Знать
14 марта 2023

«Приходилось доверять миру, потому что другого выбора не было»: история Анны Смолиной, которая проехала с собакой полстраны на велосипеде

Таня Тювилина
Авторка «Горящей избы».
Изображение

Однажды Анна Смолина поняла, что жизнь в Москве и хорошая работа больше не приносят ей счастья. Тогда она купила прицеп для таксы, взяла велосипед и отправилась в Магадан — мириться с мамой. Анна провела в пути полгода и даже встретила в путешествии будущего мужа. А после выпустила о своём приключении книгу, по которой сняли фильм «Поехавшая». Таня Тювилина узнала у Анны, как она готовилась к поездке в одиночку, с какими опасностями пришлось столкнуться и куда в итоге привело её путешествие.

«Офис меня съедал, я чувствовала себя зажатой в рамки»

Долгое время я работала эсэмэмщицей на удалёнке и чувствовала себя счастливой. Много путешествовала в другие страны и даже несколько месяцев провела в Юго-Восточной Азии.

В 2016-м я вернулась в офис. Тогда мне предложили руководящую позицию в SMM-отделе в топовом креативном digital-агентстве. Я работала в «Москва-Сити», у меня была хорошая зарплата, классные проекты. Но мне не очень нравился такой формат жизни. Офис меня съедал, я чувствовала себя зажатой в рамки.

Я задумалась: в моей жизни что-то идёт не так. Мне хотелось комфорта, поэтому в конце 2016-го я уволилась. И оказалась в растерянности. Создала своё удалённое SMM-агентство с крутыми проектами, но всё ещё была несчастна. И тогда в феврале 2017 года решила я отправиться в путешествие со своей таксой Капой.

Водительских прав у меня нет, поэтому вариант с машиной сразу отпал. На поезде ехать не хотелось, а летать на самолёте врачи не рекомендовали — такса болела и могла не пережить перелёт. Но Капу я точно решила взять с собой. Она была моим другом и товарищем. Я думала, если оставлю её, она уже не дождётся меня из путешествия.

Тогда мне пришёл в голову велосипед — я уже несколько лет каталась на нём. Ездила в офис, почти не пользовалась метро и такси. И даже когда уезжала в другие страны, брала велосипед с собой. Можно сказать, что в то время у меня вместо ног было два колеса, настолько я срослась с велосипедом.

«Многие люди говорили, что я не уеду дальше соседнего города»

Конечной точкой поездки я выбрала Магадан. Там живёт моя мама, с которой у нас уже много лет натянутые отношения. Планировала с ней помириться. Ехать я решила не из Москвы, а из Набережных Челнов. Я родом из Татарстана и жила там до пятнадцати лет. Мне хотелось выехать из места, где мама меня родила, и прибыть в место, где она живёт теперь.

Ориентироваться решила в основном по трассам нашей страны. Ехать вдоль Транссибирской магистрали, добраться до Владивостока и там договориться с грузовыми судами, которые ходят до Магадана. Через Якутию ехать я боялась, слишком суровый климат. К тому же там непроходимая тайга, много зверей и огромное расстояние, где за весь день можно не встретить ни одного человека.

У меня были базовые знания о лагере. Но я никогда не проделывала такой большой путь в одиночку. Даже не умела ставить палатку и разводить костёр. Поэтому перед поездкой я пополняла свои знания. Читала паблики походников, которые тоже путешествовали на велосипедах.

Я готовилась и морально. Многие люди говорили, что я не уеду дальше соседнего города или меня съедят звери.

Окружающие много нагнетали, и я понимала, что их слова могут сбыться. Но в то же время сразу обозначила себе: со мной может случиться что угодно, но я буду готова.

Я понимала, что нужно позаботиться о комфорте на природе и продумать велосипедные поломки. С собой взяла одежду и снаряжение: палатку, надувной коврик, спальник, горелку, котелок, сигнал охотника — устройство, которое выпускает пиротехнические патроны. Положила два блока питания, съёмные цепи для велосипеда, шины.

Для собаки я купила прицеп. Положила там толстый поролон, подушки, чтобы гасить вибрацию. Перед тем как отправляться, я несколько раз возила Капу в прицепе, чтобы подготовить её. Но она быстро к нему привыкла и чувствовала себя там как в домике.

