Смотреть
14 апреля

Обзор аниме «Красавица и дракон»: что было бы, если бы герои классической сказки встретились в соцсетях

История о доброте, таланте и принятии себя.

Аля Александрова
Аля Александрова
Старшая SMM-менеджерка.
1

14 апреля в российский прокат выходит «Красавица и дракон» — новое аниме Мамору Хосода, создателя «Ученика чудовища». В этом мультфильме режиссёр переосмысливает сказку о красавице и чудовище, помещая её в метавселенную. Посмотрели его раньше всех (ну почти!) и делимся честным отзывом. 

О чём аниме

Действие разворачивается в небольшом японском городке. Старшекласснице Судзу шестнадцать лет. Она живёт вместе с отцом, с которым почти не разговаривает, — они отдалились после того, как в детстве мама Судзу погибла. Девочка сочиняет музыку, поёт в хоре, проводит время со своей единственной подругой Хирокой и испытывает чувства к другу детства Синобу. Но признаться в любви героиня не решается: девушка переживает, что она не так красива, как одноклассницы, и её сковывает страх. Страх вообще мешает Судзу. Так, она мечтает петь, стоя на сцене в одиночку, но постоянно прячется за спинами других в хоре.

Однажды Хирока предлагает Судзу зарегистрироваться в U — в виртуальном пространстве, где каждый из пяти миллиардов пользователей получает новую личность. Специальная программа создаёт уникального аватара, который синхронизируется с телом и полностью погружает в виртуальное пространство. Аватар отражает скрытые сильные стороны личности и может быть совсем не похожим на своего владельца. 

Так вышло и у Судзу. Её аватаром становится эффектная высокая девушка с розовыми волосами — и с потрясающим голосом. Единственное, что остаётся от Судзу, это её веснушки. Так появляется Белль. 

С помощью Белль Судзу перебарывает свой страх и пробует петь на публику в пространстве U — и в кратчайшие сроки становится суперзвездой. Продюсирует Белль Хирока, тщательно следя за тем, чтобы имиджу подруги не был нанесён ущерб, а её личность оставалась в секрете. 

Однажды, когда Белль даёт большой концерт, её прерывают: в зал врывается изуродованный дракон, за которым гоняется местная полиция. Дракон уже приобрёл дурную славу: он постоянно дерётся с другими пользователями, и полиция грозится рассекретить его личность, чтобы он ответил по заслугам. Преступнику удаётся скрыться, однако он никак не может выйти у Белль из головы: почему его преследуют? Почему он такой израненный? Какая у него история? Хирока и Судзу решают отыскать нарушителя и узнать, кто скрывается под маской Дракона — и можно ли ему помочь. 

Что цепляет, помимо сказочной основы

Мамору Хосода уже двадцать лет рефлексирует над тем, как цифровые технологии влияют на жизнь обычных людей — например в «Летних войнах» или в «Приключениях с дигимонами». Здесь же режиссёр фантазирует, как будет выглядеть будущее в метавселенных. Хосода представляет их как бесконечные цифровые пространства, похожие на современные мегаполисы, где сияют огни и царит атмосфера бесконечного праздника. Аватары пользователей — образец многообразия: кто-то выглядит как человек, а кто-то как антропоморфные животные или мифические существа. 

Аватары базируются на скрытых талантах личности: может, вы и не подозревали о том, что вы большой художник, пока не попробовали показать свои работы широкой публике. Это очень созвучно с тем, как представляли себе интернет в 90-е: пространство абсолютной свободы и анонимности, где каждый может быть тем, кем захочет. И символично, что главный страх пользователей U — именно деанон. 

Кажется, что главный страх поколения, чья жизнь проходит в соцсетях, — перестать чувствовать себя значимым без своего цифрового «я».

Главная героиня Судзу тоже попала в эту ловушку: пока её альтер эго Белль пользуется бешеной популярностью, девушка чувствует себя самозванкой. Ей страшно, что если откроется настоящее имя певицы, то Белль разлюбят. По ходу сюжета Судзу учится принимать себя настоящую — и находить таланты внутри себя.

Метавселенная становится не просто развлечением или способом самореализации, но ещё и возможностью убежать от реальности. Например, один из героев страдает от домашнего насилия, и U в его случае — единственный способ выместить злость и забыть о кошмаре. Точно так же, как дети из нестабильных семей читают взахлёб «Гарри Поттера» или смотрят все сериалы на свете, чтобы забыть о собственных проблемах. 

Стоит ли смотреть

«Красавица и дракон» — очень красочное аниме. Создатели намеренно подчеркнули обыденность реальной жизни и сказочность виртуальной: для школьных будней Судзи используется традиционная «плоская» рисовка, а для метапространства — технология 3D. Кроме того, Белль — действительно талантливая певица! После просмотра можно поймать себя на том, что вы подпеваете главному хиту — U японской инди-группы millenium parade.  

От этого аниме не стоит ждать чего-то принципиально нового — здесь ничто не удивляет и не потрясает до глубины души. Но Мамору Хосода интересно представляет мир метавселенных, который, возможно, ждёт нас уже в ближайшие 5–10 лет: утопичное пространство, где каждый может раскрыть свои скрытые таланты.

При этом история не ограничивается рассказом про технологии. Это мультфильм о том, как справиться с внутренними демонами и найти в себе силы жить — даже если жизнь тихони кажется слишком блёклой.

Судзу, решив помочь незнакомому аватару, излечивается сама: переживает травму от гибели мамы и находит силы не прятаться за маской Белль, а спеть своим голосом. Помогая другим, помогаешь себе — к такой простой мысли приводит зрителя «Красавица и дракон».

Обложка: кадр из аниме «Красавица и дракон»