Комментарии

Как «дамы в беде» превратились в ролевые модели: 4 истории революционных супергероинь

супергероини

В прокате уже идёт фильм про «Чёрную вдову». Наташа Романофф — пример супергероини, которая из типичного второстепенного женского персонажа комиксов в киновселенной превратилась в полноценную самостоятельную героиню. Вспоминаем истории других женщин, которые раз за разом спасают мир в супергеройском трико. 

Чудо-Женщина, 1941 год 

Супергероини: Чудо-Женщина

Главная супергероиня комиксов DC дебютировала в 1941 году как второстепенный персонаж в серии All Star Comics. Но уже в 1942‑м она получила собственную историю. 

Новая героиня так понравилась американцам, что третий выпуск разошёлся тиражом более полумиллиона экземпляров. Она стала популярной наравне с Бэтменом и Суперменом, а ведь изначально создание «суперженщины» было большим риском. 

Чудо-Женщину придумал психолог и изобретатель прототипа детектора лжи Уильям Моултон Марстон. В 40‑е Америка была одержима супергероями — комиксы читали все. И Марстон был не исключением. Он восхищался Суперменом, но одновременно считал, что истории о приключениях героев в трико полны жестокости. 

У него была идея создать такого супергероя, который был бы способен любить и сострадать. Выход подсказала жена, Элизабет. Она предложила создать женщину-супергероиню: до этого все женщины, появляющиеся в комиксах, были типичными «дамами в беде», а эту героиню не нужно будет спасать — она сама способна за себя постоять. Так в голову Марстона пришёл образ воительницы — сильной, как Супермен, и при этом привлекательной.

Марстон называл себя феминистом. В сериале «Секретная история комиксов Роберта Киркмана» его коллеги рассказывают о взглядах Марстона: он считал, что мужчины, полностью подчинённые женщинам, приносили бы меньше бед. И что женщины должны править миром. Его образ Чудо-Женщины бросил вызов брутальной маскулинности. 

От традиционных супергероев Чудо-Женщину отличало то, что Марстон, в силу образования, добавил ей психологизма. А также мифическое происхождение: Чудо-Женщина, названная Дианой в честь богини-охотницы, родилась и выросла на острове амазонок. Её мать — королева Ипполита — слепила её из глины, а богиня Афродита вдохнула в неё жизнь. 

Когда появилась Чудо-Женщина, нападение на Пёрл-Харбор втянуло американцев во Вторую мировую войну. Женщины стали записываться на военную службу, а правительство активно агитировало их идти работать на заводы. Поэтому неудивительно, что храбрая воительница быстро стала вдохновением и ролевой моделью для многих американок. 

А феминистки Второй волны видели в ней символ сопротивления мужскому доминированию. В 1972 году активистка Глория Стайнем основала феминистский журнал Ms. Первый выпуск вышел с изображением Чудо-Женщины на обложке и подписью: «Чудо-Женщину в президенты!». 

За всю историю существования образ Чудо-Женщины претерпел несколько изменений. После окончания Второй мировой войны положение в стране требовало от женщины быть примерной домохозяйкой и хранительницей очага: свободолюбивая Диана вышла замуж и начала больше времени уделять семье. 

Аудитории такое преображение не понравилось. Тогда её решили сделать более реальной и эмансипированной: она перестала носить фирменный костюм и стала владелицей бутика. Что тоже вызвало общественное недовольство. 

В итоге героиня вернулась к истокам: сейчас она продолжает выступать против войны и не уступает по силе и способностям мужчинам-супергероям. 

Супергёрл, 1959 год 

Супергероини: Супергёрл

Если Чудо-Женщина была придумана в Золотой век комиксов, время, когда появились такие культовые герои, как Супермен, Капитан Америка и Бэтмен, то Супергёрл — это Серебряный век. 

Несмотря на успешный кейс с Чудо-Женщиной, женские персонажи оставались второстепенными и раскрывались либо за счёт работы в команде с мужчиной-супергероем, либо через романтическую линию с ним же. Да и надобность в сильных героинях после окончания Второй мировой войны пропала. 

Но нужно было продавать истории. И для привлечения новой аудитории, в частности, женской, DC и Mar­vel начали создавать женские альтер эго уже известных супергероев. Так появилась Бэтвумен, Женщина-Халк, Мисс Марвел и Супергёрл.