Прицеп, который Анна купила для таксы Капы

На тот момент Капе было уже двенадцать лет, восемь из них у неё развивалась онкология. Врачи постоянно говорили, что она скоро умрёт. Но я видела, что её состояние не совпадает с прогнозами. На всякий случай договорилась с ветеринарными клиниками в городах, где я должна была проезжать. Планировала регулярно сдавать там анализы и смотреть на её состояние. У себя в голове я допускала, что этот путь может быть последним для моей собаки. Но как оказалось, пребывание на природе улучшило состояние Капы, и она прожила ещё два года.

Пока готовилась, я завела блог о своём путешествии и настроила таргет. В первый же день ко мне пришли 1500 людей, а во второй ещё тысяча. Туда пришли и хейтеры — пугали, что кто-нибудь меня в дороге изнасилует и убьёт. Но были и те, кто поддерживали мою затею, часто это были другие велосипедные путешественники.

Выезжать я хотела в апреле. Мне казалось, тогда снег уже сойдёт. Важно, чтобы почва была сухой, потому что я планировала много ночевать в палатке. Спать на мокрой земле некомфортно — промокает одежда, прилипает грязь. Но в 2017-м зима задержалась, поэтому отправиться я смогла только в мае.

«Люди ехали на машинах и говорили: „О, это она!“»

Когда ты отправляешься в путешествие, то проходишь разные стадии. Поначалу думаешь: «Я вообще классный, у меня всё получится». Потом уезжаешь из родного города и понимаешь, что вот она, реальность, которая тебя ждёт ближайшие месяцы, — бесконечная дорога. В какие-то моменты мне казалось, что я занимаюсь ерундой, — настолько изматывалась и поддавалась унынию. Но я старалась слушать свою интуицию и говорила себе: «Ну да, а чего ты ожидала? Из комфортной жизни ты нырнула в абсолютно дискомфортную».

Дорога была местами действительно тяжёлой. Однажды меня даже зажимала фура на дороге. Это было в Омской области на двухполосной дороге. По сторонам не было обочины, сразу начинались болота, то есть сойти было некуда. И на этом пути мимо меня проезжала фура. Водитель специально заехал в колею, чтобы обрызгать меня водой.

Анна во время путешествия в 2017 году

Я позлилась на водителя и поехала дальше. А там впереди стоял он на дороге рядом со своей фурой. И как только я поравнялась с машиной, он начал меня материть, орать, требовать, чтобы я остановилась. Я этого не сделала, и его это выбесило. Мужчина запрыгнул в кабину, стал меня догонять и зажимать, чтобы я упала в болото.

Из-за выброшенного в кровь адреналина у меня тряслись руки и ноги, я пыталась понять, что происходит. Казалось, он либо сейчас меня задавит, либо я нырну в болото. Тогда я подумала, что нужно вести себя нетривиально, чтобы водитель растерялся. Я резко затормозила и крикнула: «Что тебе надо? Выходи, поговорим». Он, видимо, удивился моей реакции и просто поехал дальше. У меня потом полдня тряслись ноги. Непонятно, зачем это нужно было делать. Возможно, ему просто не нравилось, что я смелая девушка, которая разрешила себе это путешествие. Вообще, мне кажется, девушкам нужно быть особенно осторожными.

В соцсетях один владелец велоклуба угрожал, что найдёт и изнасилует меня, а таксу убьёт. Он уговаривал других не помогать мне. Поэтому, если женщина решается на подобное путешествие, нужно быть морально готовыми к такому.

Конечно, нет никакого гайда, который убережёт от всего. Но у меня на всякий случай был хранитель маршрута — человек с моей картой передвижения. Каждый вечер я кидала ему геометку, рассказывала, всё ли в порядке. Также у моего мобильного оператора мы настроили функцию «Где ребёнок». Я зарегистрировала хранителя маршрута как свою маму, и он отслеживал моё положение. У этого человека были связи во многих регионах с поисковыми группами, поэтому в случае чего я знала — хотя бы будет понятно, где искать моё тело.

