Комментарии

«Маленькие крысы» Парижской оперы: почему балерин XIX века считали девушками лёгкого поведения

история балерин парижской оперы

Эдгар Дега в своей картине «Звезда» запечатлел необычный момент триумфа юной балерины. Прекрасная девушка в белоснежном платье и цветах стоит на сцене, наслаждаясь своим маленьким моментом славы. Вся обстановка наполнена торжественностью и красотой балета. Но чуть поодаль от героини можно заметить тёмную фигуру мужчины. Лица мы не видим, но он явно наблюдает за танцовщицей. Не просто так. Вполне вероятно, что эта безымянная девушка была не только балериной, но также секс-работницей. В Парижской опере XIX века это было печальной частью реальности балерин. 

Расцвет французского балета

Родиной балета считают Италию. Однако расцвет этого вида искусства случился во Франции. В 1533 году Екатерина Медичи вышла замуж за французского короля Генриха II. С собой из Флоренции она привезла необычный танец, который пришёлся по душе дворянам Франции. Так появился придворный балет. Король Людовик XIV даже лично участвовал в сценках. В 15 лет он сыграл бога солнца Аполлона в постановке «Ночной балет».

Со временем балет вырос в самостоятельный жанр. Во второй половине XVIII века французский балет уже считался легендарным. Русский балет составит ему конкуренцию только в XIX веке. Сосредоточением искусства балета считали Парижскую оперу. Дворянки уже не увлекались этим танцем. Танцовщицами всё чаще становились обычные девушки с непростой судьбой. Балет был шансом вырваться из нищеты и обрести славу.

Как девушки попадали в балетную труппу

С первого взгляда балерины в XVIII и XIX веках могли казаться олицетворением эмансипации. Они одни из первых официально работали, зарабатывали, путешествовали и даже жили самостоятельно без родителей или мужа. Однако на деле всё было не так радужно.

Во французский балет девушек отдавали в раннем детстве. Они учились в танцевальной Школе Парижской оперы, пока не получали заветное право танцевать в кордебалете. Но долгосрочному контракту с Оперой предшествовали долгие годы мучительной подготовки и жестоких экзаменов. Танцовщицы недоедали, работали изнурительно, по 10–12 часов шесть дней в неделю. Танцовщиц, которые часто не имели за душой ничего, кроме сомнительного происхождения, насмешливо называли «маленькими крысами» (petits rats).

«Танцевальный класс» / Эдгар Дега / 1874 год
«Танцевальный класс» / Эдгар Дега / 1874 год

Многие юные балерины происходили из бедных семей. Например, дочь прачки Мари ван Гётем стала танцовщицей, чтобы помочь матери и сёстрам. Увы, карьера её была недолгой. Гётем уволили из Оперы, и она окончила свою жизнь в нищете и безвестности. 

Также в Школу танца попадали незаконнорождённые дети знати. Такой была Эмма Ливри, внебрачная дочь балерины Селестины Эмаро и барона Шарля де Шассирона. Эмма стала одной из самых популярных балерин в Парижской опере, однако её жизнь окончилась трагически. На одной из репетиций юбка Ливри загорелась. Девушка получила сильные ожоги и умерла через восемь месяцев. 

Как балерины оказались втянуты в секс-работу

В XIX веке Парижская опера стала лучшим местом для танцовщиц балета, которые хотели получить славу и признание. У Парижской оперы было несколько источников дохода. Одной из них стала система подписчиков. Обеспеченные мужчины покупали абонементы и становились подписчиками (abbons) Оперы. Они получали возможность посещать другие залы Оперы.

Здание Парижской оперы спроектировал архитектор Шарль Гарнье. Уже на этапе строительства Гарнье предусмотрел отдельный вход для владельцев абонементов. Он вёл в роскошную комнату под названием фойе-де-ла-данс. Расположенная прямо за сценой, эта комната была местом, где артисты балета могли разогреться и отработать свои движения до и во время выступления. Зрителей туда не пускали, а вот подписчиков — да. По факту комната служила двум целям: наблюдению за разминкой танцовщиц и «общению» с ними. Многие были уверены, что большая часть доходов Парижской оперы поступала не от продажи билетов, а от фойе-де-ла-данс, за доступ в которое состоятельные мужчины открывали кошельки.

