Разные организации оказывают психологическую помощь жертвам харассмента, абьюза и насилия. Однако есть инициативы, которые предлагают помощь также мужчинам с деструктивным поведением и склонностью к агрессии. Одна из них — телефон психологической поддержки для мужчин «НеГорячаяЛиния». Поговорили с мужчиной, который звонил на линию, и спросили у руководительницы проекта, почему нужно гендерно различать психологическую помощь.
«Во время ссор с девушкой я становлюсь слишком агрессивным»
Первый раз на «НеГорячуюЛинию» я позвонил чисто из любопытства. У меня было плохое настроение вечером, я поссорился с девушкой, на работе возникли проблемы. Про эту линию я прочитал в одном из множества телеграм-каналов, на которые подписан. Прошёл по какой-то ссылочке на сайт и прочитал, что одна из проблем, с которой работают специалисты линии — мужская агрессия.
Не так давно я начал ловить себя на том, что во время ссор с моей девушкой я становлюсь слишком агрессивным. Мы давно в отношениях, а недавно начали вместе жить. С моей стороны стали происходить вещи, которые мне самому не нравятся: внезапные приступы агрессии, которые я не могу контролировать.
Спустя пару минут после всплеска злости всё проходит, я могу всё осознать. Но в моменте я будто смотрю на происходящее со стороны и контролировать себя то ли не могу, то ли не хочу. Вместо этого хочется доказать, что я тут не самый последний человек. Это неприятно и на меня непохоже. Шуточки про абьюзера-арбузера могут веселить, но когда на самом деле стали случаться вспышки агрессии, я испугался.
«Одного умения отрефлексировать — мало. Я осознал, сказал, а потом опять агрессивно себя повёл»
Я в целом из тех людей, которые себя мирно ведут. Думаю, многие мои знакомые вообще не знают, что я могу быть конфликтным. Но если я начинаю подозревать близкого человека в том, что он меня не любит, или думаю, что он меня не понимает и никогда не поймёт, то меня переклинивает. Возможно, такие ситуации с девушкой у меня были и раньше, просто это происходило реже, я меньше на это обращал внимания.
Мне самому некомфортно. Вот я был пушистым котиком, который в любой ситуации поможет, поддержит, позаботится. И тут я вдруг веду себя как мудак, скажем прямо. Конечно, мы с девушкой тоже об этом разговаривали. Мы всегда после ссор разговариваем, обычно у меня нет проблем что-то отрефлексировать, извиниться. Но как опыт показывает, одного умения отрефлексировать — мало. Я осознал, сказал, а потом опять агрессивно себя повёл. Нужно было чуть-чуть сдвинуть мировосприятие.
«Сходу разговориться мне оказалось сложно. И я повёл себя осторожно»
Я зацепился за то, что на сайте эта проблема контроля агрессии особо выделена, и именно поэтому позвонил. Но в первый раз я вместо того, чтобы рассказать что-то сам, задавал разные вопросы: как это устроено, с какими проблемами можно звонить. Я не был тогда готов озвучивать свою проблему.
У меня уже был опыт психотерапии: разовые посещения и почти двухлетняя терапия. Всё же, когда я ходил на очную психотерапию, было проще. Вот ты сидишь, тебя точно слушают, ты платишь за это деньги. А тут я даже не знал, что сказать. Сходу так разговориться мне оказалось сложно. И я повёл себя осторожно.
Второй звонок состоялся через пару недель. Отличие от обычной терапии всё же есть. При очной сессии вы договорились с психологом, назначили очный сеанс или онлайн-созвон, вам нужно в определённое время на него прийти, такой сеанс сложнее пропустить. А тут я сначала собирался позвонить на рабочей неделе, потом перенёс на выходные, потом на понедельник — долго откладывал.
До момента звонка я вертел в голове всякие формулировки, фразы, которые я хочу сказать, но ничего не записывал. Мне всё ещё было непонятно, в каком формате пройдёт разговор. Если честно, о звонках на телефоны психологической поддержки у меня было только одно представление: люди звонят туда, когда хотят с собой что-то сделать, в самой критической ситуации.