Аутентичной Супергёрл считается Кара Зор-Эл. Но до её полноценного дебюта DC несколько раз пробовали ввести в сюжет женский аналог Супермена, чтобы посмотреть на реакцию аудитории. Например, в 78‑м выпуске комикса Super­boy инопланетянка, которую спасает Кларк Кент, временно превращает его в женщину за сексистские мысли. 

Первые пробы Супергёрл прошли успешно, и в 1959 году новая героиня дебютировала в комиксе про Супермена. Над её созданием трудились Отто Биндер и Эл Пластино. Нужно сказать, что для Биндера это была вторая работа над женским персонажем:  до этого он подарил миру Мисс Марвел — альтер эго Капитана Марвел. 

Кара Зор-Эл (криптонитское имя Супегёрл), так же как и Супермен, прилетела с Криптонита, обладает теми же способностями, и её слабое место всё то же — криптонит. 

По сюжету она кузина Супермена. Их родство культуролог Дарья Дмитриева в своей работе «Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры XX века» объясняет тем, что в 50‑е годы в США активно продвигались традиционные семейные ценности. И это было частой практикой — вводить дополнительных персонажей для создания и укрепления семейных отношений супергероев. 

Кару Зор-Эл отправляют на Землю вслед за двоюродным братом, но по пути она попадает в криптонитовый поток и поэтому прилетает на несколько лет позже. Супермен уже вовсю спасает мир от зла и берёт Кару под свою опеку. Он запрещает ей использовать силу, а заявить о себе миру разрешает лишь спустя два года. Супермен апеллирует к тому, что она ещё недостаточно опытна и может выдать свою инопланетную сущность. 

Тем не менее Супергёрл уникальная героиня. Это в своей работе отмечает Алекс Линк — исследователь популярной культуры и профессор Альбертского колледжа искусств.

Во-первых, Супергёрл была создана в эпоху Серебряного века. Вторая мировая война закончилась, патриотизм пошёл на спад, и люди не были так заинтересованы в комиксах. Поэтому героини, созданные в это время, чаще всего не были столь успешными, а Супергёрл держится на плаву до сих пор. 

Во-вторых, отмечает Алекс, несмотря ни на что Супергёрл — феминистичная героиня. Она находится под контролем мужчины, и ей стоит больших усилий подчиняться его правилам. Она демонстрирует, что у женщин есть сила и они тоже на многое способны, если их не сдерживать. 

К тому же в центре истории о Супергёрл не романтические приключения, свойственные супергероиням того периода, а стремление к равноправию: так же как и старший брат, она хочет перестать скрываться. 

Позже Супергёрл перестанет быть тенью Супермена и получит собственные комиксы, последние из которых издавались в 2016 году. 

Капитан Марвел, 1977 год

Супергероини: Капитан Марвел

В 70‑е годы, во время разгара феминистского движения, Mar­vel активно работает над созданием продуманных женских персонажей. Например, в 1975 году на страницах комиксов про Людей Икс дебютирует Шторм — первая в истории темнокожая супергероиня, которая, ко всему прочему, ещё и была способна возглавить команду супергероев. 

Джин Грей, с 1963 года числившаяся в команде «икс-мэнов», но никак себя не проявляющая, тоже получает новое развитие — теперь она самая разрушительная героиня в истории, обладающая Силой Феникса. 

Но именно Капитан Марвел, а точнее, скрывающаяся под её маской Кэрол Дэнверс, стала иконой феминизма вселенной Mar­vel и ответом Чудо-Женщине из DC. Да, сейчас она одна из самых сильных марвеловских персонажей, но начиналась её история на страницах комикса совсем по-другому. 

Впервые Кэрол дебютировала в 1968 году в комиксах про капитана Марвел. Тогда это был мужчина — представитель инопланетной расы крии, и звали его Мар-Велл. А Кэрол Дэнверс выступала в качестве его подруги. 

На самом деле персонаж получился очень неоднозначным. С одной стороны, Кэрол была примером сильной и независимой женщины. Пилот ВВС США, она управляла самолётом, умела за себя постоять и вообще производила впечатление полностью самостоятельной женщины. До встречи с Мар-Веллом она даже успела поработать в ЦРУ с Ником Фьюри. При этом Кэрол часто попадала в беду, и Мар-Веллу приходилось её спасать.