Для подписчиков посещение фойе-де-ла-данс считалось чем-то вроде легальной эротики. В XIX веке наряды балерины считались почти провокационными: голые руки, облегающие колготки, короткие юбки. Мужчины глазели на них на сцене и в фойе-де-ла-данс. Там же они приветствовали других влиятельных персон, заключали деловые сделки и, конечно, наслаждались сексуальной атмосферой. 

«Балетная репетиция на сцене» / Эдгар Дега / 1874 год
«Балетная репетиция на сцене» / Эдгар Дега / 1874 год

Подписчики не всегда ограничивались наблюдением и общением. Они также делали танцовщицам предложения: обещали покровительство, дорогие подарки. Взамен девушка соглашалась разделить постель со своим «благодетелем». И многие шли на это. Ведь подписчики не только одаривали девушек деньгами и украшениями. Они оплачивали наряды, частные уроки, даже квартиры. Девушка из бедной семьи могла превратиться в обеспеченную знаменитую балерину. Матери танцовщиц прекрасно понимали это и порой сами подталкивали дочерей к встречам с потенциальными покровителями. Некоторые подписчики были настолько влиятельны, что могли добиться для девушки желанной роли. Или вышвырнуть её из балета за отказ. 

Для многих балерин Парижской оперы внимание покровителя было единственным шансом обрести стабильность. Некоторые балерины не ограничивались одним поклонником. Эмили Дюпре, девушка из французской деревни, могла похвастаться вниманием герцога Людовика II де Мелун, регента Филиппа Орлеанского и герцога де Мазарини.

То, что происходило в фойе-де-ла-данс, не было секретом для общества. И хотя об этом знали все, такой образ жизни молодых девушек не поощряли. Культура балерин-куртизанок Парижской оперы напиталась слухами и рассказами. Настолько, что даже успешных танцовщиц, которые добились всего сами, подозревали в порочных связях, говорила историк Лоррейн Кунс. Работа в Парижской опере могла не только вознести, но и поставить пятно на репутации. Девушка работала изо всех сил, но окружающие считали, что славу и успех она получила через постель.

Вина за сомнительные связи полностью ложилась на плечи балерин. Никого не интересовало, что их преследовала бедность, а в Парижской опере им недоплачивали. Что карьера балерины была чуть ли не единственным способом для женщины обрести независимость. Балерин стали считать девушками лёгкого поведения. Их даже называли sauteuses, что означало как «те, кто прыгает», так и «шлюхи». 

Как художник Эдгар Дега отразил тёмную культуру балета в своих работах

Изображение балерин стало неотделимой частью творчества Эдгара Дега. И на первый взгляд в его работах только красивый, невинный мир. Молодые девушки в воздушных пачках порхают на сцене в окружении свечей и цветов. Однако на некоторых произведениях художника можно заметить тёмную зловещую фигуру. Она держится чуть в стороне и внимательно следит за балеринами. Эта фигура прячется, например, на картинах «Звезда», «Танцовщицы в розовом и зелёном». 

«Танцовщицы в розовом и зелёном» / Эдгар Дега / 1895 год
«Танцовщицы в розовом и зелёном» / Эдгар Дега / 1895 год

Эдгар Дега знал, что происходило в фойе-де-ла-данс. С помощью влиятельных друзей он мог попасть в закулисье Парижской Оперы и старался запечатлеть как можно больше сцен из жизни балерин. Не только нарочито прекрасной, но порой тёмной и жестокой.

Нельзя сказать, что таким образом Дега хотел как-то помочь балеринам. Чтобы запечатлеть физическую форму танцовщиц, Дега требовал от моделей позировать часами, терпя мучения от искажённой позы. Балерин он называл «маленькими девочками-обезьянами». Современники Эдгара Дега считали его женоненавистником. Он рассматривал балерин как забавных зверьков, в чём признавался сам. Тем не менее художник показал, что за романтичной картинкой скрываются страдания.

Вершиной обличительного искусства Эдгара Дега многие считают скульптуру «Маленькая танцовщица четырнадцати лет». Моделью для неё выступила юная Мари ван Гётем. Скульптура изображает девочку-подростка в балетном костюме. Её ноги стоят в четвёртой позиции, руки заведены за спину, а напряжённое лицо смотрит наверх. 

