Комментарии

Личный опыт: автоинструкторки о своей работе, неравенстве и женщинах за рулём

Автоинструкторки

Женщины могут не только уверенно чувствовать себя за рулём, но и работать инструкторками по вождению. Более того, некоторые люди специально настаивают на том, чтобы их автоинструктором была женщина. Мы узнали почему: три автоинструкторки рассказали о своей работе, страхах учениц и отношении мужчин к женщинам дороге.

🔥 Этот текст — часть спецпроекта «Она ведёт»

В этом проекте редакция «Горящей избы» рассказывает о женщинах за рулём и публикует полезные тексты для автомобилисток. Читайте больше материалов по ссылке. Например, как выбрать автомобиль и кто водит лучше — мужчины или женщины.

Фотография человека
Марина Денисова, Москва, 48 лет

Машины: KIA Cer­a­to (автомат),  KIA Ceed (механика)

По образованию я педагог младших классов. И хотя в школе я работала недолго — всего год, все мои профессии всегда были так или иначе связаны с педагогикой. Автоинструктором я тоже стала из желания преподавать. Я планировала помогать именно женщинам: так сложилось, что о девушках на дороге часто думают всякие гадости, и мне захотелось это исправить. Я сама вожу с 1995 года и всегда езжу по правилам, и меня страшно раздражало предвзятое отношение к женщинам за рулём. К тому же я очень люблю вождение, дорогу и людей. Я не думала, что учениц будет много, но тружусь уже 14 лет.

Когда я сама училась вождению, моим инструктором был строгий мужчина. Наши уроки часто начинались с его слов: «Ой, что ж вам дома не сидится!» и «Да что же вы все сюда лезете, и так без вас на дорогах не продохнуть». Мне было 19 лет, и я садилась в его машину со страшным чувством вины: боялась сделать что-то не так или испортить машину. Из-за этого учёба шла тяжело.

Женщин-инструкторов на тот момент в моей автошколе не было, но управляла ей именно директриса. Она была для меня примером: лихо управлялась с автомобилем и раздавала указы инструкторам. Я смотрела на неё как на королеву, и до сих пор вспоминаю её с восхищением. И думала: «Она смогла, и я тоже смогу». Я до сих пор иногда её вспоминаю. Думаю, сейчас я в чём-то похожа на неё.

Марина Денисова / Женщина-автоинструктор о своей работе
Марина Денисова за рулём. Фото предоставлено героиней материала

Когда я сказала семье, что хочу работать инструктором в автошколе, никто не мог в это поверить. Муж не считал, что это надолго, и спрашивал, хорошо ли я подумала: это же такая ответственность. Но я и правда подумала хорошо. Я прошла специальное обучение и научилась контраварийному вождению, которое выручает в экстремальных ситуациях. Сегодня семья полностью меня поддерживает.

Сначала я работала в автошколе, но сейчас у меня частная практика. Я работаю 5 дней в неделю с двумя выходными. Больше чем 8 часов в день стараюсь не трудиться: внимание притупляется, и это плохо сказывается на качестве работы. Я даю навыки вождения с нуля, а также занимаюсь с теми, кто уже имеет какой-то опыт, но не чувствует себя уверенно на дорогах. Ещё я преподаю этикет поведения на дороге и контраварийную подготовку.

У меня непростая работа: я много времени провожу на улице, терплю жару и холод. Летом кондиционеры не справляются, а зимой ученики нередко заезжают в сугроб, и приходится самой расчищать дороги, чтобы вылезти. А ещё моя работа — большая ответственность. При этом я стараюсь всегда быть в хорошем настроении и не показывать плохого состояния ученикам. Я на своём примере показываю, что нужно трезво смотреть на дорожные ситуации и быстро принимать решения.

Сейчас большой спрос на женщин-инструкторов, у меня много учеников: я обучаю пятнадцать девушек и трёх парней. Конечно, и инструкторов-женщин стало больше. Когда я начинала, то знала человек 5–6 по Москве, сейчас же нас много.

Мне часто говорят, что выбирают меня из-за пола, потому что считается, что рядом с женщиной безопаснее и спокойнее. Чаще всего именно женщину-инструктора просят ученицы из Средней Азии — многим из них мужья не разрешают садиться в машину с инструктором-мужчиной.

