Комментарии

Как Victoria’s Secret случайно придумала ангелов и почему отказалась от них сейчас

victorias secret

В последние годы о культовом бренде нижнего белья Vic­to­ri­a’s Secret мы слышали больше плохого, чем хорошего. Его обвиняли в навязывании нереалистичных стандартов, отказе включать в показы трансгендеров и моделей плюс-сайз. Потом вовсе выяснилось, что работницы Vic­to­ri­a’s Secret подвергались домогательствам и издевательствам. В 2021 году бренд наконец решил пересмотреть свою политику и даже отказался от знаменитых ангелов. Оглядываемся назад и вспоминаем, как компания завоевала своё имя, откуда появились ангелы и почему бренд начал радикально меняться только сейчас.

1977 год: Рой Раймонд против некрасивого белья

Однажды американец Рой Раймонд пришёл в универмаг, чтобы выбрать для жены женское бельё. Его смутил ассортимент: в основном это были махровые халаты и уродливые нейлоновые сорочки в цветочек. Что поделать, женское бельё считалось в первую очередь практичной одеждой. Красивые комплекты предназначались только для особых случаев, например, для медового месяца. Но что ещё хуже, в магазине нижнего белья Рой постоянно чувствовал не себе неодобрительные взгляды консультанток, словно он какой-то извращенец. Он рассказал об этом своей жене Гэй, и они задумали создать собственный магазин белья. 

Следующие несколько лет Рой Раймонд посвятил изучению рынка нижнего белья. Он хотел создать магазин, где на мужчин, которые пришли выбрать подарок даме, не будут косо смотреть продавцы. А для девушек будет представлено красивое бельё, которое они смогут носить не только в торжественных случаях. 

Магазин назвали Vic­to­ri­a’s Secret. Как вы могли заметить, ни один из основателей не носил имя Виктория. Дело в том, что его назвали в честь британской королевы Виктории: бельё отсылает к утончённости викторианской эпохи, которая, как настоящий секрет, спрятана под одеждой. Раймондс считал, что имя знаменитой правительницы придаст респектабельность магазину.

В 1977 году Раймондс взял в долг 80 000 долларов и открыл в торговом центре Стэнфорд в Калифорнийском Пало-Альто первый Vic­to­ri­a’s Secret. Всего через год магазин принёс прибыль в 500 000 долларов. Рой стал постепенно расширять дело. 

1980‑е: покупательницы важнее покупателей

За пять лет Vic­to­ri­a’s Secret выросла до пяти магазинов и ежегодно приносила шесть миллионов долларов прибыли. Тогда Рой Рэймонд продал компанию Лесли Векснеру из Lim­it­ed Stores Inc. Новый владелец полностью изменил модель продаж бренда. Он решил сосредоточиться на пожеланиях покупательниц, чтобы в магазинах было в первую очередь комфортно им, а не мужчинам. А бельё от Vic­to­ri­a’s Secret при новом владельце стало приобретать гламурную сексуальность и роскошь.

Газета New York Times писала, что финансовый успех печатных каталогов Vic­to­ri­a’s Secret стал так велик, что другие производители пытались копировать их стилистику. В 80‑х Vic­to­ri­a’s Secret была крупнейшей сетью магазинов нижнего белья в США. К девяностым Vic­to­ri­a’s Secret стала одним из самых быстрорастущих предприятий. Продажи увеличивались и за счёт расширения ассортимента: бренд добавил в линейку одежду, купальные костюмы, обувь, а позже и парфюмерию.

1990‑е: рождение ангелов

В 1995 году состоялся самый первый показ Vic­to­ri­a’s Secret. Его транслировали в прайм-тайм по американскому телевидению. Проходка женщин с безупречными телами в дорогом и красивом белье стало ежегодным событием, которое более чем на 20 лет определило имидж компании. 

Когда казалось, что уровень популярности Vic­to­ri­a’s Secret поднять выше уже невозможно, бренд представил первый Fan­ta­sy Bra — бюстгальтер, украшенный драгоценными камнями. В 1996 году его примерила супермодель Клаудия Шиффер. Её бра полностью состоял из бриллиантов. Его назвали Mil­lion Dol­lar Mir­a­cle Bra, потому что, собственно, столько он и стоил. 

С 1996 года дизайнеры бренда создавали Чудесный Бра каждый год, но демонстрировали его только на фотографиях. На подиуме его впервые показали в 2001 году. Во время показа Vic­to­ri­a’s Secret в нём вышла модель Хайди Клум. Её бра уже оценивали в 12,5 миллиона долларов. А самый дорогой Чудесный Бра за всю историю бренда примерила Жизель Бюндхен в 2000 году. Он был выполнен из тайских рубинов и бриллиантов и стоил 15 миллионов долларов. Это изделие поднимало популярность не только бренда. Если модель выбирали для выхода в Fan­ta­sy Bra, это был настоящий звёздный час её карьеры.

Модели, которые участвовали в самых первых показах, ещё не были знаменитыми ангелами Vic­to­ri­a’s Secret. Своим рождением ангелы были обязаны рекламе коллекции Angels 1997 года. Супермодели Хелена Кристенсен, Карен Малдер, Даниэла Пештова, Стефани Сеймур и Тайра Бэнкс появились в телевизионном ролике в образе ангелов, которые сидят на белых облаках и общаются с «Богом».

