Знать
10 октября

Как светская львица Анна Коулман-Лэдд воссоздавала лица покалеченных солдат Первой мировой

Дарья Полещикова
Дарья Полещикова
Авторка «Горящей избы».

Война 1914–1918 годов стала первым конфликтом с использованием высокотехнологичного и крайне разрушительного оружия. Она унесла миллионы жизней, а многих выживших навсегда изувечила. Одними из самых страшных травм стали обезображенные лица, которые мешали мужчинам вернуться к нормальной жизни. Рассказываем, как американская скульпторка Анна Коулман-Лэдд открыла салон масок и помогала ветеранам.

Жизнь американской светской львицы до войны

Анна Коулман родилась в 1878 году в Пенсильвании. Она росла в обеспеченной семье и получила хорошее образование в сфере литературы и искусств. Девушка увлекалась скульптурой, училась в Париже и Риме. А в 1905 году вернулась в Бостон и вышла замуж за доктора Мейнарда Лэдда.

Удачное замужество укрепило и без того высокое положение Анны в обществе. Она вела богемный образ жизни, посещала званые приёмы, но не бросала занятия искусством. Например, скульптуру Анны Коулман-Лэдд «Маленькие тритоны» выставляли на международной выставке в Сан-Франциско в 1915 году.

Всё изменила Первая мировая война. Мужа Анны Коулман-Лэдд, доктора Мэйнарда Лэда, отправили работать в отделение Красного креста во Франции. Анна поехала вслед за мужем в Европу. Ей тоже хотелось делать что-то полезное.

Как Анна Коулман-Лэдд узнала, что навыки скульптора могут помочь раненым

В медицинском журнале The Lancet Анна Коулман-Лэдд прочитала о работе английского скульптора Фрэнсиса Дервента Вуда. Ему было уже за сорок, и на фронт Вуда не призвали. Он пошёл работать добровольцем в Лондонский военный госпиталь. Там скульптор познакомился с пострадавшими на войне бойцами.

Изуродованные лица стали психологически тяжёлыми травмами для солдат. Осколки снарядов меняли людей до неузнаваемости. Пластические хирурги того времени делали невозможное: заново собирали кости черепа, возвращали людям возможность самостоятельно жевать и говорить. Но восстановить внешний вид они не могли.

Мужчинам с травмами лица было сложно вернуться к нормальной жизни. Даже близкие отводили глаза, чтобы не смотреть на их изуродованную внешность. А прохожие теряли сознание, заметив смятую челюсть или впалую глазницу. Многие раненые думали о самоубийстве.

Вуд понял, что может использовать навыки скульптора для помощи раненым. Он придумал технологию изготовления металлических масок, которые закрывали изуродованные лица и помогали военным чувствовать себя увереннее. Анну Коулман-Лэдд вдохновила идея Вуда. Она отправилась в Лондон, чтобы работать с ним. Вместе они усовершенствовали конструкцию масок, сделали их удобнее и реалистичнее.

Как делали маски-протезы для изувеченных на войне

В конце 1917 Анна Коулман-Лэдд переехала к мужу во Францию и открыла в Париже студию портретных масок. Она создала в ней атмосферу уютного и гостеприимного салона. Анна хотела, чтобы посетители чувствовали себя комфортно и расслабленно.

Маски делали в несколько этапов. Сначала скульпторка снимала слепок с лица клиента. Затем лепила форму из глины или пластилина. Анна Коулман-Лэдд ориентировалась на довоенные фотографии, чтобы восстановить портретное сходство. С помощью формы отливали протез из тонкой и лёгкой гальванической стали. Затем Анна покрывала его эмалью под цвет кожи. Брови и усы делали из натуральных волос. Иногда маску привязывали к ушам верёвочками. Но чаще закрепляли на лице с помощью очков.

Студия лицевых масок проработала до 1920 года. За это время было сделано 185 протезов, которые помогли мужчинам вернуться к нормальной жизни. Сегодня рассмотреть эти маски можно только на кадрах видеохроник и фотографиях. Сами протезы не сохранились. Скорее всего, они были похоронены вместе с их владельцами, которые носили маски всю оставшуюся жизнь.

Антивоенное искусство после войны

После войны Анна Коулман-Лэдд вернулась в Америку и снова переключилась на скульптуру. 

Но война не отпускала Анну. В 1923 году она создала мемориал, посвящённый жертвам Первой мировой. Он представляет из себя круг, разделённый на две половины. Первая называется «Ночь». На ней изображён безобразный скелет, повисший на колючей проволоке. Вторая — «Рассвет». Зритель видит сияющую фигуру человека, возносящуюся над полем боя.

В 1932 году Анна Коулман-Лэд получила звание кавалера французского ордена Почётного легиона. Скульпторка умерла в 1939 году в возрасте 60 лет.