Мне кажется, что женщине комфортнее учиться с женщиной. Иногда рядом с мужчиной женщина делает какие-то вещи просто чтобы ему понравиться и заслужить одобрение. Она может поступать не так, как ей хотелось бы: на дороге ускоряться, начинать быстро двигаться в момент, когда ещё не готова к этому. А ещё некоторые просто стесняются признаться мужчине, что им страшно или что-то не поняли.

У меня были ученицы, которые сразу приходили с настроем «я не смогу водить», и я старалась их переубеждать. Я вижу, когда человек способен к вождению. А иногда вижу, что ученику это не очень-то нужно. Многие идут в автошколу не потому, что им интересно, а потому что все подруги водят и они не хотят выделяться. Но даже в этих случаях я не скажу человеку: «тебе не дано» — обычно я советую найти инструктора, который сможет зажечь искру. От нашего настроя зависит очень многое, и победит тот, кто расположит к себе ученика.

Я горжусь своими учениками и вижу, что мой труд не проходит даром. Я будто из зёрнышка выращиваю растения. Вижу, как у человека меняются мысли, как он начинает вести себя всё осознаннее. Многие со мной получили не только права, но и старт в профессию: среди моих учеников есть те, кто сейчас работают водителями электробусов или такси. Однажды ко мне даже пришла девушка, которая узнала обо мне от бывшей ученицы-таксистки. Как после этого не радоваться? Работа делает меня счастливым и самодостаточным человеком.

Моя задача — помочь девушкам стать своими в так называемой мужской стае, ведь на дорогах по-прежнему больше мужчин. Многие из них настроены к женщинам-водителям скептически. Но на дороге человека должны оценивать как водителя, а не как мужчину или женщину. 

Мы все должны соблюдать ПДД — это наш щит, быть внимательными к другим водителям и не хамить в ответ на хамство. Не грубить и не провоцировать, быть собранными и решительными, а ещё не переоценивать себя и никому ничего не доказывать, чтобы оставаться в безопасности.

Фотография человека
Оксана Глущенко, Санкт-Петербург, 36 лет

Машина: Hyundai Solaris, механика

Я получила права в 2008 году, и заслуги автошколы в этом мало. Инструкторы часто просто «выкатывают» свои часы, среди них много выгоревших и уставших людей. Мне попался как раз такой: мы ездили от автодрома до определённой точки, чуть-чуть крутились на площадке и поворачивали обратно. Не помню, чтобы мы даже проезжали перекрёстки. Гораздо сильнее на меня как на водителя повлияла мама — она показывала, как ездить по городу, и не боялась сложностей.

В автоинструкторы я пошла не сразу. Раньше я работала торговым представителем. Но четыре с половиной года назад я ушла во второй декрет и поняла, что не хочу возвращаться в продажи. Тогда я задумалась о том, чего хочу на самом деле. На тот момент я уже 13 лет как была за рулём, мне нравилось водить, и до этого ко мне несколько раз обращались родственники и знакомые, чтобы я помогла им разобраться с ситуациями на дороге. Я просто сказала: «Окей, гугл, как стать инструктором по вождению?» Так и понеслось.

В интернете писали, что инструктором может стать человек с образованием не ниже среднего и стажем вождения не менее трёх лет. Я подходила по всем параметрам. У меня также была собственная машина, которую можно было переоборудовать в учебную — для этого её нужно было снарядить вторым набором педалей. Я пошла обучаться профессии в одну из автошкол моего города. На курсах учили методике преподавания, рассказывали, как составить программу обучения с нуля. 

К тому же у меня высшее психологическое образование, и кажется, что это плюс в любой профессии. Оно помогает мне общаться с учениками и понимать их проблемы. Иногда люди не могут научиться водить не из-за того, что им не хватает конкретных навыков, а потому что им мешает страх. Когда я училась, то смотрела очень много видео, где разные инструкторы объясняют одни и те же вещи. Ведь даже если ты идеально водишь, то можешь быть слаб в объяснениях, а именно это самое важное.

