Смотреть
Вчера

Маленькое кино выходит в большой мир: почему победа «Аноры» на «Оскаре» — повод для радости

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Киноредакторка «Горящей избы»
Анора Оскар
2

3 марта «Анора» триумфально завоевала пять статуэток «Оскар». В том числе за лучший фильм, режиссуру и главную женскую роль. В восторге были далеко не все. Среди реакций — и недоумение, и откровенное неприятие. Рассказываем, почему этот фильм на самом деле заслужил победу и что она значит для индустрии.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы».
Присоединиться!

Как зрители реагировали на триумф «Аноры»

«Анора» рассказывает о нескольких днях из жизни Эни (Майки Мэдисон), бруклинской танцовщицы стриптиза. Волей случая она знакомится с сыном российского олигарха Ваней (Марк Эйдельштейн). Парень предлагает стать его девушкой на неделю. А потом, желая насолить отцу и остаться в США подольше, и вовсе женится на Эни. Но сказки о принце и Золушке не выходит. Родители Вани (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков) мчатся в Штаты, чтобы аннулировать брак.

Картина выиграла в пяти номинациях — «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучшая главная женская роль», «лучший монтаж» и «лучший оригинальный сценарий». Если последние две публика «Аноре» кое-как простила, то первые три вызвали возмущение.

Кто-то посчитал сюжет фильма недостойным такой важной кинопремии, невысоко оценив игру Майки Мэдисон.

«Проститутский фильм выиграл, девка обошла Деми Мур, а её имя даже не вспомним в след. году».

Правильный Заяц

«Сам фильм просто ужасен. Признать его лучшим фильмом — это просто позорище!»

Leon

«„Анора“ — будто „Красотка“ для зумеров. Болела за „Субстанцию“, жаль, она не взяла».

Mary

Кто-то сокрушался, что победа досталась не «Субстанции» Корали Фаржа. Пользователи подчёркивали, что жизнь повторила искусство. Как и в «Субстанции», юная конвенционально привлекательная девушка обошла взрослую женщину.

«Не Мур. ***** Они серьёзно? Майки?»

T.

Telegram

«Ну отдали бы актрису Деми Мур…..»

Maks

«чёртова молодуха обогнала её.»

Mukhan

Telegram

Впрочем, выбор киноакадемии получил и поддержку.

«Это не проститутский фильм, а кино о крушении американской мечты, девушку зовут Майки Мэдисон, она не девка, а классная актриса запредельного уровня».

Татьяна Шорохова

«А мне понравился фильм. Майки там отлично сыграла, но да, Деми была все же великолепна:) Но Майки однозначно запоминается, думаю, она одна из новых звёздочек Голливуда», 

Alex Bess

«„Анора“ — один из лучших фильмов. В нём масса отсылок, юмор, игра именами, прекрасный визуал, были подняты многие острые социальные темы (положение женщины и т. д.)».

Alevtina

Почему за победу «Аноры» стоит порадоваться

Она даёт надежду независимому кино

Анора Оскар

кадр из фильма «Анора»

«Анору» сняли за шесть миллионов долларов. По голливудским меркам это совсем немного. Сравним сумму с бюджетами недавних громких проектов. В «Оппенгеймер» (семь наград «Оскар» в 2024 году) вложили 100 миллионов. На «Барби» выделили 142 миллиона. Фильм забрал лишь одну статуэтку, но разговоров о нём было не меньше, чем об «Оппенгеймере». За производством этих фильмов стояли крупные студии с многомиллиардным оборотом. 

Справедливости ради, основных конкурентов «Аноры» — «Конклав», «Субстанцию», «Бруталиста», «Совершенного незнакомца» — снимали не студии-гиганты. Однако их бюджеты были в несколько раз больше. А чем выше бюджет, тем больше шансов на хорошую промокампанию, больше технических ресурсов, чтобы сделать качественное кино. В конце концов, легче пригласить в проект топовых артистов. В «Аноре» всего этого не было. Был интернациональный каст из не слишком известных актёров, очень много энтузиазма и команда, готовая безостановочно перемещаться по Нью-Йорку и снять фильм за несколько недель. Потому что на дольший срок денег бы не хватило. 

Шону Бэйкеру к такому не привыкать. Его «Проект Флорида» (2017) — история о проституированной матери-одиночке — стоил два миллиона долларов. «Красная ракета» (2021) о злоключениях бывшего порноактёра — чуть больше миллиона. В нулевых, на заре карьеры, Бэйкер снимал фильмы на собственные средства и обходился несколькими тысячами долларов. Не видел проблемы в том, чтобы самому встать за камеру, если нечем оплатить операторскую работу. Или целиком снять кино на IPhone — в том числе из соображений экономии. Так вышло с «Мандарином» (2015) — драмеди о двух проституированных женщинах-подругах.

В руках режиссёра и команды шестимиллионный бюджет стал целым состоянием, которым, видимо, распорядились мудро. Сначала фильм с успехом показали в Каннах (картина выиграла главный приз), потом номинировали на важные кинопремии: от «Золотого глобуса» до BAFTA. Тогда стало ясно: эта маленькая независимая история — серьёзный претендент на «Оскар». 