Произведение Дега впервые показали в Париже на Шестой выставке импрессионистов 1881 года. Скульптура вызвала бурю негодования у публики, которая посчитала её слишком непривлекательной и даже вызывающей. «Похотливая мордочка этой едва достигшей половой зрелости девицы, этого цветочка из канавы, незабываема», — писал французский журналист Жюль Кларети. «Со звериной наглостью она выдвигает вперёд своё лицо, вернее мордочку, — и это слово совершенно правильно, потому что маленькая девочка — это начало крысы. Почему она так некрасива? Почему её лоб, наполовину прикрытый волосами, уже отмечен, как и губы, глубоко порочным характером?» — высказался обозреватель Пол Манц.

Мари ван Гётем невольно стала олицетворением всех «маленьких крыс» XIX века, которые приходили в Парижскую оперу в надежде обрести новую жизнь. Предполагают, что она и её сестра Антуанетта, помимо работы в балете, были и секс-работницами как в Парижской опере, так и за её пределами. Хотя доказательств не было, это не помешало публике усмотреть в скульптуре «порочный» характер юных балерин и Мари ван Гётем в частности.

Как проявляется сексуализация современного балета

Хотя закулисье фойе-де-ла-данс осталось на страницах истории, положение балерин ещё нельзя назвать простым. Многолетняя культура сексуализации танцовщиц оставила свой след.

Некоторые произведения современной поп-культуры сексуализируют балет и сегодня, считают в Школе танца Университета Юты. Например, фильм «Чёрный лебедь» показывает мрачную историю сошедшей с ума балерины, которая вступает в соперничество за главную роль в балете «Лебединое озеро». В фильме есть сцена секса между двумя танцовщицами, роли которых исполнили Мила Кунис и Натали Портман. И хотя по сюжету это не более чем галлюцинация, таким образом создатели сексуализировали соперничество между двумя балеринами.

Ещё один пример — фильм «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс. Её героиня Доминика — прима-балерина Большого театра. Серьёзная травма заставляет её уйти из балета, и девушка становится шпионкой и сексработницей. И снова балет предстаёт как синоним сексуализированного насилия.

Что известно о сексуализированном насилии в современном балете

В мире балета нередко всплывают скандалы, связанные с секскуализированным и психологическим насилием. В 2018 году балерина New York City Bal­let Александра Уитербери подала в суд на трёх танцоров. Они распространяли откровенные фотографии и видео девушки без её ведома и согласия. В том же году главный балетмейстер New York City Bal­let Питер Мартинс ушёл в отставку после обвинений в домогательствах и физическом насилии. Причём у организации была сомнительная репутация уже давно. Её артист-основатель Джордж Баланчин заводил отношения с молодыми танцовщицами. Он продвигал своих фавориток и избавлялся от балерин, которые отказывали ему.

В 2021 году скандал разразился в Бостонском балете. Преподавателя танцев Митчелла Тейлора Баттона и его жену Дасти Баттон обвинили в том, что они подвергали танцовщиц сексуализированному насилию, когда те ещё были подростками. 

У Большого театра тоже неоднозначная репутация, которая, впрочем, пока ограничивается слухами. В 2013 году Анастасия Волочкова, бывшая солистка театра, обвинила генерального директора Анатолия Иксанова в том, что он превратил труппу в «публичный дом». По её словам, Иксанов заставлял 13-летних танцовщиц заниматься сексом со спонсорами театра. Об этом она рассказала в эфире CNN. Волочкова добавила, что подобные предложения поступали и ей. Иксанов отклонил обвинения, а словам Анастасии не придали большого значения, так как до этого её со скандалом уволили из Большого театра. Заявление балерины некоторые расценили как попытку отомстить.


Нельзя с уверенностью заявить, что фойе-де-ла-данс Парижской оперы повлияло на всю индустрию в целом. Но к сожалению, оно оставило свой след на репутации балерин. Долгие годы их считали легкомысленными кокетками, которые способны лишь красиво изгибаться и строить глазки богатым посетителям театра. Тогда как на деле балет — искусство и тяжёлое ремесло, которое требует от танцовщицы самоотдачи и тяжёлого физического труда. Всё, чтобы зритель был очарован красотой и мнимой лёгкостью танца.

Обложка: «Звезда» / Эдгар Дега / 1877 год

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.