Любить
7 апреля

Подруги по книге: как представляют женскую дружбу в литературе

«Альпина»
«Альпина»
Российская издательская группа
книги про подруг

Когда в литературе впервые заговорили о героинях-подругах, о том, чем книжная женская дружба отличается от мужской и как она видоизменялась в книгах с течением времени, разбираемся с литературным обозревателем и поэтом Ольгой Лишиной.

Неожиданная дружба королевы джаза Эллы Фицджеральд и кинозвезды Мэрилин Монро зародилась в эпоху золотого века Голливуда. Тогда поверхностные социальные связи были обязательным атрибутом карьеры. Однако мимолётное знакомство переросло в глубокие отношения, место, где можно снять маски и найти поддержку в борьбе с расовыми предрассудками, общественным мнением, абсурдными требованиями продюсеров и личными неудачами. Эта история женской дружбы легла в основу романа «Разве мы не можем быть подругами» Элайзы Найт и Денни С. Брайс и заставила задуматься о феномене женской дружбы в художественной литературе.

Кто первый написал про подруг в литературе

Джейн Эйр и Хелен Бёрнс, Диана де Монсоро и Жанна де Сен-Люк, Иджи Тредгуд и Рут Джемисон, Кэрри Брэдшоу и Миранда, Шарлотта, Саманта, Лену и Лила из «Неаполитанского квартета» — лишь поверхностный срез примеров женской дружбы в литературе. Но все они принадлежат историям, созданным после XVIII века. Как известно, литература — отражение общества. Возникает вопрос: почему феномен женской дружбы прослеживается только в течение двух последних столетий. 

«Секс в большом городе»

Долгое время женщины существовали будто в вакууме, лишённые осмысленных связей за пределами семьи. Они были украшением дома или причиной драмы между мужчинами. И всё же женская дружба существовала и тогда, просто оставалась вне фокуса писателей, которыми преимущественно были мужчины.

Первые следы женской дружбы — или хотя бы солидарности — можно найти еще в античных текстах. Например, в древнегреческих мифах или «Илиаде» Гомера есть намёки на общение между женщинами. Да, женские персонажи в этих историях обычно не в центре внимания, ведь литература той эпохи в основном рассказывала о мужских подвигах. Но даже редкие моменты общения двух женщин помогают увидеть силу их поддержки в обществе, где им отводили второстепенную роль.

В эпоху Средневековья появился «Город женщин» Кристины Пизанской — один из первых текстов феминистской литературы в истории, который защищает и прославляет именно женщин и их дружбе.

С течением времени, особенно в XVIII веке, концепция женской дружбы в литературе расширилась: появились упоминания родственных связей, интеллектуальных и духовных привязанностей. В литературу пришли женщины-писательницы, которые нашли в своих произведениях пространство для интеллектуального развития женских персонажей, обеспечивая им утешение, общение и возможность быть услышанными.

Ольга Лишина
Литературный обозреватель, поэт

Говоря об эволюции представления женской дружбы в литературе, мне кажется, важно отметить два вектора: изменение роли и образа «рассказчика», голоса автора и эволюция непосредственно отношений в истории. То, как авторы воспринимали женщин, накладывало (и накладывает) отпечаток и на описание женской дружбы.

Есть прекрасная книга «Лавиния», последняя книга Урсулы Ле Гуин, посвящённая героине «Энеиды». Что, если бы поэт мог на границе между жизнью и смертью (или уже за чертой) увидеть историю, которую он рассказывал, глазами женщины, если мог бы услышать ее голос — что изменилось бы в поэме, презентации и понимании судьбы героев? Кажется, писатели не так часто размышляли о «женском голосе». Не потому ли в последние годы столько альтернативных историй классических сюжетов Древней Греции рассказывают от лица женщин («Пенелопиада», «Цирцея», «Дитя Афины»).

Феминистическое движение сильно повлияло на изображение женской дружбы. Каждая новая волна феминизма привносила новые черты в литературные сюжеты.

  • Первая волна способствовала появлению произведений, где женская дружба вышла за рамки традиционных ролей и стала источником силы в борьбе за равноправие. В середине XIX века Луиза Мэй Олкотт опубликовала «Маленьких женщин» — книгу, посвящённую сёстрам, где отражены и дружба, и поиск своего пути в жизни, и невзгоды, с которыми нужно вместе справляться. Успех книги был ошеломительным. Чуть раньше Шарлотта Бронте и её героиня Джейн Эйр вышли в большой мир наравне с авторами и героями-мужчинами. 
  • Вторая волна ввела концепцию «сестринства», изображая женскую дружбу как противовес патриархальным структурам. В книгах уделили больше внимания сложности и глубине женских отношений. Например, вышел роман Элис Уокер «Цвет пурпурный», повествующий о том, как дружба между женщинами помогла в преодолении расового угнетения и обретении собственного голоса.
  • Третья волна признала конфликты и сложности в женских отношениях и учитывала влияние факторов расы, класса. На книжных полках появился знаменитый чиклит о любовных приключениях и дружбе Бриджит Джонс или Кэрри Брэдшоу и «Тайная история» Донны Тартт, показывающая токсичную сторону дружбы и то, как отношения могут быть искажены секретами, виной и моральными дилеммами.
  • Четвёртая волна феминизма способствовала появлению ещё более разнообразного представления о женских отношениях, отражая их всевозможные форматы: онлайн-общение («Нормальные люди» Салли Руни), эволюция дружбы сквозь года («Моя гениальная подруга» Элены Ферранте), совместное преодоление социальных стереотипов («Почтальонша» Франчески Джанноне, «Разве мы не можем быть подругами» Элайзы Найт и Денни С. Брайс).

