Знать
21 июня

Амазонка в бикини: как поп-культура превратила образ феминизма в секс-символ

Даша Суворова
Даша Суворова
Журналистка.
амазонки

В мифах амазонки были воинственными и отважными и чем-то даже напоминали мужчин. А на картинах, в кино и сериалах их часто изображали совсем не такими (причём намеренно). Рассказываем, как из сильных дев-воительниц амазонок сделали покорными красавицами и полуголыми охотницами за мужчинами.

Какими на самом деле были амазонки

В греческих мифах амазонками называли женщин-воительниц. Сначала их считали вымышленными, но сегодня историки подозревают, что они действительно могли существовать. Амазонки якобы жили в районе Чёрного моря вдали от мирской суеты и мужчин. По легендам, они отрезали (или выжигали) себе одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Хотя доказательств этому нет. 

Амазонки жили обособленно, но иногда всё-таки вступали в отношения с мужчинами. Только чтобы продолжить род. Родившихся девочек ценили выше мальчиков — в противовес патриархальным традициям. Большую часть времени амазонки занимались «мужскими» (по древнегреческим меркам) делами: охотились, сражались, скакали верхом. Взять Афины в осаду или поучаствовать в Троянской войне для этих смелых женщин было обычным делом. 

«Битва греков с амазонками», Питер Пауль Рубенс / Wikipedia Commons

Амазонок считали отличными всадницами и вообще почитательницами лошадей. У некоторых из них даже имена были связаны с лошадьми. Любимыми боевыми приёмами амазонок были кавалерийские атаки и засады. А своих врагов они поражали луками, копьями и боевыми топорами. 

Полуголые «мужененавистницы»: какими амазонок изображали в искусстве 

В мифах амазонок описывали по-разному. Одни авторы подчёркивали, что они отличаются от «нормальных» женщин — обожают войны и недолюбливают мужчин. Для афинян образ жизни амазонок вообще был чем-то вопиющим, полной противоположностью привычного порядка вещей. Когда афинские девушки выходили замуж, они переселялись в дом супруга и полностью зависели от него.

Амазонки замуж не рвались и зависеть ни от кого не хотели. В эпосе их даже обозначали словом, которое переводили как «противные мужам» или «мужененавистницы».

При этом некоторые авторы отмечали, что «типично женское» амазонкам, наоборот, не чуждо — они очень красивы, умеют любить и порой даже проявляют слабость. 

В античном искусстве амазонки появились начиная с VII века до нашей эры. Их изображали на храмах, сокровищницах, мавзолеях, мозаиках, фресках и вазах. Кстати, у большинства скульпторов и художников амазонки были не «безгрудые», а вполне себе с обеими грудями. Вдобавок ещё и мускулистые (в мифах тоже не раз подчёркивали, что амазонки необычайно красивы и хорошо сложены). Хотя исключения тоже были. Например, мраморная статуя раненой амазонки, I–II века н. э. из музея искусств Метрополитен. Скульптор изобразил молодую амазонку в короткой тунике, которая обнажает мускулистые ноги и обе груди. Возможно, он сделал это как раз чтобы подчеркнуть её сексуальность. Греки не привыкли к вооружённым отважным женщинам, но они манили и притягивали их, в них находили определённый эротизм.  

Одним из самых популярных сюжетов в античном и более позднем искусстве была амазономахия — сражение амазонок с  греческими героями. Победу над амазонками приравнивали к большому подвигу. С одной стороны, так греки признавали, что амазонки — серьёзные противницы. Но при этом другой популярный троп — «поверженная или раненая амазонка» — сводил всё это на нет.

Побеждённая амазонка становилась простой смертной — слабой и уязвимой прекрасной женщиной (кстати, чтобы победить амазонку, её обычно стаскивали с коня).

В патриархальном обществе такие сюжеты напоминали женщинам, что может случиться, если они забудут про своё место и посягнут на «мужской» мир.

Чудо-женщина и дикарки в мини-юбках: какими амазонки пришли в поп-культуру

Одна из самых известных поп-культурных амазонок XX века — Диана, или Чудо-женщина. В комиксах эта отважная принцесса-воительница жила среди женщин на райском острове амазонок Темискира. Героиню ещё в 40-х придумал американский психолог и теоретик феминизма Уильям Марстон. По его задумке, Диана — идеальная репрезентация женщин в реальном мире. Он превратил мифологических антигероинь (амазонок) в пример женской силы. Диана быстро стала популярной супергероиней. В годы Второй мировой войны она вдохновляла многих американок записываться на военную службу.

В первых комиксах Диану рисовали не такой уж сексуализированной. Хотя вообще в то время комикс-иллюстраторы часто этим грешили: супергероини все как одна были с преувеличенными пропорциями, в очень открытой одежде и ярко накрашенные. Художник Гарри Питтер сделал Диану другой: с широкими плечами, массивной шеей и мускулистыми руками. У неё была доминирующая и властная поза. 

