Дуэль — занятие не только для благородных джентльменов со страниц викторианских романов. Женщины прошлого тоже защищали свои интересы с оружием в руках. Кто-то отстаивал честь рода, кто-то решал принципиальные споры. Рассказываем пять примеров, когда на поле брани выходили женщины-дуэлянтки.
Агнес Хотот VS противник её отца
Агнес жила в Англии конца XIV века и была наследницей знатного рода. Однажды её отец поспорил с другим лордом из-за участка земли: мужчины никак не могли решить, кому он принадлежит. В итоге владельца решили определить дуэлью.
Изначально отец Агнес должен был сражаться сам, но в день поединка он заболел. Отказ главы рода от дуэли мог запятнать семейную честь. Агнес решила этого не допустить. Она переоделась в мужские доспехи, оседлала отцовского боевого коня и выехала на ристалище.
Дуэль проходила в формате конного поединка: нужно было «снять» противника с лошади копьём, самому оставшись в седле. Агнес это удалось. Она сбила противника наземь, а затем сняла шлем и распустила по плечам свои длинные волосы. Так все и узнали, что интересы рода защищала девушка. Когда Агнес вышла замуж, семья её супруга в честь такой красивой победы поменяла свой герб: на него добавили изображение длинноволосой женщины в рыцарском шлеме.
Бураки Рани VS соперник в очереди на трон
Бураки жила в XVI веке и была девушкой королевских кровей: внучка мальдивского султана, наследница трона. Но на пути к титулу королевы ей встретилось несколько препятствий: на место правителя притязал брат Бураки, а на руку и сердце Бураки — её кузен.
Против замужества Бураки ничего не имела, а вот трон отдавать не хотела. С будущим мужем она сбежала с Мальдив на Гоа, в то время португальскую колонию. По легенде, Бураки времени даром не теряла: искала союзников среди португальцев и училась боевым искусствам. Она хотела вернуться домой и отвоевать трон у брата.
Натренированная наследница приплыла на Мальдивы, вызвала брата на дуэль неподалёку от дворца, дралась с ним несколько часов — и победила. После смерти брата Бураки Рани сделала правителем своего мужа, а сама стала королевой-консортом Мальдив.
Жюли Д’Обиньи VS трое обиженных мужчин
Во Франции XVII века Жюли была знаменитостью: оперная певица, актриса, любовница знатных особ, дуэлянтка. Сегодня бы её назвали светской львицей. Фехтовать она умела не хуже, чем петь: этому ещё в детстве её научил отец. В шестнадцать лет Жюли обращалась со шпагой лучше многих мужчин. Это умение помогло ей произвести фурор на одном из праздников, который устроил брат французского короля.
Дело было в 1695 году. Жюли пригласили на бал-маскарад в парижском дворце. Она надела мужскую одежду, скрыла лицо под маской — и весь вечер танцевала и заигрывала с девушками. Трое поклонников одной из партнёрш Жюли были оскорблены и вызвали «соблазнителя» на дуэль. Д’Обиньи согласилась. Дуэль состоялась на улице за пределами дворца. Жюли победила обиженных кавалеров, нанеся им тяжёлые раны.
Остаток бала Д’Обиньи провела не менее продуктивно: успела рассказать о своей победе придворным, а у брата короля заранее выторговать для себя помилование. Ведь дуэли тогда были под запретом.
Паулина фон Меттерних VS Анастасия фон Кильмансегг
Эти две знатные дамы вращались в высшем свете Австрии XIX века, а к дуэли между ними привела ссора из-за… цветов. Тогда в столице проходила Венская музыкально-театральная выставка. Обе графини состояли в оргкомитете. Паулина и Анастасия никак не могли сойтись в вопросах дизайна: у каждой было своё мнение, какими цветами украсить павильон. Определиться они решили с помощью рапир.
Паулина и Анастасия отправились в городок на швейцарской границе и там организовали полностью дамскую дуэль — даже секундатками были женщины. «Полевым медиком» была баронесса Любинская, которую специально для этого вызвали из Варшавы. По легенде, она посоветовала дамам состязаться топлес — чтобы кусочки ткани не прилипли к ранам и не вызвали инфекцию. Графини дрались три раунда, а победила в итоге дружба. Обе получили по небольшой травме и остановили дуэль.
Правда, потом выяснилось, что вся история могла быть газетной уткой. К тому же с элементами сексуализации — слово «топлес», судя по всему, должно было привлечь внимание читателей и авторов карикатур.
Мисс Шелби VS Мадам де Вальсер
В 1886 году на поле Ватерлоо со шпагами в руках вышли две суфражистки: американка мисс Шелби и француженка Асти де Вальсер. Обе женщины были врачами и феминистками, а причиной дуэли стал профессиональный вопрос: в какой стране женщины-доктора лучше?
Мисс Шелби утверждала, что медики США превосходят французских коллег. Де Вальсер ей возражала. Упорство француженки не дрогнуло, даже когда мисс Шелби назвала её идиоткой. Де Вальсер просто вызвала обидчицу на дуэль. Она была опытной фехтовальщицей и, чтобы всё было по-честному, дала сопернице пятнадцать дней на тренировки. В день дуэли победа осталась за де Вальсер. Она легко ранила руку американской соперницы, и после этого женщины примирились.