«Маленькие женщины»

В результате сегодня женская дружба в литературе — это связь, не ограниченная формальными рамками или социальными институтами. Это источник силы, поддержки и самореализации. Она предоставляет пространство для взаимного вдохновения, поддержки в триумфах и трагедиях, а также для честного обмена опытом и эмоциями. Несмотря на возможные сложности, такие как зависть или конкуренция, женская дружба остаётся неотъемлемой частью жизни женщин, дополняя и часто превосходя по значимости другие социальные связи. Вспомните, к кому мы возвращаемся после сложного карьерного падения или после неудачного романа. Так поступают и книжные героини.

Как различаются мужская и женская дружба в книгах

Ольга Лишина

Героиня вышедшей в начале XX века «Маленькой принцессы» Фрэнсис Бёрнетт дала бы фору Тому Сойеру и Геку Финну. Что там мальчишеские посещения склепов, когда девочки сталкиваются с годами несправедливого отношения взрослых и стойко преодолевают обиды и сложности.

Не кроется ли тут отчасти разница, проникающая и во взрослые книги, — дружба мужская проверяется сложными, яркими событиями, а женской часто предстоит долгий путь малозаметной, но такой важной поддержки. Если мы посмотрим на героев и героинь «Войны и мира», кажется на первый взгляд, что примеров мужской дружбы будет больше. Мало кто вспомнит, например, эпизод, где графиня Ростова помогает бедной подруге деньгами на мундир сына, или то, какую роль в судьбе Наташи сыграла Соня, не отпустившая подругу бежать с Курагиным.

Мужская и женская дружба в литературе действительно часто изображаются с заметными различиями, отражая традиционные гендерные стереотипы и социальные ожидания. В классических произведениях, таких как «Приключения Тома Сойера» и «Три мушкетёра», мужская дружба представлена как динамичное партнёрство, основанное на совместных приключениях. Герои этих историй объединяются для достижения общих целей, демонстрируя командную работу и взаимовыручку. При этом эмоциональная сторона отношений часто остается за кадром, уступая место понятиям долга, чести и верности. 

Женскую дружбу в литературе чаще изображают с акцентом на эмоциональную глубину и психологизм. Женские персонажи чаще болтают по душам, обмениваются секретами, эмоционально поддерживают друг друга. У конфликтов между подругами обычно более сложная природа, затрагивающая темы зависти, ревности или обид. Их разрешение требует глубокого диалога.

«Энн из Зелёных Мезонинов»

Впрочем, современная литература стремится к более реалистичному отображению дружбы как таковой. Авторы преодолевают гендерные стереотипы, изображая мужскую дружбу с элементами эмоциональной открытости, а женскую — с акцентом на совместные достижения и приключения. И здесь важно упомянуть о влиянии жанров на содержание книги.

Как книжный жанр определяет женскую дружбу

Ольга Лишина

При всём любви и уважении к классике начала века девятнадцатого и более ранней, писателей тогда мало интересовали отношения женщин друг с другом. Да и в целом характеры героинь часто больше служили для истории главных героев. Что бы делали героини «Героя нашего времени», если б им не нужно было оттенять Печорина? Каких женщин мы видим не только у Гоголя (положим, тут виною жанр — то комедия, то фантасмагория), но у Достоевского? Как будто в рамках книг им «не о чем» дружить, и не для того нам про них рассказывают. А у Анны Карениной или Китти есть подруги? Вот здесь уже интереснее, с кем и «против кого» дружат героини романа, что их интересует.

В подростковой и молодёжной литературе, продолжающей классические традиции (а тут не только Бронте, но и полка книг Лидии Чарской о гимназистках, которыми зачитывались поколения девочек), много историй о девичьей дружбе в центре сюжета. Взрослая литература реже демонстрирует дружбу — настоящую, искреннюю, сложную, со своими кризисами и ссорами. Может, потому, что взросление — то время, когда нужна поддержка, ты ищешь своих, а позже «успокаиваешься». Но и жанровое своеобразие накладывает отпечаток.

В книгах на грани автофикешна, кажется, чаще находится место и переживаниям о дружбе. Примерами будут и нежный сложный роман «Течения» Дарьи Благовой, построенный вокруг отношений героини с красивой успешной однокурсницей и поиска внутренней опоры, и «Мисс Исландия» Аудур Авы Олафсдоттир, где героиня много анализирует изменения в жизни вышедшей замуж и родившей ребёнка подруги. Меняются реалии, меняются жанры, но появляются новые писатели (и хочется подчеркнуть, писательницы), а значит, нас ждут новые ракурсы и истории дружбы.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий