, а девочек — в юбочки или сарафаны.
Меня удивило, что большинство россиян поддержали введение школьной формы. Мне идея одевать детей в одинаковую, дорогую и неудобную одежду кажется абсурдной. На мой взгляд, форма мешает всем: и детям, и родителям, и даже учителям, которые вынуждены следить за соблюдением правил. Школьная форма сформировала вокруг себя несколько мифов, с которыми я не согласна.
Миф 1. Школьная форма — это удобно
С одной стороны, школьная форма — это пример капсулы, где все вещи удачно сочетаются между собой. Можно повесить одежду в шкаф и не переживать. Что бы ребёнок ни схватил с утра, он будет хорошо выглядеть.
С другой стороны, одежда для школы часто требует особого ухода. Пиджаки неудобно стирать. Блузки и рубашки приходится гладить. И эти дополнительные заботы о детском гардеробе ложатся на родительские плечи. Во всяком случае, пока речь идёт о младших классах. Например, мне пришлось научиться очищать галстуки от манной каши и отстирывать гуашь с белых блузок.
Детям школьная форма тоже доставляет неудобства. Рубашки выправляются из брюк и юбок. Ребёнку приходится постоянно их поправлять. Форменные жилеты или пиджаки часто делают обязательным элементом школьной одежды, а в них порой просто жарко.
Двигаться в школьной форме детям неудобно. Причём девочкам она мешает больше, чем мальчикам. Исследование австралийских учёных показало, что ученицы младшей школы активнее проводят перемены, если одеты в спортивную одежду, а не в классическую форму с юбкой или платьем. Согласно другому исследованию, девочки чаще ездят в школу на велосипедах, если им не нужно носить форму.
Миф 2. Школьная форма помогает учиться
Это мнение разделяют 25% опрошенных в 2022 году россиян. Даже учителя думают, что форма делает детей сосредоточеннее. Но исследования этого не подтверждают. Одно из них провели в 2010 году в Северной Каролине. Учёные проанализировали успеваемость за последние несколько лет и не выявили никакой связи между достижениями учеников и введением формы.
Согласно здравому смыслу, форма тоже не помогает учиться. Например, чтобы переодеться после физкультуры, детям приходится застёгивать миллиард маленьких пуговичек (в том числе на манжетах!). Из-за этого они иногда опаздывают на следующий урок. Пришедшего не в форме ученика могут отправить домой переодеваться. Это однажды произошло с моей дочерью, которая надела в школу джинсы. В результате ребёнок пропустил урок математики.
Миф 3. Школьная форма сглаживает социальные различия
Думать так по меньшей мере наивно. Даже если одеть всех в одинаковые костюмы, разница в достатке детей будет заметна по обуви, мобильному телефону, портфелю, машине родителей, образу жизни в целом.
Я думаю, что эта вынужденная одинаковость даже подчёркивает социальные различия. Прошло почти тридцать лет, а я до сих пор помню одноклассницу, родители которой не купили ей форменный джинсовый сарафан, потому что не захотели или не смогли найти на это денег.
Вместо сглаживания социального неравенства школьная форма создаёт дополнительные сложности небогатым родителям. Например, в Новой Зеландии некоторые дети вынуждены пропускать уроки, потому что по очереди носят один комплект школьной одежды с братьями и сёстрами. А в бедных странах Африки дети иногда не ходят в школу только потому, что не могут купить форму.
В России покупка формы тоже выливается в копеечку. Нужно понимать, что часто эта одежда пригодна только для школы. Например, в джинсах и толстовке можно погулять в парке, съездить к бабушке в деревню или пойти к другу на день рождения. В школьном сарафане же ходят только в школу.
Школьная форма для девочек в среднем обходится дороже одежды для мальчиков. По данным Росстата, в 2022 году базовый набор первоклассника стоил родителям 22 298 рублей, а первоклассницы — 26 838 рублей. И эта разница возникла именно из-за школьной формы. В набор школьницы входит больше одежды, в том числе платье, колготки и банты.
Миф 4. Школьная форма укрепляет имидж школы
Есть красивый образ школы с вековыми традициями, носить форму которой — великая честь. Например, весь мир умиляется фотографиям принца Джорджа и принцессы Шарлотты в школьной одежде с гербом Tomas’s Battersea. Но наши простые общеобразовательные школы часто заходят с другого конца. Ещё нет ни традиций, ни сложившегося чувства общности, а детей заставляют носить форму и изображать гордость за школу. Кажется, так это не работает.
В 2021 году американский Национальный институт детского здоровья провёл исследование с участием 6 320 школьников. Оказалось, что дети, вынужденные носить форму, чувствовали меньшую принадлежность к школьной общности, чем ученики заведений без дресс-кода. Учёные объяснили это тем, что одежда — один из способов самовыражения. Дети и подростки в стандартизированной форме лишены этого и поэтому чувствуют себя на занятиях менее комфортно. В результате ухудшается их отношение к школе в целом.
Форма провоцирует нарушение границ ребёнка. Учитель может при всех обсудить его одежду, оценить соответствие внутренним правилам и отчитать. Это явно не способствует любви к школе. Когда я училась в девятом классе, меня отчитали перед всем классом за то, что я пришла на уроки в синей, но не джинсовой юбке-макси. Было особенно обидно потому, что многие девчонки носили модные тогда джинсы на бёдрах, из-под которых торчали стринги. Но их считали одетыми по-школьному, а меня в длинной шерстяной юбке — нет.
Миф 5. Школьная форма развивает вкус и учит уместно одеваться
Чтобы чему-то научиться, надо это регулярно делать. Школьная форма лишает детей возможности выбора. Они носят то, что сказали. И навёрстывают упущенное, дорвавшись до свободы. Это произошло в начале 90-х, когда школьную форму отменили. Уставшие от мрачных коричневых платьев девчонки ходили в школу в неоновых лосинах.
Если бы обязательной формы не было, можно было бы вместе с ребёнком обсудить, что уместно выглядит в школе. Научить собирать капсулу и сочетать одежду между собой. Конечно, дети будут делать ошибки и иногда выглядеть странно. Но постепенно они научатся самостоятельно выбирать одежду и выработают свой стиль.
Что в итоге
К сожалению, большинство школ России уже ввели дресс-код. Поэтому я стараюсь сделать нашу с детьми жизнь максимально удобной внутри этих правил. Например, беру одежду из трикотажа с минимумом застёжек. Вместо классических ботинок выбираю однотонные кроссовки. И обязательно советуюсь с детьми, чтобы купить то, что им нравится. Но школа моей мечты — это место, в котором дети могут одеваться так, как им удобно.