«Я, взрослый и серьёзный, увидел себя маленьким и уязвимым ребёнком»
Мне ответил психолог, молодой человек с приятным голосом. Проговорили мы с ним чуть больше 40 минут. Я смог рассказать всё, что хотел. Психолог слушал меня, а потом интерпретировал мои слова. Так ещё учат разговаривать с детьми: «Мне кажется, что ты злишься». Сначала мне было непривычно, словно я в эхо-комнате, словно его слова дублировали мои мысли. Но потом понял, что такая интерпретация позволяет мне либо поспорить с ним и уточнить свои чувства не только для него, но и для самого себя, либо согласиться с психологом и понять, что именно со мной происходит.
Примерно к 40-й минуте случился инсайт (состояние, в котором человеку внезапно приходит новое видение ситуации. — Прим. ред.). Сначала я рассказал, что ссорюсь с девушкой из-за того, что она не соблюдает тот порядок в быту, который соблюдаю я. Психолог это отзеркалил: «Я правильно понимаю, что вы стараетесь делать всё правильно, а ваша девушка делает всё иначе, но при этом всё равно нормально живёт, а вас это удивляет?». Я согласился.
Потом разговор перешёл к другим триггерам. Я рассказал, что начинаю злиться из-за того, что много работаю и не могу позволить себе отдохнуть, а девушка с её более простой работой и меньшей занятостью постоянно говорит: «Я устала, надо отдохнуть». То есть я не позволяю себе отдыхать, хотя больше работаю и выполняю много домашних дел, а она позволяет, и меня это злит. И психолог мне говорит: «Верно ли я понимаю, что вы стараетесь делать всё правильно, но при этом ваша девушка делает иначе, но у неё всё хорошо?». И я подумал, что слышал эти же самые слова минут 15 назад по поводу другого вопроса. Это было интересное наблюдение. Я подумал, что с такой точки зрения я на нашу ситуацию не смотрел.
Этот момент мне показался тёплым объятием. Я, взрослый и серьёзный, увидел себя маленьким и уязвимым ребёнком, у которого что-то не получается, хотя он сильно старается и много делает, и злится на тех, у кого получается. У моей девушки получается. В этот момент я узнал про себя что-то большее.
«Я думаю, что я позвонил бы ещё, если этот запрос не перестанет быть актуальным»
Я думаю, что этот звонок помог мне так же, как помог бы визит к психотерапевту. Мы поговорили, это было бережное общение, никто меня жизни не учил, наставлений не давал. Я немного лучше узнал себя. В целом я просто что-то рассказывал-рассказывал и понял про себя что-то новое, услышал то, чего не ожидал. В итоге это оказалось нечто большее, чем просто звонок из любопытства.
Идти на регулярную психотерапию я сейчас не собираюсь, но иногда я становлюсь агрессивным, поэтому мне было важно, что по этому поводу скажет специалист. Первый разговор положительно на мне отразился. Я думаю, что я бы позвонил ещё, если этот запрос не перестанет быть актуальным.
Вокруг меня многие мужчины обращаются к психотерапевту, но это связано с тем информационным пузырём, в котором я нахожусь. Меня окружают молодые московские ребята: айтишники, дизайнеры, редакторы. Я читаю телеграм-каналы, смотрю ютуб, там парни рассказывают о своём опыте, говорят, что ходят к психологам, что это важно. Думаю, что благодаря этому люди перестают бояться.
Судя по моему опыту, мужчинам бывает сложно выражать и понимать свои эмоции. Например, мне проще всё рационализировать, объяснять обстоятельствами, привычками, стройными теориями. Но понять и выразить свои эмоции — сложно. Моя первая долгая психотерапия выглядела так: спрашивали, что я чувствую, — и повисала пауза на 10 минут. Я понимаю, что я чувствую, но не понимаю, что именно, не могу это описать. Порой я даже просил терапевтку огласить список эмоций, чтобы выбрать, что же всё-таки я сейчас чувствую.