Оксана Глущенко  / Женщина-автоинструктор о своей работе
Оксана Глущенко со своим автомобилем. Фото предоставлено героиней материала

В автошколе было здорово, но мне не подходил график: нужно было подстраиваться под расписание учеников, ездить с ними на экзамены и нести на себе много ответственности. Я всегда была в режиме подготовки и из-за этого даже не могла спланировать отпуск.

Как только я поняла, что чувствую себя уверенно в роли инструктора, то решила уйти из автошколы, чтобы работать с учениками самостоятельно и набирать столько человек, сколько мне нравится. Я не теряю связей и всё ещё сотрудничаю с бывшими коллегами, но уже в более расслабленном формате.

Многие из моих учеников уже пробовали водить с другим инструктором, как правило, мужчиной, и он не смог внятно объяснить какие-то моменты. Порой я показываю человеку элементарные вещи, а он мне в ответ: «А что, так можно было?». Помню, как-то пришла ко мне девочка. Ей муж объяснял, как парковаться, инструктор объяснял, как парковаться, и только у меня она поняла. Сейчас у меня достаточно учеников: человек 20 берут курс в 5–10 занятий, плюс есть те, кто отрабатывает только какие-то отдельные моменты вроде парковки.

Я работаю в маленьком микрорайоне, где все друг друга знают. Ко мне часто приходят благодаря сарафанному радио. Некоторые записываются, потому что о моей работе поступает много хороших отзывов, а некоторые принципиально идут к женщине-инструктору со словами: «Ой, с мужиками я натерпелась». Одной моей ученице инструктор во время обучения рассказывал о проблемах в семье, как его замучила жена и как он через силу с ней живёт. А потом предлагал какие-то интимные откровенные вещи. Люди бегут от такого. 

Многим всё равно, какого пола инструктор. Хотя я замечаю, что женщин-инструкторов гораздо меньше, чем мужчин. В нашем микрорайоне на 20 мужчин-инструкторов приходится всего три девушки.

У преподавателей часто не хватает понимания, как объяснить один термин разными словами, чтобы ученик в конце концов тебя понял. Инструкторы бывают разные: некоторые выходят из таксистов или охранников, но есть и педагоги по призванию. Когда человек хороший инструктор, его пол не имеет значения.

В нашей среде женщины и мужчины дружат. Именно поэтому мне было жалко уходить из автошколы: там очень классный сплочённый коллектив. Когда приезжаешь на площадку, все инструктора вываливаются из машин и начинают дружно что-то обсуждать, а если случается проблема, приходят на помощь. Есть профессиональные чаты, куда можно написать, что у тебя пробило колесо, и к тебе обязательно подъедет кто-то из коллег. Здесь я никогда не чувствовала дискриминации.

Другое дело — отношение людей извне. Когда я даю платное объявление в соцсетях о наборе учеников, в комментариях всегда толпы возмущённых. В реальности я сталкивалась со снисходительным отношением на дороге лишь однажды. Мы с учеником стояли на светофоре, и таксист с соседней полосы крикнул мне в окно: «Чему ты можешь научить? Ты же блондинка». Я в ответ просто отшутилась. 

На дороге всегда много неадекватов. Я часто вижу, как ученицы злятся, хотят показать в окно неприличный жест, но я их от этого отучаю: это может сработать как красная тряпка на быка. Люди просто взрываются и становятся неуправляемыми.

Был ещё один неприятный случай. Как-то в автошколе я обзванивала учеников и говорила, что буду их инструктором. Звоню одной девушке, в ответ пауза и быстрое: «Я перезвоню». Следом звонит мой руководитель и говорит, что от меня отказались просто потому, что услышали в трубке женский голос. Я в тот момент почувствовала сильное разочарование: девушка ведь даже не узнала, что я могу, и ушла от меня только из-за своего предвзятого отношения. 

Мне нравится моя работа, ведь я выбрала её сама. Я постоянно знакомлюсь с новыми людьми. Обучение вождению — творческий процесс: я постоянно придумываю, как объяснить что-то как можно более понятно, мы с учениками и рисуем, и в машинки играем. Само по себе вождение не сложная вещь, куда сложнее найти контакт с новым человеком.

