Смотреть
17 октября 2023

6 трогательных аниме, над которыми работала Мари Окада

История успеха школьницы-затворницы, которая стала одной из самых успешных сценаристок Японии, а затем и режиссёркой.

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
Изображение
3

Мари Окада — редкий случай в японской анимации. Много лет проработав сценаристкой и став одной из самых ярких представительниц профессии, она занялась режиссурой (хотя обычно в режиссёры уходят аниматоры). И её дебютная картина тут же получила признание. Рассказываем о том, как складывалась карьера Мари и какие её работы стоит посмотреть.

🔥 Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы». Подписывайтесь!

В 2017 году Мари выпустила автобиографию «От прогульщицы до сценаристки: мой путь к „Невиданному цветку“ и „Сердце хочет кричать“». В ней она рассказала о том, что в школьные годы была жертвой травли со стороны одноклассников, из-за чего стала хикикомори — так в Японии называют людей, которые отказываются от социальной жизни и запирают себя в четырёх стенах. Из-за этого же у неё испортились отношения с матерью.

Сама Мари признаётся, что в то время чувствовала себя совсем никчёмной. В школе ей было трудно общаться с одноклассниками, она часто прогуливала. А вот что ей нравилось, так это сочинять истории — возможно, потому, что в то время у неё не было интернета, а было только собственное воображение. 

У неё не было никакой цели в жизни, она даже не была уверена, что окончит школу. Единственное, чего хотелось, — поскорее стать самостоятельной и уехать из родного Титибу в Токио. Так она и поступила — переехала в Сибуя. 

Несмотря на то что у Мари были сложности с социализацией, ей пришлось взять себя в руки и начать куда-то двигаться. И аниме-индустрия стала для неё спасением. Она устроилась расшифровщицей в Sunrise Inc., где её заметил Тецуро Амино. И так началась её карьера сценаристки. 

Её чувственные и трогательные сценарии сделали Мари одной из самых известных сценаристов Японии. К тому же руководители подмечали, что Мари умеет видеть детали — она частенько давала свои пожелания по деталям или атмосфере. В итоге Мари решилась сделать проект, который будет на 100% отражать её видение — и как сценаристки, и как режиссёрки. Так появилась картина «Укрась прощальное утро цветами обещания». 

А 15 сентября 2023 года в мировой прокат вышла её новая работа «Фабрика иллюзий Алисы и Терезы» — о жизни школьников из города, время в котором будто замерло после взрыва на сталелитейном заводе.

Как режиссёрка 

«Укрась прощальное утро цветами обещания» (2018)

Дебютная режиссёрская работа Мари — в почти двухчасовой хронометраж ей удалось уложить историю длиною в двадцать лет. Главная героиня — девушка по имени Макия — принадлежит к волшебному роду Йольфов, или, как ещё их называют, — Племени Расставания. Эти прекрасные светловолосые существа бессмертны. 

Однажды на город Йольфов нападает армия королевства и убивает почти всех жителей, но Макии чудом удаётся спастись. Она скитается по лесам и натыкается на заброшенный лагерь, где она находит Эриала — маленького мальчика, потерявшего родителей. Она решает сама взяться за его воспитание. 

Как сценаристка 

«Азбука цветов» (2011) 

Этот сериал — очень важная работа для Мари в качестве сценаристки. Если раньше её контролировали продюсеры, то в этот раз она получила творческую свободу и смогла реализовать задумку, возникшую у неё, ещё когда она училась в школе. Ей хотелось рассказать историю — отчасти автобиографическую — о девушке, у которой сложные отношения с матерью. 

В итоге по сюжету «Азбуки цветов» мать бросает шестнадцатилетнюю Охану и отправляет на воспитание к строгой бабушке — владелице гостиницы на горячих источниках. Бабушка сразу включила внучку в работу, и Охана стала работать наравне со взрослыми — горничной. И несмотря на то, что порой было очень трудно, Охана продолжала стойко выполнять свою работу и искать своё место в жизни. И конечно, она встретила настоящих и верных друзей. 