Я думаю, что отдельная линия психологической поддержки нужна, чтобы мужчинам было комфортнее. Не случайно же я разговаривал с мужчиной-психологом. Кроме того важно, что линию сделала сеть взаимопомощи именно женщин, она даже называется «ТыНеОдна». А какая же я НеОдна, если я НеОдин? Думаю, что сделать отдельную линию для мужчин — правильное решение. Иначе бы мужчины вообще не звонили. Наверное, они бы боялись показаться неуместными со своими проблемами среди женщин. Эта линия показывает, что мужская аудитория — не довесок, что есть специалисты, которые понимают, что у мужчин тоже есть проблемы.
Почему необходима отдельная линия психологической для мужчин?
Сейчас, особенно в ситуации пандемии, стало очевидно, что есть сильный перекос в сторону помощи женщинам, детям и подросткам. Безусловно, такая помощь необходима! Но, на мой взгляд, нельзя изолировать мужчин из этой системы помощи.
Давление общества очень сильно влияет на гендерные установки; разного рода стереотипы и мифы заставляют мужчин подавлять и обесценивать собственные чувства. Многие до сих пор считают, что если обратятся к психологу, то они — сумасшедшие, «психи», что их поставят на учёт и накормят таблетками. Мужчины боятся осуждения со стороны близких, считают, что их сочтут слабыми и никчёмными. Или же боятся, что обращение за психологической помощью негативно скажется на их работе, на отношениях с коллегами. Конечно же, всего этого не происходит при обращении к психологу.
Есть и другие сложности, связанные с мужской аудиторией. Мне удалось найти исследования, в которых говорится о том, что психологическая помощь мужчинам, речь шла о депрессии, была более эффективной в группах, где были только мужчины, а в смешанных группах результаты были намного хуже. А согласно другим зарубежным исследованиям этой темы, мужчины не приходят за помощью в те места, где она оказывается женщинам.
А это означает, что необходимо развивать гендерно чувствительные услуги: организовать для мужчин безопасное место, куда они хотели бы сами обращаться, не боясь стигматизации со стороны близких и общества в целом, и при этом получали бы квалифицированную помощь. Так и появилась идея, которая сейчас реализована в проекте «НеГорячаяЛиния» психологической поддержки для мужчин.
Как психолог может помочь мужчине, если у него проблемы с контролем агрессии?
Формат психологической помощи по телефону имеет определённые ограничения. Однако для проблем контроля агрессии именно такой формат на первых этапах очень эффективный и безопасный. Психолог может разобрать ситуацию с абонентом, снять эмоциональный аффект, показать, что на самом деле происходит в его ситуации, а также помочь в эмоциональной разрядке.
У таких мужчин очень много внутреннего напряжения, которое как раз и выливается в деструктивное поведение. Важная задача психолога при работе с данными абонентами — это мотивировать их обратиться за дальнейшей психологической помощью. И мы с этим тоже работаем.
Линия работает уже больше месяца, часто ли звонят мужчины?
Были мнения, что на мужскую линию никто не будет звонить. Но, вопреки ожиданиям скептиков, на сегодняшний день мы приняли около 200 звонков от мужчин. Для нас это очень хороший результат, учитывая, что на мужской линии одновременно работают два психолога и консультация длится не менее 20–30 минут. Обращаются с разными проблемами, наиболее частые — психическое здоровье, супружеские конфликты и разводы.
Нам очень важно оправдать ожидания потенциальных абонентов-клиентов, заслужить их доверие и подтвердить, что на линии работают квалифицированные психологи. Иногда нам звонят и повторно, и это хорошо, что люди готовы обсуждать свои проблемы. Но для нас также важно, чтобы мы могли сориентировать наших клиентов, где ещё они могут получить помощь для продолжения психологической работы, если они нас об этом спрашивают. Для этого на нашем сайте мы скоро разместим информацию о психотерапевтических группах для мужчин, об организациях, работающих с более узкими запросами, о профессиональных психологических ассоциациях, на сайтах которых можно найти квалифицированного специалиста.
8 800 707 54 65 — мужская линия
8 800 707 78 46 — женская линия