Я старалась осторожнее размещать лагерь. Если видела, что рядом есть люди, которые меня смущают и настораживают, например странно на меня посматривают, сразу же уходила. Если какие-нибудь незнакомцы предлагали выпить алкоголь — не соглашалась. Нужно оставаться в своём уме и контролировать ситуацию, быть наблюдательной и не рисковать.

Анна в Кемерово

В дороге меня пугали не столько люди, сколько животные. Некоторые путешественники советовали уходить ночевать поглубже в лес, но я не рисковала. У меня была собака с онкологией, а животные и люди с таким заболеванием специфически пахнут. Хищников запах больной собаки может, наоборот, привлечь. Поэтому я чаще держалась людей.

Были сложности и с погодой. Обычно я изучала погоду, но некоторые вещи всё равно давались тяжело. Например, из-за заморозков у меня полопалась кожа на пальцах, обветрилось лицо. Выглядела я так себе. Самым тяжёлым был даже не холод, а ветер и дожди — они мешали ехать. А летом от свежеуложенного, разогретого солнцем асфальта было очень жарко. Приходилось даже смачивать ткань, которая держит холод, и накрывать Капу, чтобы онкология не прогрессировала.

С кормом для собаки иногда было тяжело. Чем глубже я заезжала, тем сложнее было найти подходящий корм. Однажды даже пришлось купить кошачий, чтобы Капа не голодала. Ещё я варила кашу, рис, гречку, потому что иногда вообще никакого корма в магазинах не было.

Моментами было сложно, но я постоянно себя приободряла.

Я говорила себе очень важную фразу: «Мир позаботится обо мне».

Приходилось доверять миру, потому что другого выбора не было. И это стало спасительной фразой.

В путешествии было много хорошего. Например, люди, которые встречались в дороге. Кто-то даже узнавал меня из-за блога. Ехали на машинах и говорили: «О, это она!» Останавливались, спрашивали, могут ли чем-то помочь. И даже небольшие веломарафоны были, когда я подъезжала к каким-то городам. Ребята кооперировались, встречали меня, и мы вместе ехали на великах.

Меня поразило, как на самом деле круто в России. До этого я всё время уезжала в другие страны и думала: «Как классно, почему у нас не так?» Хотя я и Россию-то не видела на самом деле. А когда отправилась в путешествие, она меня покорила. Особенно впечатлили меня Хакасия и Бурятия. Неописуемо красивые места с холмиками, степями, сопками.

В какой-то момент во время путешествия наступает «вау-эффект». Когда ты понимаешь, как далёк от всей этой обычной городской повседневности. Не нужно созвониться с кем-то или выполнять рабочую задачу. Все мысли о делах исчезают, и голова освобождается в прямом смысле. Тишина и покой, ты ничего не ждёшь, просто едешь. Мысли становятся намного чище.

«Чем дальше мы ехали, тем сильнее между нами развивалась магия, и мы влюблялись»

В путешествии я встретила своего будущего мужа Валеру. Он наткнулся на мою группу в соцсетях и стал писать мне с первых дней. Валера тоже путешествовал на велосипеде из Беларуси в Малайзию, и мы обменивались опытом. Он предлагал постараться встретиться на том участке, где пересекались наши маршруты, но я не особо на это реагировала. Тогда огромное количество мужчин предлагали то же самое.

В итоге он догнал меня в Иркутской области на сотый день моего путешествия — 8 августа. Сначала мы просто хотели вместе доехать до Иркутска и разъехаться. Но после Иркутска договорились поехать до Бурятии. Чем дальше мы ехали, тем сильнее между нами развивалась магия, и мы влюблялись. Он очень зацепил меня своей харизмой. К тому же он классный высокий парень с накаченным торсом. В конце концов, мы решили, что нужно перестать заниматься ерундой. Для нас обоих всё было очевидно, и мы решили продолжить ехать вместе.

Анна с мужем Валерой

Так случилось, что до Магадана мы так и не доехали. Во-первых, у меня были сомнения. Я не понимала, хочу ли видеться с мамой. Это звучит красиво — «поехала мириться», но в жизни всё намного сложнее. Я боялась, что у нас будут претензии друг к другу. Во-вторых, наступила осень, и в Магадане пошёл снег. Мне стали писать, что, пока мы доедем, в городе всё будет в сугробах.

