Марлен Дитрих переписывалась с Эрнестом Хемингуэем до самой его смерти, а Эрих Мария Ремарк воплотил её образ в персонаже Жоан Маду из «Триумфальной арки». Она кормила швейцаров и статистов фирменными гуляшом и яблочным штруделем, а дома хранила картины Делакруа, Сезанна, Утрилло и Коро. Рассказываем несколько эпизодов из жизни легендарной актрисы «золотого века» Голливуда.
Если так не принято — это не значит, что так невозможно
Марлен Дитрих стала жемчужиной американского кинематографа и признанной иконой стиля. Она носила расшитые камнями и перьями вечерние платья и строгие костюмы с юбками-футлярами, шляпки с вуалью и береты, щедро красила губы красной помадой и подводила идеально закруглённые брови.
При всей своей утончённости и аристократичности Марлен обладала своенравным характером. Она не раз бросала вызов традиционным гендерным ролям. То, что сегодня уже кажется обыденностью, для современников Дитрих было гранью скандала. Например, в конце 1920-х годов она занималась боксом в студии турецкого тренера и боксёра Сабри Махира в Берлине. Тогда этот спорт считался неприемлемым для женщин.
Марлен запомнили и как одну из родоначальниц маскулинного стиля. Она часто появлялась в кино и на публике в мужских костюмах. Сама актриса признавалась, что, несмотря на роскошь гардероба, больше всего любит носить мужские джинсы. Публика пыталась пристыдить актрису, но ей было всё равно. В 1930 году вышел фильм «Марокко», где Дитрих исполнила роль певицы кабаре. Мало того, что она выступала на сцене в мужских фраке и цилиндре, — больше всего зрители запомнили эпизод, где героиня Дитрих целует другую женщину. Этот фильм принёс Марлен её единственную номинацию на премию «Оскар».
С начала 1950-х до середины 70-х Дитрих стала выступать в кабаре по-настоящему. Она гастролировала по всем крупным городам мира. В 1964 году она даже посетила с концертом СССР. В первой части своего шоу Марлен обычно выступала в одном из своих расшитых платьев и пальто из лебединого пуха. А во второй части переодевалась в цилиндр и фрак. В таком наряде она исполняла песни из мужского репертуара, например, One for My Baby и I Grown Accolated to Her Face.
Истинное достоинство человека открывается в трудные времена
Марлен Дитрих родилась и выросла в Берлине. Ей довелось увидеть, как родная Германия превратилась в оплот нацизма. Несмотря на происхождение, Дитрих не смирилась с кошмарными поступками своего народа. В конце 30-х годов она стала одной из создательниц фонда, который помогал евреям и диссидентам бежать из Германии. В 1937 году Дитрих перевела весь гонорар за фильм «Рыцарь без доспехов» в помощь беженцам. Сумма составила 450 тысяч долларов.
Когда США вступили во Вторую мировую войну, Марлен Дитрих одна из первых вызвалась помочь продавать военные облигации. Она выступала перед солдатами и союзными войсками в США, Северной Африке и Западной Европе. Во время гастролей Дитрих стояла в очереди за пайком, умывалась снегом и спала в землянках, часто недалеко от линии фронта.
Марлен исполняла песни из своих фильмов и играла на музыкальной пиле. Также она немного подшучивала, заявляя, что может читать мысли. Дитрих просила аудиторию подумать о чём-то определённом. Затем она подходила к солдату, пристально смотрела ему в глаза и вдруг говорила: «О, подумай о чём-нибудь другом. Я не могу говорить об этом!».
Американский режиссёр и сценарист Билли Уайлдер однажды пошутил, что Марлен Дитрих была на передовой даже чаще, чем генерал армии США Дуайт Эйзенхауэр. Когда её спросили, зачем она гастролировала по солдатским лагерям в нескольких километрах от фронта, рискуя своей жизнью, она ответила: «aus anstand» — «из приличия».