Поэтому легко понять чувства Шона Бэйкера, когда он получал награду и с волнением в голосе призывал всех поддерживать инди-проекты. С крупными студийными картинами и без престижных статуэток всё будет в порядке. У них уже есть имя. Их будут обсуждать в медиа, зрители пойдут на них в кинотеатры. Но есть те, кто много и тяжело работает, те, у кого нет огромного капитала. Их истории тоже должны быть рассказаны. Им особенно нужно наше внимание. 

Вспомним победу на «Оскаре» чудесного «Лунного света» (2017) — драмы о взрослении темнокожего парня из бедного мигрантского района. Не получи она статуэтку за лучший фильм, малобюджетная картина скромно затерялась бы среди больших работ вроде «Ла-Ла Лэнда». Эта победа «выдала» режиссёру Барри Дженкинсу кредит доверия. Семь лет спустя Дженкинс заполучил контракт с Disney и снял «Муфасу» — продолжение «Короля Льва». Точно так же Пон Джун Хо в 2019 году за 11 миллионов снял «Паразитов» — чёрную сатиру на капитализм. Южнокорейский фильм неожиданно наградили ворохом «Оскаров». Уже через пять лет Warner Bros доверила режиссёру бюджет в десять раз больше — для научно-фантастического блокбастера «Микки 17» с Робертом Паттинсоном. Да, «Оскар» может быть социальным лифтом.

Это очень человечная история о проституированных людях 

Анора Оскар

кадр из фильма «Анора»

Вовлечённые в секс-индустрию люди нечасто появляются на экранах с полноценными сюжетными линиями. Бэйкер уже делал их главными героями в фильмах «Красная ракета», «Проект Флорида» и «Мандарин». Режиссёр давал понять, как тяжела жизнь персонажей, но не превращал их истории в социальную рекламу. Отказывался ставить в позицию бедных-несчастных. Герои-маргиналы у него всегда действовали — ловили удачу за хвост. 

Именно это делает Эни, хватаясь за сына олигарха как за шанс на лучшую жизнь. Он её личная американская мечта. Но мечта, увы, несбыточна, в сказку вмешивается жизнь. И это достойно сочувствия — а Бэйкер всегда рассказывает о героях с безмерными нежностью и сочувствием. 

Эни долго не расстаётся с иллюзией на счастье. Почти половина фильма проходит в угаре весёлых вечеринок, походов в бутики и спонтанных вылазок в Лас-Вегас. Из-за этого «Анору» ошибочно обвиняют в романтизации проституции. Но у нас есть вторая половина, где от иллюзии ничего не остаётся. Она тает с каждой новой сценой, в которой героиня мечется по городу в поисках инфантильного мужа. Это не «Красотка» для зумеров — это анти-«Красотка». Простая, но очень талантливо сделанная.

В голливудском кино появится больше зарубежных актёров — хороших и разных

Анора Оскар

В «Аноре» по-настоящему международный каст. Здесь снялись россияне Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков, актёры армянского происхождения Карен Карагулян и Ваче Товмасян. Заметно, что создатели отнеслись к национальной идентичности бережно. 

Идентичность проникает в персонажей и становится частью характеров. Чего только стоят диалоги на английском, русском и армянском. Очень разные, то тихие, едва слышные, то шумные и энергичные, но всегда естественные. Звучащие в кадре аутентичные голоса — часть обаяния фильма (дубляж, разумеется, всё испортил). И конечно, их обладатели, которые привнесли в историю что-то своё. Например, образ грубоватого неловкого русского парня с большим сердцем. А как этот образ полюбился зарубежному зрителю — и говорить не нужно. «Анора» однозначно откроет двери таким парням.

Немного об «Оскаре»

«Оскары» раздаёт американская киноакадемия. В неё входят актёры, режиссёры, художники-постановщики, режиссёры монтажа и звука. Все они люди со своими субъективными предпочтениями. На решение могут повлиять и мировые события, крупные скандалы, актуальная повестка. Например, пиар-катастрофа вокруг явного фаворита оскаровской гонки «Эмилии Перес» сместила фильм с пьедестала. В итоге при 13 номинациях у «Эмилии» всего две победы. Поэтому спор, достоин ли тот или иной фильм награды, будет вечным. Как и спор, насколько он важен для искусства. Победила «Анора» потому, что у неё не было сильных конкурентов? Или потому, что фильм говорит о табуированной теме проституции? А может быть, это кино невероятной художественной ценности? В ближайший год мы увидим немало дискуссий.

Комментарии
Дарья Полещикова
12 часов назад
Спасибо за этот разбор! Очень рада триумфу Аноры. Но и за Субстанцию обидно, обошли её наградами в этот раз. А фильм-то крутой, и тоже женская история
Alexandra Podol'nikova
11 часов назад
Всё-таки у Деми Мур есть Золотой глобус, а у Корали Фаржа — каннский приз за сценарий. А так да, согласна, что внимания заслуживают обе истории