Тогда мы с Валерой решили направиться в Малайзию. К тому же я давно хотела вернуться в Юго-Восточную Азию, где тепло и много фруктов. Но в итоге мы доехали только до Монголии. Китай не выдавал туристические визы осенью 2017 года. У них тогда проходил саммит, при этом в посольствах эта информация официально нигде не значилась. Однако во всём мире выдача туристических виз остановилась до зимы. Мы провели в Монголии два месяца и в итоге решили сворачиваться. В октябре или ноябре мы с Валерой полетели в его отчий дом в Беларусь.

Для нас решение вернуться к степенной жизни было стрессовым. Мы видели себя путешественниками на много лет. Что ближайшие годы вся наша жизнь будет наполнена дорожной романтикой на велосипедах. А нас вот так по носу щёлкнули обстоятельства. Но со временем мы поняли, что это не самое главное. В любом случае я получила крутой опыт — шесть месяцев находилась в дороге и всё время была на велосипеде. Ведь добраться до финишной точки не самое важное, важнее наполниться в процессе, и когда это произойдёт, решить, где на самом деле ты хочешь закончить маршрут.

«Я уже привыкла, что эта история привлекает внимание»

После того как путешествие закончилось, я решила выпустить книгу. Мне постоянно подписчики писали: «Аня, а будет книга?» Я сначала не воспринимала эту затею всерьёз, а потом подумала: «Я, вообще-то, люблю писать, и у меня неплохо получается». К тому же я выкладывала ежедневные отчёты. То есть вела маршрутный дневник, где писала всё, что со мной происходит, кого я встречаю. Когда я села писать книгу, то просто собрала свои личные записи, которые были в телефоне, и отчёты из соцсетей. Я добавила разные детали, которые не попали в отчёт, и так получилась книга.

Я обратилась в издательство, и там один из топовых редакторов сказал, что это классная история. Однако позже её обсудили на собрании, и другие сказали, что у книги нет коммерческого потенциала.

Мне предложили выпустить книгу, но за свои деньги — за 500 тысяч рублей. При этом никаких роялти не предполагалось. То есть я должна была отдать полмиллиона, а всё заработанное с продаж издательство забрало бы себе. Меня такой вариант не устраивал.

Тогда кто-то рассказал мне про краудфандинг. Я начала гуглить и наткнулась на Planeta.ru. Там мне выделили менеджера, который рассказал, как всё устроено. Мы открыли краудфандинговую кампанию, за полтора месяца собрали нужную сумму и выпустили книгу «А чего дома сидеть?». Всё благодаря моим подписчикам и людям, которые узнали об этой истории.

Но моя история не закончилась: 2 апреля 2018 года мне написали, что хотят экранизировать книгу. Я помню, посмотрела на число и подумала: «1 апреля было вчера, время шуток закончилось, но, видимо, кто-то опоздал». Решила, что это розыгрыш. Однако оказалось, что Planeta.ru сделала рассылку своим подписчикам со сбором на книгу, и она пришла одному из продюсеров. Так и появился фильм «Поехавшая».

Сначала меня захватила идея, что по мотивам моего путешествия снимут фильм. Но сейчас я отношусь уже спокойнее. Привыкла, что эта история привлекает внимание. Опять-таки это не документальный фильм, из моей истории там только основа: девочка Аня едет на велосипеде вместе с таксой к маме в Магадан и встречает белоруса.

Что же касается меня — я и дальше путешествую. Мы с Валерой прошли Памирский тракт, Ликийскую тропу. Капа была с нами, но в одном из путешествий её не стало. А потом началась пандемия.

Анна и Валера на горе Тахталы

Сейчас мы планируем кругосветку, но уже на авто. Договорились с производителями мини-домов-прицепов, что возьмём себе один. Сначала планируем добраться до Магадана и оттуда на пароме попробовать перебраться в Корею. Либо мы из Магадана вернёмся на Северный Кавказ, где живём сейчас, и отсюда поедем в Иран, Турцию и Грузию и дальше. Конечная наша цель — другой материк: Мексика, Аргентина, может, Штаты. В общем, путешествие на много лет.