Созданием комиксов занимается огромное количество специалистов: писатели, художники, колористы, редакторы, издатели. Среди профессионалов много женщин. Они не только придумывают запоминающиеся истории и героев, но и говорят о проблемах общества и продвигают идеи феминизма в своих работах. Рассказываем про десять женщин, которые повлияли на комикс-индустрию в разных странах.
Рамона Фрэдон
Художница Рамона Фрэдон окончила частную школу дизайна в Нью-Йорке и практически сразу начала свою карьеру в комикс-индустрии. Её муж, тоже художник, посоветовал ей попробовать свои силы в рисунках для мультипликации. Затем он же показал наброски Рамоны своему другу из DC. И уже в 1950 году Рамона Фрэдон начала работать над своим первым персонажем из комиксов — Сияющим Рыцарем.
Рамона придумывала новые образы для Бэтмена, Супермена и Пластичного человека, с нуля создала облик персонажа Метаморфо. Но главной её работой остается образ Аквамена. Герой был придуман ещё в 1941 году, однако во второй половине ХХ века, известной как Серебряный век комиксов — период возрождения супергероев — Аквамен получил сюжетное развитие и новый облик. Художница в 2018 году говорила в интервью, что в 50-х создавала милого парня с красивой стрижкой и розовыми щеками и была в него по-настоящему влюблена. Однако на сегодняшний день от того образа ничего не осталось. Авторы делали Аквамена всё более и более жёстким и брутальным. В итоге в фильме 2017 года его сыграл накачанный татуированный длинноволосый Джейсон Момоа. Рамона Фрэдон не была довольна такой эволюцией своего героя.
Фло Стейнберг
Флоренс Стейнберг, более известная как Фло, была сердцем и легендой Marvel, как говорят сегодня в самой компании. Она начала работать в комикс-индустрии в начале 60-х годов. Именно Стейнберг и писатель Стэн Ли были первыми штатными сотрудниками Marvel и стояли у истоков огромной на сегодняшний день корпорации. Стейнберг была секретарем и помощником Ли, управляла офисом, а также отвечала на письма фанатов и руководила «Обществом Merry Marvel Marching» — первым фан-клубом Marvel.
Со временем именно общение с поклонниками стало её главной обязанностью. Комиксов появлялось всё больше, они становились популярнее, Фло Стейнберг же привлекала новых читателей и создавала фанатскую базу. Количество писем в середине 60-х стало ошеломляющим — они поступали в офис мешками, и на каждое из них она должна была ответить. Стейнберг устала, а ещё не смогла добиться повышения зарплаты на 5 долларов. В итоге в 1968 году она покинула компанию. В 1975 году Стейнберг стала издавать один из первых андеграундных независимых комиксов в США — Big Apple Comix. Однако в конце 90-х вновь вернулась в Marvel, но на этот раз в качестве корректора.
Гейл Симон
Гейл Симон — одна из самых влиятельных и самых смелых авторок в современной индустрии. В начале карьеры она писала сценарии для комиксов по мотивам мультсериала «Симпсоны». Затем сотрудничала с издательствами Dynamite Entertainment и Image Comics, работала для Marvel над историей Дэдпула. Самые известные её работы связаны с DC. Симон писала комиксы о Чудо-Женщине, подготовила более 50 выпусков «Хищных птиц», которые стали основой для экранизации с Марго Робби, создала собственную серию комиксов «Добро пожаловать в Транквилити» о жизни супергероев и суперзлодеев на пенсии.
🎬Что ещё посмотреть с Марго Робби
Гейл Симон была основательницей довольно влиятельного проекта «Женщины в холодильниках» о женских образах в комиксах. Это сайт, на котором пользователи писали о выпусках, где женские персонажи страдали, оказывались беспомощными и вводились в историю лишь для того, чтобы заставить действовать какого-то героя-мужчину.
Карен Бергер
Карен Бергер получила степень бакалавра по английской литературе и хотела работать в журнале или музее. В комикс-индустрию она попала случайно: знакомый из DC пригласил Бергер поработать помощником редактора в издательстве. Она была идеальным кандидатом на должность, потому что не интересовалась комиксами, а значит, не отвлекалась бы на чтение во время рабочего дня.
Бергер начала свою карьеру в комиксах в качестве редактора серий «Легион супергероев» и «Дом тайн». В 1992 году она получила свою первую премию Айснера («Оскар» комикс-индустрии) как лучший редактор. А в 1993 году именно ей доверили возглавить подразделение издательства DC Comics под названием Vertigo. Там выходили книги «Болотная тварь» и «V — значит вендетта» Алана Мура, «Песочный человек» Нила Геймана. Многие издания, среди которых «Джон Константин: Посланник ада», были экранизированы. Комиксы и графические романы Vertigo, которые редактировала Карен Бергер, быстро завоевали признание аудитории. Им удалось расширить границы привычных жанров комиксов — это были острые, порой политические истории. Но в 2012 году Бергер решила покинуть Vertigo. Тогда New York Times опубликовала очерк о ее карьере, назвав ее «матерью комиксов о странных вещах».
Келли Сью ДеКонник
Келли Сью ДеКонник — писательница и переводчица манги. Особенно известна она как авторка, работающая над образом Кэрол Денверс из комиксов Marvel. Именно ДеКонник написала серию комиксов в 2012 году, в которой сделала её Капитаном Марвел и вывела из героинь второго порядка на первый план. Позже ДеКонник выступила консультанткой фильма «Капитан Марвел» 2019 года. Также в 2018 году она успела поработать и с DC Comics над историей Аквамена.