У сериала также есть продолжение в виде одноимённой полнометражки, которая вышла в 2013 году. 

«Невиданный цветок» (2013) 

Эта работа для Мари стала слишком личной. Прежде всего она воплотила в ней идею затворничества — близкую ей самой с детства. Кроме того, люди, занимающиеся производством, перенесли место действия сериала в Титибу — город, в котором Мари выросла и из которого мечтала поскорее сбежать. И сделали они это против её воли. Но это решение компании добавило Мари ещё больше поклонников. 

В сериале речь идёт о группе подростков, которые дружили с самого детства. Но после смерти одной из девочек их пути разошлись — каждый старался жить дальше, и только лидер компании Дзинта, винивший в трагедии себя, стал настоящим затворником. Однажды погибшая девочка приходит к нему. Она просит Дзинта исполнить её желание, но для этого нужно собрать компанию друзей обратно. 

У сериала есть одноимённая полнометражка с альтернативным сюжетом. 

«Сердце хочет кричать» (2015)

Над этим проектом Окада работала вместе с режиссёром Тацуюки Нагаи, с которым они уже делали аниме-сериал «Торадора!» и «Невиданный цветок». И по признанию самой Мари, работа над этим мультфильмом была сложной, так как она снова перенесла, уже по собственному желанию, место действия в Титибу. 

Однажды маленькая жизнерадостная Джун увидела своего отца с другой женщиной и тут же рассказала об этом маме. Родители развелись, а папа сказал девочке, что это всё из-за её болтливости. Джун очень расстроилась, что разрушила свою семью. И тогда к отчаявшейся девочке явился волшебник в виде яйца и предложил забрать у неё возможность разговаривать. Она согласилась. С тех пор Джун замкнулась в себе.

«Она видела небо» (2019)

Аои росла без родителей — они погибли 13 лет назад, и воспитанием девушки занялась старшая сестра Акане, перед которой Аои чувствует вину. Ведь сестре пришлось отказаться от мечты переехать в Токио вместе со своим парнем. Из-за этого Аои полностью погрузилась в музыку и всё время проводит в старой часовне, где учится играть на гитаре. 

Аои мечтает стать настоящей звездой и играть на сцене. К счастью, её, ещё совсем неопытную, приглашают выступить на городском фестивале. И в это же время в городе появляется бывший парень Акане — Синносукэ, который, кажется, разочаровался и в себе, и в жизни. А к самой Аои на «репетиционную базу» приходит Синно из прошлого. 

«Сквозь слёзы я притворяюсь кошкой» (2020)

А эта полнометражка, снятая по сценарию Мари Окада, в 2020 году вышла на Netflix. Она рассказывает историю старшеклассницы Миё. Она болезненно переживает развод родителей, которые втягивают её в свои разборки. Девушка злится и мечтает о том, чтобы поскорее наступил конец света. И стоит ей об этом подумать, прогуливаясь вечером по тёмному парку, как перед ней предстаёт незнакомец, торгующий масками кошек.

А ещё Миё безнадёжно влюблена в одноклассника Кэнто. Но как бы она ни старалась, он не обращает на неё внимание — пока она в человеческом обличии. Но стоит надеть маску — Миё превращается в милого белого котёнка, с которым Кэнто любит проводить время. Окрылённая влюблённостью, она не замечает, как стирается граница между её человеческим и кошачьим обличием.

Комментарии
Serg Engineer
29.01.22 00:21
Наткнулся на слово "режиссёрка" - не издевайтесь над языком. А ещё выпускница факультета журналистики. И такая безграмотная.
Полина Накрайникова
31.01.22 12:36
Кажется, вам будет полезно прочитать этот текст: https://burninghut.ru/zachem-nuzhny-feminitivy/
Elizaveta Petukhova
17.10.23 21:21 | изменено
Забавно, что вас раздражает слово "режиссёрка", но вы спокойно используете слово "выпускница", которое тоже является феминитивом.