Реклама стала настолько популярной, что бренд решил сделать девушек в красивом нижнем белье с крыльями за плечами своими официальными послами. Так и появились ангелы Vic­to­ri­a’s Secret. Первыми в их ряды вошли участницы нашумевшей рекламы. Они вышли на подиум в 1998 году в том же составе, что и в рекламном ролике. Только Кристенсен заменила модель Чандра Норт.

Ангелы были неотделимой частью Vic­to­ri­a’s Secret, а модели мечтали попасть в их число. Они участвовали в показах, ток-шоу и рекламных кампаниях. Ангелы Vic­to­ri­a’s Secret даже стали первой торговой маркой, удостоенной звезды на голливудской Аллее Славы в 2007 году. В рядах ангелов значились топовые модели мира: Хайди Клум, Адриана Лима, Миранда Керр, Каролина Куркова, Жизель Бюндхен, Барбара Палвин, Эльза Хоск.

2000‑е: женский бренд перестал замечать реальных женщин

Несмотря на успех и популярность в 90‑х, слава Vic­to­ri­a’s Secret начала угасать. В новые времена появились новые герои. Девушки стали иначе смотреть на нулевой размер, появились понятия инклюзивности и бодипозитива. Но только не в политике Vic­to­ri­a’s Secret. Бренд продолжал выпускать коллекции исключительно для стройных фигур и отказывался приглашать разноформатных моделей. Со временем компанию стали считать нелепым рудиментом 90‑х, который не успел подстроиться под новую эпоху и безнадёжно отстал.

Нежелание меняться ударило по доходам компании. Подливало масла в огонь и то, что к качеству продукции тоже были вопросы. Шерен Джестер Терни, которая возглавляла компанию с 2006 года, признавалась, что качество белья, которое производит Vic­to­ri­a’s Secret, не соответствует шумихе, которую разводит бренд. Прямые продажи падали. Бренд сначала отказался от печатного каталога, который когда-то приносил ему баснословную прибыль. Затем — от некоторых категорий одежды. Ситуация с продажами не улучшалась.

В 2018 году на репутации бренда появилось ещё одно большее пятно. Эд Разек, директор по маркетингу Vic­to­ri­a’s Secret, в интервью Vogue дал неоднозначный комментарий о том, что компания не заинтересована в привлечении к участию в показах трансгендеров и моделей размера плюс. Потому что показ Vic­to­ri­a’s Secret — «это фантазия и особое шоу». И хотя он позже извинился за свои слова, бренд уже не смог оправиться от обвинений в непрогрессивных взглядах. В 2019 году бренд закрыл 53 магазина в США. А 21 ноября 2019 года объявил, что больше не будет проводить свой ежегодный показ.

2020‑е: прощайте, ангелы

Скандалы на этом не закончились. В феврале 2020 года The New York Times выпустила расследование «Ангелы в аду». Больше тридцати нынешних и бывших сотрудников, в том числе модели, рассказали о домогательствах, издевательстве и сексистских высказываниях Эда Разека. 

В июне 2020 года крупный акционер бренда Джон Джарратано подал иск за бездействие на фоне сообщений о токсичной культуре харассмента в компании. В январе 2021 года акционеры подали ещё одну жалобу, заявив, что бывший председатель компании-владельца Лесли Векснер создал в компании культуру женоненавистничества, издевательств и домогательств. Что ещё хуже, руководство ничего не делало, чтобы исправить ситуацию. 

Только в июне 2021 года новости о компании изменились в позитивную сторону. Тогда объявили, что Vic­to­ri­a’s Secret полностью пересмотрит свою политику и будет больше ориентироваться на предпочтения женщин. А ангелов сменит Группа VS (VS Col­lec­tive) — семь женщин разных рас, сексуальной и гендерной ориентации и профессий. В их число вошли футболистка и ЛГБТ-активистка Меган Рапино, модель-трансгендер Валентина Сампайо, актриса Приянка Чопра, плюс-сайз модель и боди-активиста Палома Эльсессер, лыжница Эйлин Гу, модель из Южного Судана Адут Акеч, журналистка и фотограф Аманда де Кадене. По сообщениям бренда, эти женщины будут работать над новыми линейками продуктов Victoria’s Secret, а также займутся поддержанием интересов женщин.

Красивый шаг Vic­to­ri­a’s Secret получил противоречивые оценки. Например, автор The New York Times Дженнифер Вейнер считает, что смену курса компании можно охарактеризовать как «лучше поздно, чем никогда». То, что разные женщины теперь будут узнавать себя в лицах новых представительниц Vic­to­ri­a’s Secret, — это замечательно. Компания демонстрирует, что все они могут быть красивы и желанны, подытоживает Вейнер. С другой стороны, автор Forbes Джитендр Сехдев рассуждает, что бренд смехотворно поздно осознал, что сексуальными могут быть женщины не только нулевого размера. Слишком долго Vic­to­ri­a’s Secret придерживалась устаревших стереотипов о красоте. По мнению Сехдев, руководство компании просто использует последнюю попытку спасти бизнес от банкротства.

Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. Слежу за профессиональными стилистами и новостями моды, штудирую книги об истории индустрии и мечтаю о встрече с Анной Винтур.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.