В качестве супергероини Кэрол дебютировала в 1977 году на страницах собственного комикса. Создатели громко заявляли — вот она, героиня нового времени! Кэрол полностью отвечала принципам феминистского движения — её образ буквально списан с активистки Глории Стайнем: теперь Кэрол работает в журнале «Женщина», так же, как Глория, носит шейный платок и прямые светлые волосы с пробором посередине. 

А имя новой супергероини — мисс Марвел. «Ms.» — название журнала Глории Стайнем. А ещё именно так предпочитали называть себя женщины того времени (Miss — означало, что женщина не замужем, Mrs — замужем, а Ms — нейтральное обращение). 

Но публика восприняла новую супергероиню довольно спорно. Прежде всего потому, что это был не самостоятельный персонаж, а аналог уже существующего мужского с теми же способностями. 

А в 1980‑м вышел 200‑й скандальный выпуск «Мстителей», который полностью сломал все принципы Кэрол: её похищают и насилуют, в итоге она говорит, что влюблена в своего насильника, и на какое-то время остаётся с ним. Позже создатели, почувствовав гнев общественности, попытались исправить ситуацию, объяснив это тем, что у Кэрол был затуманен разум. 

Та Кэрол, которую мы знаем, появляется в 2012 году — сильная, смелая, волевая с ярко выраженными лидерскими качествами и вспыльчивым характером. Из «мисс» она превратилась в Капитана Марвел, а её способности превосходят чуть ли не всех знакомых нам супергероев. 

Над новым комиксом работала писательница Келли Сью ДеКонник, которая хотела показать её чем-то большим, чем девушкой в сексуальном трико. 

Джессика Джонс, 2001 

Джессика Джонс, получившая наибольшую популярность после выхода одноимённого сериала, в корне отличается от тех супергероинь, которых мы привыкли видеть. Да, у неё есть некоторые способности (сила, неуязвимость и неразвитое умение летать), но она сознательно отказывается от их использования. Она вообще предпочитает забыть о своём супергеройском прошлом. 

Оригинальную Джессику из комиксов придумал Брайан Майкл Бендис — автор, который запустил серию Ulti­mate Spi­der-Man, создал команду «Новых Мстителей» и работал над комиксами о Сорвиголове. 

Свою карьеру в качестве комиксиста Бендис начинал с нуарных детективов, и комикс про Джессику Джонс — это возвращение к истокам. 

Героиня дебютировала в 2001 году в комиксе Alias — история про женщину-детектива, которая живёт в Нью-Йорке и работает над раскрытием разного рода преступлений. 

Циничная и скептичная Джессика много пьёт, курит, матерится, периодически просыпается с разными мужчинами. Она в корне отличается от всемогущих героев в трико и совсем не вписывается в то, что мы привыкли получать от Marvel. 

Но в этом и заключается её прелесть. Во-первых, она пусть и супергероиня, но живой человек со своими слабостями. Во-вторых, мир Джессики Джонс максимально приближен к реальному. 

Джессика груба, саркастична и антисоциальна. Но чем дальше продвигается сюжет, тем яснее мы понимаем, что она переживает посттравматический синдром. В прошлом, когда она ещё носила обтягивающий костюм и супергеройское имя «Сокровище», Джессика пережила психологический и сексуальный абьюз. И теперь это оставило отпечаток на её личности, на её взаимодействии с окружающими, на её отношении к собственным способностям. 

Она — сломленный человек, который, возможно, искренне хочет помогать людям. Но просто не может понять, как заботиться о других, в том числе и о себе. 

Её сложно назвать ролевой моделью и примером для подражания. Скорее она тот тип персонажа, который вызывает симпатию своей натуральностью и приближённостью к реальной жизни: ни её зависимость от алкоголя, ни колкие фразы, ни сцены в туалете не вызывают отторжения. 

Её жизнь — это не бесконечные сражения и триумфальные победы, а другая сторона супергеройства. И что самое удивительное, в дальнейшем история Джессики тесно переплетётся с историей Мстителей. Оказывается, она всегда существовала в их Вселенной и неоднократно с ними пересекалась. 

Окончила факультет журналистики. Люблю кино, сериалы и детские книги, смотреть и читать киноразборы, слушаю много образовательных подкастов о поп-культуре и знаю ответ на вопрос «что бы такого посмотреть?».

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.