Когда Чудо-женщину перенесли на экраны телевизоров, образ стал другим. Так, в сериале 1975 года Диана грациозно бегала по пляжу, носила короткие цветные туники с декольте и длинные ленты в кудрях и вообще выглядела очень феминно. В фильме 2017 года сексуальность Дианы тоже намеренно подчеркнули. Это видно даже по постерам: короткая юбка и длинные ноги, подчёркивающий грудь корсет, длинные распущенные волосы. 

Экранные амазонки уже начиная с 40-х выглядели не слишком канонично. Пример — фильм 1945 года «Тарзан и амазонки». В нём воительницы ходили с копьями и в леопардовых мини-юбках. На постерах они были ещё и накрашенными и с выщипанными в ниточку бровями. 

В 50-х вышел фильм «Неукрощённые женщины». По сюжету во время Второй мировой американский пилот и потерпел крушение в море. Вместе с членами экипажа он добрался на плоту до загадочного острова. На острове жили динозавры и амазонки — длинноногие женщины в мини-юбках и с идеальными укладками. На одном из постеров амазонку изобразили топлес и верхом на динозавре. Подпись гласила: «Удивительная история о земле, где красота не знает стыда, а жестокость и страсть — границ».

На другом постере амазонка с глубоким декольте напряжённо смотрит куда-то в сторону. Подпись: «Красавицы-дикарки не боялись диких зверей, но пали от прикосновения мужчин». 

Похожие фильмы выходили и в 70-х, и в 80-х. В промо к одному из таких на амазонке из одежды только шлем. А на постере изобразили пышногрудую блондинку в одном лифчике и набедренной повязке. 

Сексуализируя амазонок, художники (а вместе с ними и создатели фильмов) подчёркивали их «необузданность», «первобытность», «экзотичность» и «дикость». Мужчины для них — всегда диковинка, предмет интереса и вожделения. Позднее такое встречалось даже в мультфильмах. Например, в анимационном фильме «Ронал-варвар» амазонки разгуливают в бронелифчиках и стрингах, приходят в экстаз при виде пойманных мужчин, падают перед ними ниц и целую ночь используют одного из них для продолжения рода (герои не то чтобы сильно против).

Зена, Китнисс и Арья: киногероини, которые вернули силу образу амазонки

Амазонки — архетип, который прижился в кино и сериалах и спустя какое-то время всё-таки обрёл новое прочтение. Некоторые исследователи даже считают, что современные «амазонки» всё-таки стали примером женского героизма и силы. Как и свои мифические предшественницы, они ломали гендерные стереотипы. Но в отличие от них, нередко оказывались победительницами, а не поверженными в бою. 

Есть мнение, что одной из первых «новых» амазонок стала Эллен Рипли из франшизы «Чужой».

Изначально сценаристы задумали её как персонажа мужского пола, но продюсер решил, что женщина будет смотреться оригинальнее (по меркам того времени так и было). В фильме уорент-офицерка Рипли отважно борется с пришельцами, и не раз проявляет смекалку, которая спасает жизни. В финале из всего экипажа в живых остаётся только она и бортовой кот. Остальные умирают, по сути, ослушавшись приказа Рипли — в начале фильма она не хотела пускать на борт заражённого помощника капитана. 

Позднее культовой экранной девой-воительницей стала Зена из сериала «Зена — королева воинов». Не зря её даже сравнивают с Чудо-женщиной. Да, Зена тоже носила короткую юбку и корсет с декольте. Но стала примером сильной женщины для миллионов телезрительниц. Зена мастерски орудовала мечом и шакрамом (индийским метательным оружием). А ещё отлично дралась врукопашную. Она не терпела мужского превосходства и вела максимально «неженский» образ жизни — странствовала по городам и странам вместе со своей подругой Габриэль.

Ещё один пример архетипа амазонки — Арья Старк из сериала «Игра престолов». В детстве стрельба из лука и другие «мальчишеские» забавы интересовали её больше, чем рукоделие. Повзрослев, она осталась верна себе — предпочла странствия и тренировки с клинком замужеству и детям. И в конечном счёте именно Арья победила главного антагониста сериала. Всё благодаря своим боевым навыкам.

Китнисс Эвердин из «Голодных игр», как и амазонки, отлично стреляла из лука и любила охотиться. В лесу она чувствовала себя как дома и как будто даже понимала животных. Ещё Китнисс была смелой и шла на всё ради близких. Например, не побоялась вызваться вместо младшей сестры на ежегодное реалити-шоу, где участники убивают друг друга. А потом бросила вызов их организаторам и даже возглавила революцию против жестокого правительства. И тоже дожила до самого конца — и в книгах, и в кинофраншизе.

Хотя архетипу амазонок пришлось пройти через сексуализацию, образ смог эволюционировать. Дев-воительниц вовсю показывали соблазнительными полуголыми дикарками, которых должен покорить мужчина. И всё же со временем появились героини, которые хоть и не были амазонками в прямом смысле слова, но унаследовали лучшие черты образа — смелость, решительность, способность защитить себя и бороться за свою самобытность.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий