Смотреть
11 мая 2023

«Самое тяжёлое — ощущение поломанных судеб»: режиссёр и продюсер Ангелина Ашман о съёмках проекта «История российских тюрем»

Каково это — три недели находиться в следственном изоляторе.

В 2020 году режиссёр Ангелина Ашман сняла документальный фильм «Кресты» о следственном изоляторе в Санкт-Петербурге. Картина оказалась успешной — её даже купил Netflix. А 27 апреля 2023 года вышел проект «История российских тюрем», в котором Ангелина выступила продюсером. Он рассказывает об известных местах лишения свободы, великих личностях, которые там находились, и о том, что происходит за стенами сейчас. Два эпизода, «Бутырка» и «Владимирский централ», уже доступны в онлайн-кинотеатре KION. Ангелина рассказала о буднях в тюрьмах, работающих там женщинах и о заключённом, который после съёмок решил поступить во ВГИК. 

В одном из интервью вы говорили, что идея снять «Кресты» пришла к вам, когда вы ехали в «Сапсане» и увидели, как строят новый корпус. Почему строительство тюрьмы вас так тронуло? 

На самом деле изначально я не знала, что это новый корпус «Крестов» . Меня впечатлило само здание — величественная крепость с белыми стенами. Похоже немного на американский Пентагон. Не было понятно, что это тюрьма. Я думала, научный центр или больница. Но женщина, которая сидела рядом со мной, сказала, что это «Кресты». Я ответила: «Да нет же, „Кресты“ в центре города находятся». И тогда она объяснила, что скоро заключённых переведут в новый корпус. Вот я и подумала, что нужно снять фильм, пока они не переехали. 

А почему вы подумали, что такая тема будет интересна людям?

Тема тюрьмы в нашей стране актуальна, потому что у нас очень много людей сидели. Или сидели родственники, друзья. Либо знакомые могут быть сотрудниками. К тому же любое пространство, в которое ты не можешь попасть, вызывает интерес. Это касается не только тюрем, но и монастырей. Например, Шаолинь всё время рвутся снимать, ведь туда не всех пускают. 

Российские тюрьмы — тема довольно тяжёлая, даже гнетущая. Вас пытались отговорить от съёмок «Крестов»?

Нет, не пытались. Тогда я работала в студии «Остров», и команда мою идею поддержала. Позже нас поддержали Минкульт и ВГТРК. Я режиссёр-документалист, и не могу сказать, что до этого все фильмы у меня какие-то комедийные или позитивные. Никто не удивился. 

Как вы получали доступ в тюрьмы? Насколько известно, это очень сложно сделать. 

Это невозможно сделать, если не сотрудничаешь с ФСИН. Мы с командой встречались с потрясающей женщиной, которая возглавляла пресс-службу ФСИН, — Александрой Яковлевой. И так совпало, что она давно думала снять большое кино про тюрьму, но у ФСИН не было ресурсов на это. Она очень помогла организовать съёмки, и в итоге мы получили разрешение руководства. Ну и плюс у нас была поддержка телеканала «Россия 1», поэтому на начальном этапе двери для нас открывали чуть полегче, чем могло бы быть. 

То есть сложностей с доступом не было? 

Ну как сказать «не было». То, что тебя пускают снимать в тюрьму, не значит, что ты просто ходишь и делаешь, что хочешь. Любая тюрьма — это правила, которые ты должен соблюдать наравне с людьми, которые находятся внутри. В том числе правила безопасности. «Кресты» — это следственный изолятор. Там все сотрудники без оружия, а заключённых водят по территории без наручников. Они ходили по галереям , а мы в этот момент стояли рядом с камерой. И по человеку непонятно, кто он и за что тут сидит. Он может быть бизнесменом, юристом, творческим человеком или может быть маньяком и убийцей. 

Понятно, что совсем буйных там не водят по коридорам просто так, но всё равно определённые правила нужно было соблюдать. Да, руководство ФСИН согласовало съёмку, но в каждом конкретном месте есть свой руководитель. С каждым человеком нужно найти общий язык. Каким-то образом доказать и показать, что ты человек вменяемый, ты с благими целями пришёл. Поэтому сказать, что было совсем легко нельзя. Это сложная продюсерская и режиссёрская работа — сделать так, чтобы люди расположились и открывали тебе двери. Но, конечно, в итоге не все хотели сниматься. 

А что за правила были? 

Я не могу их все рассказывать, потому что некоторые из них конфиденциальны. Но, например, вся группа на протяжении трёх недель сдавала на входе телефоны, часы и любые средства связи. Мы приходили на съёмки в 6:30 утра, сдавали и ночью, когда уходили с территории тюрьмы, получали всё обратно. То есть находились вообще без связи. Это создавало свои сложности. Координировать съёмки было труднее. Я не могла, как обычно, позвонить второму оператору и спросить, где он. 

В некоторые галереи мы не могли ходить без сотрудников. В тюрьме каждый блок закрывался на ключ, и нужно было дождаться сотрудника, который тебя проведёт из одного блока в другой. 

В старых «Крестах» мы не могли сразу снять кадры, которые нам были нужны. Снаружи не видно, что у «Крестов» двойной забор, а между заборами — огромная колея. Снимать её было нельзя из-за местной системы безопасности. Мы смогли это сделать только после того, как оттуда увезли всех подследственных и заключённых в новую тюрьму.

Как часто в рабочий процесс вклинивались сотрудники ФСИН? Проявляли ли инициативу? 

Могу сказать, что никто отснятый материал не просматривал после смены. Что касается инициативы — конечно, какие-то вещи сотрудники рекомендовали. Они подсказывали, где можно подснять архитектуру: сохранившиеся башни, коридоры. Помогали находить героев — это тоже во многом их заслуга. Они понимали, что нам нужны люди, способные размышлять и излагать мысли. Там же были заключённые, которые ничего бы нам не сказали, а просто сидели и молчали. Поэтому в этом сотрудники очень помогли. 

А сами заключённые охотно шли на контакт? 

Никому не нравится, когда тебя, как клопа в банку, посадили и рассматривают. Люди на свободе-то не очень любят, когда их снимают, а в тюрьме тем более. Конечно, были те, кто не особо хотел разговаривать. Особенно трудно было Юле Бобковой, режиссёру «Владимирского централа». У неё на съёмку интервью отводилось один-два часа, и за это время нужно было смотивировать героя говорить. 

Бывало и так, что сначала человек неохотно шёл на контакт, но в итоге ему самому это пошло на пользу. Например, герой в «Бутырке». В фильме есть сквозная линия — спектакль, который ставит режиссёр с заключёнными. И вот один из героев не очень хотел в этом участвовать и сниматься, ему было очень трудно. Но в итоге он сказал, что после тюрьмы хочет поступать во ВГИК. Для него спектакль стал ниточкой, чтобы себя из тюрьмы вытащить. И я очень надеюсь, что он поступит и его судьба сложится удачно. 

Что было самым сложным в съёмке в тюрьмах? 

Во «Владимирском централе» и «Бутырке» я была продюсером, и там основная сложность легла на плечи режиссёров, которые находились в тюрьме и снимали. В «Крестах» мне было тяжело смотреть на судьбы молодых героев. У меня самой сын-подросток. И я видела парней, которым 18 лет, они учились в университете, а сейчас сидят. И иногда сидят из-за абсолютной ерунды. 

К тому же «Кресты» — следственный изолятор, там многие люди ждут приговора. Сидят в ожидании год, может два. Целых два года своей жизни! По ним даже нет решения, а они уже в тюрьме. Может быть, кто-то из них и невиновен, но всё равно в заключении. При этом люди под следствием ходят в обычной одежде. Ты видишь модного парня, которого ведут к адвокату, на исповедь к священнику или в прогулочный двор. В такие моменты понимаешь, насколько это всё близко, и эта тюремная стена на самом деле очень тонкая, как картоночка. Есть поговорка: «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», и там она очень сильно откликается. Вот это было самое тяжёлое — ощущение поломанных судеб. 

Что больше всего удивило, стало откровением? 

Наверное, осознание бренности материального мира. Понятно, что мы все хотим красиво путешествовать, хорошо зарабатывать, есть во вкусных ресторанах. И не то чтобы я увидела тюрьму и решила отправиться в Тибет. Но в этих стенах ощущаешь сиюминутность своих капризов, чувствуешь, насколько ты маленькая песчинка в глобальном мире. Вокруг рушатся судьбы людей, и в этот момент не до своих простых желаний. 

Ещё большим откровением стали люди, которые там работают. У заключённых нет выбора — тебя посадили в тюрьму. Но выбор стать охранником для меня удивителен. Они в этой тюрьме, по сути, сидят так же, как и заключённые и подследственные. Кто-то проводит там по 20–30 лет. За это время люди уже освобождаются и выходят, а они сидят дальше. Особенно меня удивило, что там очень много женщин-сотрудниц. 

А почему женщины удивляют больше, чем сотрудники-мужчины? 

Наверное, потому, что это вдвойне непростой выбор. Ты находишься в месте, где вокруг определённый контингент людей. Это мужчины, которые не видят женщин по много лет, а сотрудники там без оружия. Что женщины могут сделать против какого-нибудь заключённого?

С другой стороны, в «Крестах» один из героев рассказывал про историю тюрьмы. И он говорил, что в 1990 годы женщины с охотой шли туда работать. Он объяснял это отчасти тем, что за стенами ты обычная женщина. У тебя может быть лишний вес или ты просто можешь не подходить под стандарты красоты из журналов. А тут ты супермодель. Сколько бы ты ни весила, как бы ты ни выглядела, тебе здесь делают комплименты, благодарят. Возможно, это как-то побуждает женщин идти туда работать. 

Плюс, мне кажется,  современная женщина более вынослива. Физиологически и психологически так придумано, что женщина может выдержать больше стресса и болезненных моментов. 

Вы не думали снять что-то про женскую колонию? Там же наверняка многое отличается от тюрем, где сидят мужчины. 

На самом деле я уже снимала в женской колонии. Делала кино про Розенбаума, и он поехал в женскую колонию с концертом. Но дело в том, что наш цикл фильмов про тюрьмы, построенные именно по принципу замка. Это тюрьмы, учреждённые Екатериной II. И есть большая разница. Колония — это совсем другое кино, с другой историей. 

Мы искали тюрьму, в которой женщины отбывают наказания. Ведь раньше они сидели и в «Крестах», и в «Бутырке», и во «Владимирском централе». Но сейчас в нашей стране есть правило — в замковые тюрьмы женщин не сажают. Несмотря на тяжесть преступления, они отбывают свои наказания в колониях.

Проект «Кресты» выкупил Netflix. Как думаете, почему зарубежному стриминг-сервису интересна эта тема? 

Тогда Netflix заходил на российский рынок, и ему нужно было что-то яркое маркетинговое про Россию, что точно сработает. У сервиса есть несколько больших проектов про тюрьмы и побеги из них, много криминальных историй, потому что тру-крайм хорошо смотрят. И они решили купить «Кресты». 

Сам фильм не какое-то арт-кино. Это проект, в котором есть историческая составляющая: в «Крестах» рассказывают о великих людях, которые сидели там. Он по всем параметрам подошёл Netflix’у. Они тоже много работают с историческими событиями, а тут такая благодатная тема для большой аудитории. 

В «Крестах» вы были режиссёром, а во «Владимирском централе» и «Бутырке» — продюсером. Почему так получилось? 

Это был осознанный выбор. Я хотела, чтобы все фильмы друг от друга отличались. Для этого нужны разные режиссёры. И если посмотреть все три фильма, можно увидеть, что у каждого своя стилистика. Например, «Бутырка», снятая Сережёй Поповым, очень отличается от «Крестов» и «Владимирского централа». Она получилась более светлой и лёгкой. Да, там тоже есть тяжёлые эмоциональные моменты, бесценные эмоции героев и серьёзная тема наркотиков поднимается, потому что многие молодые парни сидят по 228-й статье. Но само кино даже моментами с юмором снято. 

«Владимирский централ», снятый Юлей Бобковой, — совершенно другая стилистика, более мрачная. Там постоянно слышно монотонное тюремное радио на фоне, которое работает с утра до вечера, чтобы заключённые между собой не переговаривались. 

Смотреть ещё!

Если делать цикл фильмов, они должны отличаться друг от друга. И я очень рада, что у каждого автора получился свой фильм, а не просто снятые под копирку «Кресты». Такой задачи не было. 

Какая работа — режиссёром или продюсером — оказалась интереснее лично для вас? 

