При слове «дирижёр» в голове, скорее всего, всплывёт образ усатого маэстро во фраке. Если не углубляться, можно подумать, что это стопроцентно мужская профессия. Действительно, женщинам долго не давали в руки дирижёрскую палочку. Но они взяли её сами.
Почему женщинам не давали работать дирижёрами
Дирижёр не только управляет оркестром на концерте. В этой профессии много закадрового труда. Нужно выбрать произведение и донести его до музыкантов, наладить с ними контакт, разучить партии, «рулить» процессом на сцене. Художественная манера дирижёра может изменить звучание произведения — в этом творческая фишка профессии.
Казалось бы, нет никаких объективных препятствий, чтобы дирижёром стала женщина. К тому же профессия в современном виде появилась только к середине XIX века. Дамы уже могли серьёзно заниматься музыкой. Но между дирижёрской палочкой и женской рукой было несколько препятствий.
Гендерные стереотипы действовали даже в музыке: якобы «мягкость» и «эмоциональность» женщин не позволят им стать авторитетными музыкальными лидерами. Ирландская дирижёрка Элис Фарнем считает, что помешать мог и популярный раньше образ «настоящего» дирижёра: эдакий пожилой мастер с замашками диктатора. Другое препятствие — недостаток возможностей. Женщине, желающей стать дирижёркой, было гораздо труднее практиковаться и строить карьеру. В стопроцентно мужские оркестровые коллективы попасть было практически невозможно.
Даже сегодня стереотипы продолжают мешать женщинам в музыке. Но прогресс уже есть. Например, Симона Янг дирижирует симфоническим оркестром Сиднея, Марин Эслоп управляет музыкантами Венского радио, а Сусанна Мялкки успела выступить с десятком престижных оркестров.
Для дирижёрок сейчас есть даже специальные образовательные программы и конкурсы. Но прежде чем это стало возможно, кто-то должен был проложить дорогу.
Жанна Эврар: 100% женский оркестр
Жанна родилась в пригороде Парижа в 1893 году. В семь лет она выпросила в подарок у родителей скрипку. В четырнадцать уже выиграла престижный музыкальный конкурс и поступила в Парижскую консерваторию. Талант Жанны признали сразу, она стала уважаемой скрипачкой и преподавательницей.
Однажды композитор Клод Дебюсси услышал, как Эврар исполняет одно из его произведений для скрипки, — и сказал, что идеальнее сыграть невозможно. Несмотря на успех, Жанна отлично понимала, что музыка далека от гендерного равенства. В начале XX века женщины не могли просто взять и присоединиться к оркестру или ансамблю. Коллективы были в основном мужскими.
Тогда Жанна создала Парижский женский оркестр — стопроцентно женский струнный оркестр из двадцати пяти профессиональных музыканток.
Под руководством Жанны коллектив прославился и начал гастролировать по Европе. Сама Эврар стала первой профессиональной дирижёркой во Франции. Она специально искала неизданные произведения классиков и миксовала старинную музыку с современной. Среди дирижёров Жанна выделялась и своим стилем. Она считала, что, если хочется выглядеть нарочито женственно, сдерживаться не нужно. На сцену она выходила почти как кинозвезда: в элегантных длинных платьях и с вечерними укладками, а свою дирижёрскую палочку называла «волшебной».
Шикинья Гонзага: первая дирижёрка Бразилии
Шикинья родилась в 1847 году в Рио-де-Жанейро. Она была внебрачным ребёнком высокопоставленного военного и освобождённой рабыни. В Бразилии XIX века такое происхождение считали проблемным. Но Шикинье повезло: богатый отец заботился о дочери, готовил её к жизни в высшем свете, нанимал частных учителей. В том числе для занятий музыкой, которую Шикинья очень любила.
Полоса везения закончилась в шестнадцать лет: тогда девушку против её воли выдали замуж. Супруг, торговец и мореплаватель, был против музицирования Шикиньи. Она, в свою очередь, такой жизни не вынесла и ушла от мужа, чтобы строить музыкальную карьеру. Ради неё Шикинья пожертвовала не только браком, но также тремя детьми, общественным положением и связями с родными. Семья отказалась от «беглянки».
Чтобы прокормить себя, Шикинья давала уроки игры на фортепиано, выступала на праздниках и в кафе. Она прославилась как сочинительница песен и мелодий для танцев, музыки для театра и Бразильского карнавала. Гонзага сама писала оперетты, сама же ими и дирижировала. Так она и стала первой дирижеркой Бразилии.