Творчество и карьера ДеКонник тесно связаны с её феминистскими взглядами. Она написала фантастический комикс «Планета сук» о женщинах, которые были отправлены в исправительные учреждения на другую планету за то, что не соблюдали правила патриархата. А ещё придумала «Тест сексуальной лампы»: если заменить женский персонаж в истории на сексуальную лампу и история всё ещё будет работать, то её лучше переписать. В 2016 году она вместе со своим мужем, автором комиксов Мэттом Фрэкшном, начала в Twitter акцию #VisibleWomen, чтобы развеять представление о том, что художниц комиксов в индустрии мало. Также ДеКонник основала некоммерческую организацию Creators for Creators, которая выдаёт гранты и знакомит с наставниками начинающих художниц.
Фиона Стэплз
Канадская художница Фиона Стэплз работала над комиксами «DV8: Боги и монстры», «Агенты T. H. U. N. D. E. R.» и Archie. Наибольшую известность и признание ей принесла работа над научно-фантастическим комиксом «Сага». В соавторстве с писателем Брайаном К. Воганом Стэплз удалось создать целую вселенную, которая выделяется своими образами среди прочих комикс-историй.
Журналисты называют «Сагу» космической эпопеей, сравнивают её со «Звёздными войнами» и подчёркивают откровенность сюжетов и иллюстраций. За работу над комиксом художница получила 9 премий Айснера.
Гвендолин Уиллоу Уилсон
Гвендолин Уиллоу Уилсон — американская журналистка, писательница и авторка комиксов. Уилсон росла не в религиозной семье, но в период студенчества она заинтересовалась изучением религий и выбрала для себя ислам. Некоторое время она жила в Египте, писала для New York Times, National Post, Glamour. В её журналистских статьях и творчестве вопросы религии занимали важное место. Первый графический роман Уилсон «Каир», созданный в соавторстве с художником, был опубликован издательством Vertigo в 2007 году. Уилсон продолжила свое сотрудничество с Vertigo, и в 2008 вышел комикс «Воздух», номинированный на премию Айснера как лучшая новинка.
В 2011 году писательница начала сотрудничать с Marvel. Она написала совместно с художницей Саной Аманат комикс «Мисс Марвел» — в нём впервые появляется героиня-мусульманка. Это история о том, как 16-летняя девушка пакистанского происхождения становится суперегроиней. Создавая героиню Камалу Хан, авторки ожидали негатива от людей, настроенных против мусульман, и от мусульман, которые считали, что Камалу нужно изображать в соответствии с канонами ислама. Риск был велик, потому что Уилсон решила, что девушка не должна носить хиджаб. Однако ожидания не оправдались, аудиторией комикс был принят положительно, а также получил множество премий.
Маржан Сатрапи
Маржан Сатрапи родилась, выросла и получила образование в Иране, но эмигрировала из родной страны в Европу из-за последствий исламской революции. Об этих событиях своей жизни она в 2000 году написала и нарисовала автобиографический графический роман «Персеполис». Книга получила мировое признание, несколько наград, была переведена на десяток иностранных языков и разошлась тиражом более 2 миллионов экземпляров. А в 2007 году Сатрапи сама сделала мультфильм-экранизацию «Персеполиса». Он был номинирован на премии BAFTA и «Оскар». Однако фильм осудило иранское правительство, а в Ливане его запретили к показу.
За первой книгой «Персеполиса» последовало ещё два продолжения. В 2005 году был опубликован комикс «Вышивки» о правах, свободах и проблемах женщин. А следующий свой комикс «Цыпленок с черносливом» о последних днях жизни тегеранского музыканта Сатрапи также экранизировала, но уже в форме художественного фильма. Позже она выступила режиссёркой комедийного ужастика «Голоса» и биографической драмы о жизни Марии Склодовской-Кюри «Опасный элемент».
👩🔬Мария Кюри и ещё 9 великих женщин
Анастасия Ким
В России комикс-индустрия развита намного слабее, чем на Западе. Главное издательство, которое выпускает массовые комиксы, — Bubble Comics. В 2021 году у компании даже вышел полнометражный фильм «Майор Гром: Чумной доктор» об одном из самых популярных героев. Одной из создательниц его образа в комиксах является художница Анастасия Ким, известная под ником Phobs. Анастасия окончила ВГИК по специальности «художник анимации и мультимедиа» и начала сотрудничать с издательством Bubble с самого его запуска в 2012 году. Помимо историй о Майоре Громе она работала над комиксами «Инок» и «Красная Фурия», а сейчас продолжает рисовать комикс «Бесобой».
Анастасия также известна благодаря своим работам, которые размещает в паблике во «ВКонтакте». Она рисует иллюстрации на исторические темы о славянах, монголах, событиях Второй мировой войны, а также работы, навеянные произведениями Толкина.
Ольга Лаврентьева
Художница и автор комиксов из Санкт-Петербурга Ольга Лаврентьева начинала свою карьеру с зарисовок судебных заседаний. Изображения с разбирательств громкого судебного дела над питерскими экстремистами в 2012 году Ольга собрала и опубликовала отдельной книгой. Вторая книга художницы была посвящена теме сепаратизма. Это сборник из нескольких полудокументальных историй о том, как в современном мире люди пытаются основать собственное государство. Затем в 2016 году вышел готический детектив «ШУВ» о жизни детей в России в 90-е годы.
Творчество Лаврентьевой связано с Россией и её историей. Поэтому главная и самая известная работа Ольги — графический роман «Сурвило» — не стала исключением в этом плане. Эта история о бабушке художницы, которая жила в Ленинграде и пережила все тяготы ХХ века. «Сурвило» стал первым российским произведением в таком жанре, которое поднимает тему репрессий и блокады Ленинграда. Критики писали, что выход подобной книги приближает «совершеннолетие» российского комикса. Графический роман был переведён на несколько иностранных языков и издан в Финляндии, Швейцарии, Норвегии, США, Венгрии и Польше.