У принципов есть цена
В 1936 году министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс предложил Дитрих снимать кино в Германии с полной свободой выбора темы, продюсера и режиссёра. За каждый фильм Марлен получала бы 200 000 рейхсмарок. Но актриса отказалась участвовать в этом. Через год национал-социалисты снова сделали ей подобное предложение. В этот раз Марлен Дитрих не только отклонила предложение, но также демонстративно отказалась от немецкого гражданства, запросив американское.
В апреле 1945 года Марлен продолжала выступать для солдат союзных войск в Европе. Тогда у нацистов отбили концентрационный лагерь Берген-Бельзен. По официальным подсчётам, там находились 60 тысяч заключённых, 10 тысяч на момент освобождения были мертвы, а ещё 20 тысяч умерли от истощения в последующие две недели.
Там Дитрих встретила свою сестру Элизабет и её мужа Георга Виля. Поначалу они числились в списке освобождённых. Но потом оказалось, что семья Виль содержала развлекательное заведение для нацистов, руководивших Берген-Бельзен.
Марлен Дитрих поручилась за свою сестру и её мужа перед союзными войсками, чтобы их не признали пособниками нацистов. Но на этом отношения Марлен и Элизабет навсегда прервались. Дитрих отреклась от неё, исключив Элизабет и её сына из всех рассказов о своей жизни. В каждом интервью она утверждала, что выросла единственным ребёнком в семье.
Созданный вами образ может оказаться клеткой
График выступлений Марлен Дитрих был расписан на несколько лет вперёд. Чтобы сохранить свой гламурный образ, уже немолодая актриса прибегала ко всем доступным способам: моделирующее бельё, тейпы для подтяжки лица, профессиональный макияж и парики. Даже сценический свет выстраивали таким образом, чтобы Марлен казалась моложе.
На вопрос о том, почему она продолжает выступать, Дитрих ответила: «Вы думаете, потому что это гламурно? Потому что это потрясающая жизнь, которая помогает мне сохранять здоровье? Ну, это не так. Это тяжёлая работа. Кто бы работал, если б ему не было нужно? Я работаю, потому что плачу налоги американскому правительству. Сегодня в Америке все работают».
Здоровье Дитрих ухудшалось. В 1965 году она пережила рак шейки матки, позже страдала от плохого кровообращения в ногах. В 1973 году Марлен упала со сцены на музыкальной ярмарке в Мэриленде, повредив бедро. Чтобы рана зажила, потребовалась пересадка кожи. Через год она сломала правую ногу. А ещё через год в Сиднее Марлен Дитрих упала в оркестровую яму Театра Её Величества и сломала шейку бедра. Реабилитация заняла восемь месяцев, но Дитрих так и не оправилась полностью.
Она уже не могла нормально ходить и не хотела, чтобы публика видела, как великая актриса хромает, опираясь на палку. Тем более что её ноги когда-то считали самыми красивыми в мире. Марлен удалилась в свою квартиру в Париже и последние 13 лет почти никуда не выходила.
Дитрих сделала себя затворницей, чтобы никто не видел, как угасает её слава и красота. К ней могли приходить только немногие избранные, включая семью и её сотрудников. И всё же она продолжала работать. Дитрих писала письма и автобиографии, общалась по телефону с мировыми лидерами, включая Рональда Рейгана и Михаила Горбачёва и выступала с политическими заявлениями.
В 1982 году Дитрих согласилась участвовать в съёмках документального фильма о своей жизни «Марлен». Но показываться в кадре она не стала. Вместо этого режиссёру Максимилиану Шеллу разрешили записать её голос. Фильм получил несколько европейских кинопремий и номинацию на премию «Оскар» как лучший документальный фильм. Новостной журнал Newsweek назвал его одним из самых захватывающих и трогательных документальных фильмов о великой кинозвезде.
Станьте первым, кто оставит комментарий