Шикинья продвигала народную музыку и не боялась великосветского осуждения. Среди её эпатажных «выходок» было дирижирование концертом для гитар (тогда инструмент считали «грязным», «порочным») и управление концертом с танцами в бразильском королевском дворце.
Последний концерт вышел настолько удачным, что уличное танго отплясывала даже первая леди страны — скандальная по тем временам история.
На скандалы Шикинья не обращала внимания и упорно доказывала, что этническая музыка — это не позорно и низко, а интересно и красиво. А в свободное от дирижирования время она успевала бороться за отмену рабства в Бразилии и участвовать в движении суфражисток.
Фрида Белинфанте: первая дирижёрка симфонического оркестра в США
Фрида родилась в Амстердаме в 1904 году. Её отец был пианистом, так что девочка росла в окружении музыки. В десять лет она начала играть на виолончели, а Амстердамскую консерваторию окончила уже в семнадцать. До дирижирования Фрида побывала и солисткой Харлемского оркестра, и виолончелисткой в составе трио.
Решающий поворот в её карьере случился после замужества. Супруг Фриды, флейтист Йохан Феликамп, увлекался дирижированием — вслед за ним увлеклась и она. У Фриды получилось сильно обойти мужа в мастерстве. В конце 30-х Фрида управляла оркестром с названием Het Klein Orkest. Её также пригласили работать дирижёркой оркестра Нидерландского радио.
Наступила Вторая мировая, и Фриде пришлось нелегко. Еврейское происхождение делало её жизнь в оккупированной нацистами Голландии вдвойне опасной. Но Фрида не уехала из страны, а стала активисткой в антифашистском сопротивлении.
Вместе с товарищами она организовала нападение на Отдел регистрации населения в Амстердаме. Им нужно было уничтожить бумаги с информацией о евреях и противниках режима, чтобы уберечь их от концлагеря.
Чтобы самой не угодить в руки нацистов, Фриде пришлось несколько месяцев скрываться под мужским именем, а потом бежать в Швейцарию.
После окончания войны Фрида переехала в США и полностью посвятила себя музыке. В 50-х в Калифорнии она стала дирижёром оркестра под названием Orange County Philharmonic, а ближе к концу жизни переквалифицировалась в преподавательницу.
Надя Буланже: учительница гениев и дирижёрка оркестра BBC
Надя родилась в 1887 году в Париже. Её семья — потомственные музыканты, так что девочка появилась на свет чуть ли не с зачёткой консерватории в руке. Туда она и поступила в десять лет, уже умея играть на органе и писать музыку.
Несмотря на свои навыки, Надя стала не композиторкой или исполнительницей, а знаменитой преподавательницей. У неё учились звёзды классической музыки. Среди них — Леонард Бернстайн, Аарон Копленд, Филип Гласс, Астор Пьяццола и Мишель Легран.
Дирижёрская карьера Нади началась в 1912 году. Она управляла оркестром, который играл сочинённую ею же кантату. А в 1936 Буланже стала первой дирижёркой Лондонского филармонического оркестра — её выступление произвело настоящий фурор. После него Надю стали приглашать выступить с другими престижными коллективами. Так она стала первой женщиной, вставшей за дирижёрский пульт перед оркестрами BBC, Нью-Йорка и Бостона.
Бланш Моиз: стала дирижёркой в 78 лет
Бланш Моиз родилась в 1909 году в Женеве. С восьми лет она играла на скрипке, в двенадцать уже выступала с оркестром. Её музыкальная карьера расцвела в США: туда она в 1949 году переехала вместе с мужем, тоже скрипачом.
Сначала на новом месте всё было хорошо: Бланш продолжала играть на скрипке, преподавала музыкальное искусство в колледже города Мальборо, организовывала музыкальный центр. Но успешная карьера исполнительницы для неё закончилась в пятьдесят семь лет. Бланш повредила смычковую руку и больше не могла играть. Но она захотела бросать музыку и решила стать дирижёркой. Причём с довольно узкой специализацией: хоровые произведения Баха.
В 78 лет Бланш основала собственный вокальный ансамбль и выступила с ним на престижной сцене Карнеги-холл. Женщина одновременно управляла хором и оркестром. Бланш Моиз занималась музыкой до конца жизни — а прожила она сто один год. Музыкальные критики и певцы, работавшие с Бланш, называли её лучшим дирижёром для хоровых произведений Баха.