Сейчас Макото Синкай один из самых популярных аниме-режиссёров: его работу «Твоё имя» знают во всём мире, а другие мультфильмы активно берут в повторный прокат. С 1 мая в российских кинотеатрах покажут первую полнометражную работу Синкая — «За облаками». Впервые картина вышла в 2004 году, когда мир только начал открывать для себя японскую анимацию. Но даже спустя 20 лет, фильм увлекает зрителей и ничуть не уступает работам современных мультипликаторов. Почему стоит пересмотреть научную фантастику о подвигах ради любви и снах вселенной — рассказываем в материале.
Сюжет балансирует между снами и реальностью
События «За облаками» разворачиваются в альтернативной Японии, где после поражения во Второй Мировой войне победившие союзники разделили страну между собой. Северный остров Хоккайдо отошёл Советскому Союзу, а южные острова теперь принадлежат США. На своей территории советы построили загадочное сооружение — огромную башню, которую видно с любого уголка Японии. Все учёные юга страны гадают, для чего она нужна СССР, но не находят ответа. Летом 1996 года трое старшеклассников — Хироки Фудзисава, Саюри Саватари и Такуя Сиракава — обещают друг другу, что однажды построят самолёт «Белла Сьелла» и полетят на нём к башне, чтобы разгадать её секрет.
Их мечта рушится, когда Саюри начинает страдать летаргическим сном и вынуждена переехать в Токио, чтобы попытаться вылечиться. Девушка не успевает рассказать друзьям, что с ней случилось, потому они думают, что Саюри просто больше не хочет с ними общаться. Так пути школьных друзей расходятся, пока через три года Хироки не узнаёт, что Саюри в коме. Парень рассказывает обо всём Такуе и просит помочь давней подруге. Но ребята ещё не догадываются, что сон Саюри связан с загадочной башней и их старым обещанием.
Для японского режиссёра Макото Синкая «За облаками» — первое полнометражное кино. До этого, в короткометражке «Голос далёкой звезды» о межзвёздной экспедиции будущего и любви на расстоянии, аниматор уже пробовал заигрывать с жанром научной фантастики. Теперь Синкай решил не отправлять своих персонажей на орбиту, чтобы порассуждать о бесконечности вселенной и силе первой влюбленности. Главные герои «За облаками» сталкиваются с загадочным миром грёз, который влияет на наш мир. Синкай ставит перед зрителями вопрос: «Что, если вселенная тоже видит сны?».
Режиссёр использует концепцию параллельных вселенных с применением квантовой физики, чтобы предположить: сновидения — переходы между различными вселенными, а каждый сон — возможность заглянуть в одну из параллельных реальностей. При этом Синкай не зацикливается только на научных гипотезах. Как и Кристофер Нолан в «Интерстелларе», японский аниматор вплетает в сюжетную канву тему любви и показывает, что она, как и сны, тоже выходит за рамки измерений, времени и пространства.
Визуально «За облаками» напоминает ожившую картину

кадр из аниме «За облаками»
В работе над визуалом своего первого полного метра Синкай выглядит уверенно, впервые прибегая к приёмам, которые позже станут для него фирменными. Режиссёр уделяет много внимания прорисовке поездов, погоды и неба. Параллельно с событиями, которые проживают главные герои, мир вокруг персонажей «рассказывает» не менее захватывающую историю. Например, погода в мультфильме часто предсказывает, что будет дальше. Когда герои приближаются к концу одного жизненного этапа и должны что-то поменять, отпустить или принять важное решение — начинается снегопад.
Несмотря на детально проработанные элементы внешнего мира: природу, городскую инфраструктуру, технику и авиацию, — герои выглядят похожими друг на друга. У них схожие черты лица, а фоновые персонажи, вроде случайных прохожих в метро, и вовсе выглядят одинаково. Это можно было списать на неопытность Макото Синкая, но в концепции мультфильма такой приём смотрится органично и даже задаёт тон повествованию.
Режиссёр показывает, что не все люди должны внешне выделяться из толпы и подчёркивает внутреннюю человеческую схожесть. Что мы все можем радоваться, грустить, веселиться, страдать и каждый день сталкиваться с аналогичными проблемами. Благодаря такому художественному приёму, зрители чувствуют, что история ближе к ним и реальному миру, чем к выдуманному. Это приближает героев к реальным людям и заставляет сопереживать сильнее.
Главные герои взрослеют в альтернативной послевоенной реальности

кадр из аниме «За облаками»
Персонажи «За облаками» сталкиваются с проблемами, которые куда сильнее и больше них во всех смыслах: угрожающе огромная исследовательская башня на севере страны, страх начала новой войны, неизведанные альтернативные вселенные. И хотя из-за этого им пришлось быстро повзрослеть, они по-прежнему бережно хранят юношеские воспоминания. Каждый из них по-своему застрял на этом этапе.
Хироки, выступая в роли рассказчика, много раз говорил, что жаркое лето, когда они втроём веселились около местного завода — лучшее в его жизни. Когда пути героев расходятся, парень страдает от одиночества и цепляется за воспоминания о беззаботном времени. Его юношеская симпатия к Саюри постепенно крепнет и превращается в любовь — такой силы, что он чувствует присутствие девушки даже в параллельных мирах, пока она спит. Кажется, что только Такуя продолжает жить дальше: совмещает работу в лаборатории с учёбой и поездками на научные конференции. Однако секрет загадочной башни не даёт ему покоя, и большую часть времени он исследует именно её.
Несмотря на весь страх от разворачивающейся войны, история трёх подростков вышла скорее жизнеутверждающей, чем печальной. «За облаками» показывает зрителям, что первая любовь и дружба могут длиться всю жизнь, а данные в юности обещания — не исчезают под слоем времени. В этом мультфильме Макото Синкай напоминает, как важно радоваться простым вещам: улыбке друзей, плечу любимого человека по соседству в поезде или мирному небу над головой.
Станьте первым, кто оставит комментарий