Я стараюсь не работать по вечерам — в сентябре у моих детей начинается школа, хочется проводить с ними больше времени. Женщинам-инструкторам довольно сложно совмещать работу и семью. Все хотят учиться либо утром, до работы, либо вечером, после неё. И получается, женщина должна либо всё время отдавать работе, либо полностью ей жертвовать. Поэтому я в какой-то момент для себя решила, что пусть будет меньше клиентов, но у меня будет не плотный рабочий день.

Моя цель — научить человека пользоваться машиной. Мне важно, чтобы ученик не был зависим от подсказок инструктора, не боялся ездить один. Женщины, которые приходят ко мне, часто говорят: давайте отработаем маршрут «работа — дом». Они считают, что им и не нужно большего. Но я объясняю, что нужно учиться ездить везде, и тогда проторённый маршрут не понадобится. 

Важно, чтобы человек уверенно чувствовал себя на дороге и был безопасным для других. У меня у самой дети постоянно ходят через зебры — и я думаю о них, когда обучаю других.

Фотография человека
Анна Иванова, 40 лет (Имя героини изменено по её просьбе)

Машина: Ford Focus, автомат

Кем я только не работала: в прошлом я была администратором кинотеатра, старшим кассиром и экономистом в СИЗО. Я никогда не стремилась стать автоинструктором. Но у меня был стаж вождения в 14 лет, и однажды бывший коллега позвал меня в автошколу, где работал сам: ученики просили инструктора-девушку. Многие хотят учиться именно у женщины, потому что думают, что мужчины будут на них кричать. Когда я устраивалась, в штате было два преподавателя теории, семь инструкторов и два менеджера. Я стала первой женщиной в коллективе, а спустя два месяца после моего найма взяли ещё одну девушку.

Сперва я боялась выходить на работу: думала, у меня не получится. Всё-таки это очень ответственная должность: нужно научить человека чувствовать себя уверенно на дороге. А если я недоучу и он чего-то не поймёт? А смогу ли я найти подход к разным людям? Но тем не менее я прошла обучение и успешно сдала экзамен старшему инструктору. И вышла на работу.

Когда я сама училась вождению, мне не повезло с инструктором. Моим учителем был мужчина, которому было как будто не до меня: у нас прошло всего одно вождение, после которого он сказал, что ему некогда и занятий у нас больше не будет. Поэтому на практике меня всему доучивал муж.

Сейчас мы с учениками изучаем все элементы, которые нужно знать для сдачи экзамена. Например, как припарковаться задним ходом, что такое параллельная парковка, как разворачиваться на перекрёстках, что означает тот или иной дорожный знак. И ученики быстро схватывают знания.

Я не думаю, что дело в каком-то особом женском подходе. Я просто разговариваю с учениками, а это почему-то делают не все. Многие просто сухо объясняют принципы вождения. А людям нужно, чтобы с ними общались, помогали им не переживать на дороге.

Раньше я учила ездить на механике, и среди моих учеников было поровну мужчин и женщин. Сейчас же я езжу на автомате и занимаюсь в основном только с девочками. Меня часто выбирают из-за того, что чувствуют себя более безопасно рядом с женщиной. Ещё у меня были две татарочки, которым мужья не разрешали учиться у мужчин-инструкторов, и они катались только со мной.

Я редко сталкиваюсь с конфликтами на дороге, все мужчины-водители в моём кругу — адекватные люди. Иногда, правда, незнакомые водители могут накричать или обозвать «дурой» или «курицей». В целом мне кажется, что отношение к девушкам за рулём такое же, как и десять лет назад: мужчины считают, что женщина рождена варить борщ и воспитывать детей, и не понимают, зачем мы водим. 

Все сложности на дороге создают водители, которые не знают правил: например, неправильно проезжают перекрёстки и двигаются без поворотников. Многие, кстати, злятся, когда видят на дороге новичков: сразу начинают сигналить и подрезать. Если снять шашку и просто поехать с учеником, как на обычной машине, тебя никто не тронет, но стоит нацепить опознавательный знак, так все сразу начнут обращать на вас внимание. Конечно, ученики часто ездят медленно и тупят на дороге. Но ведь все водители тоже начинали с этого — почему они не могут быть терпимее к другим?

Я стремлюсь, чтобы человек не просто сдал экзамен и забыл об автошколе, но и действительно научился вождению, был в безопасности и не попадал в аварии.

Обложка: Ольга Лисовская

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.