И та, и та очень интересная. Вообще здорово, что я побывала в двух ролях. Потому что я очень понимаю то, о чём мне говорят режиссёры. Когда Юля пришла после интервью и сказала: «Мне кажется, я общалась с дьяволом», — я не подумала, что она сошла с ума. Я сама как режиссёр понимаю — ты через себя пропускаешь все эти интервью, все рассказы героев, и это сильно влияет на тебя.

В первую очередь я всё-таки режиссёр, но и как продюсер считаю, что «История российских тюрем» — это успех. Недавно за «Владимирский централ» мы получили Серебряного Святого Георгия на Московском фестивале. И я безумно рада за Юлю. Она достойна этого приза. 

Почему стоит посмотреть проект «История российских тюрем»? 

Во-первых, это уникальная история страны, которая рассказана не скучно. Это не прямое кино с дикторским текстом, где тебе нудно объясняют историю тюрьмы. Это интервью и живые герои в реальных условиях. Ты полностью погружаешься внутрь тюрьмы, и за время фильма ни разу не покидаешь её стены. Только в «Бутырке» был момент, когда один из героев освобождается и идёт пить пиво в «Депо» (фудкорт в лофт-пространстве в Москве. — Прим. ред.). В общем, истории в фильмах очень интересные. 

Во-вторых, кино даёт почувствовать, что я никому бы не пожелала ощутить в реальной жизни. За полтора-два часа ты можешь понять, что произойдёт, если ты, не дай бог, окажешься в тюрьме. Складывается впечатление, что камера буквально живёт в этих стенах. 

Ну и в фильмах много вещей, которые могут удивить. Когда смотришь игровое кино про тюрьму, там часто в камере сидят заключённые на корточках и разговаривают по фене (на тюремном жаргоне. — Прим. ред.). А в наших фильмах люди на пожизненных сроках сидят и так не общаются. Они стихи читают и пишут, в библиотеку ходят. И каждый раз удивляешься тому, какие они вещи говорят, философствуют. Просто персонажи, которых ты в жизни не придумаешь и не увидишь в художественном кино. 

Назовите свой топ-3 лучших документалок.

Я бы посоветовала посмотреть всем «Сетевой торчок». Это китайский фильм о том, как детей лечат от игровой зависимости. Серьёзное произведение и эмоционально не самое простое, но очень интересное. Причём и для родителей, и для детей, которые находятся в такой тяжёлой психологической ситуации. 

Рекомендую посмотреть картину, которая была на Московском фестивале, — «Дайте мне победить». Она про подготовку детей с синдромом Дауна и аутизмом к специальной олимпиаде. Очень интересная и актуальная картина. Потому что, если у тебя ребёнок или член семьи с какими-то особенностями развития, общество может его не принимать, и там эта тема раскрывается. 

Третья картина — Don’t F**k with Cats. Это тру-крайм-сериал на Netflix’е, у него три эпизода. Он посвящён интернету и тому, как мы порой сами же сподвигаем не очень адекватных людей становиться маньяками. По крайней мере, у меня осталось такое ощущение. Кино очень круто сделано — расследование, за которым интересно наблюдать.

Ну и напоследок ещё посоветую «Аферист из Tinder», чтобы просто посмеяться и переставать мужчинам давать деньги. 

Какой фильм вы посмотрели и подумали «блин, почему это придумала и сняла не я»? 

Наверное, «Аферист из Tinder». Эта тема меня волнует, и у нас в стране есть такие персонажи. Думаю, вышла бы прям классная история, которую можно было бы показать людям. 

Ещё художественный фильм «Уроки фарси». В нём человек попадает в концлагерь и прикидывается, что говорит на фарси . Он придумывает язык, которого не существует, и учит ему надзирателя. Гениальная драматургия, не позаимствованная нигде, а придуманная. Прекрасная актёрская игра, и снято очень красиво. Если бы у меня был такой фильм, можно было бы уже ничего больше не снимать.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
10 бюджетных подарков на Новый год до 500 рублей, чтобы любви хватило на всех
Находки с Aliexpress: 8 интересных товаров с быстрой доставкой
2 фильма и 2 сериала о том, как быть с трудными гранями секса
10 культовых фильмов про школьников, которые не надоест пересматривать
13 подарков на День матери — от готовых наборов до вещиц по увлечениям
Как приготовить полезные тыквенные кексы без сахара