Знать

Амазонки славянского эпоса: кто такие женщины-богатырши

Девицы-богатырки в былинах и русских народных сказках совсем не похожи на традиционных героинь, ждущих спасения. Эти дамы чуда не ожидают — они берут дело в свои руки. А если кто-то захочет на них жениться, то должен показать себя и победить их в бою. Рассказываем о героинях, которые порой превосходили силой даже самых прославленных богатырей. 

Кто такие женщины-богатырши 

Женщины-богатырши, они же богатырки, — героини былин и русских народных сказок. Это девы-воительницы, обладающие гигантским ростом и невероятной силой. Они с лёгкостью могут поднять над головой 90-пудовую палицу и размахивать ею. А во время сражения, одержав победу над противником, издают громкие звуки, похожие на звериные. Происхождение у них обычно высокое: они являются либо княжнами, либо царскими дочерьми. 

В славянской культуре их также называют поляницами. Наименование идёт от слова «поляковать» — в одиночку ехать в поле и искать того, с кем можно вступить в поединок. Такие воины никогда не брали пленных и не забирали трофеи. Результатом их победы были головы противников. 

Кандидат филологических наук Елена Мадлевская в своей работе «Героиня-воительница в русских былинах» выделяет три типа богатырш: 

  1. Эпическая героиня. Она обладает физической силой и участвует в сражениях. Яркий пример — Настасья Королевишна из былины «Дунай и Непра». По сюжету героиня вступает в бой с богатырём Дунаем и, проиграв, становится его женой. 
  2. Эпико-магическая героиня. В этом случае к физической силе добавляется ещё и магическое начало. Как в случае Марьи Лебедь Белой из былины «Михайло Поток». Она умеет оборачиваться лебедем и змеёй и превращать людей в камень. 
  3. Сказочно-эпическая героиня. Её образ строится не как былинно-исторический, где у героинь прописан характер, а по законам волшебной сказки — это условный, типизированный, чудесный образ. Например, как в былине «Три поездки Ильи Муромца». Там появляется душечка красная девица. У неё нет ни имени, ни истории происхождения, ни определённого рода деятельности. Она всего лишь испытание, которое герой должен преодолеть. 

Хотя героини-богатырши отличаются самостоятельностью, в научной литературе они всё равно рассматриваются в контексте судьбы мужского персонажа. Обычно они появляются в былинных и сказочных сюжетах либо в качестве невесты главного героя, либо как злодейки, которых надо победить.

Брак с богатыршей показывает силу и могущество мужского персонажа. Потому что жениться на ней может только самый достойный, тот, кто сумеет одолеть в бою, — по-другому никак. Иногда через такой брак сказители былин поднимали и социальные вопросы. Так было, например, в истории про Дуная и Настасью. Героиня превосходила богатыря в бою и проиграла лишь потому, что из-за тщеславия упала с коня. Роль примерной жены не для неё. На свадьбе она ведёт себя громко и грубо, не лебезит перед мужем, не признаёт его авторитет. В итоге это приводит к конфликту, который заканчивается печально для обоих героев. 

История Дуная и Настасьи — пример, когда герой одолел богатыршу не самостоятельно, а с помощью везения. Он не доказал, что равен ей по силе, а потому и брак их получился несчастным. Чаще всего если героиня выходит за «достойного» богатыря, то и отношения их будут равноценными партнёрскими.

Как возник образ богатырши 

Богатырши и даже предбрачные обряды-сражения действительно существовали. Вот только упоминаются они не у славян, а у сарматов. Это древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён. Они жили с IV века до н. э. по I век н. э., заселяя степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территории современных Украины, России и Казахстана).

Филолог-русист Дмитрий Балашов отмечает, что у сарматов были ярко выраженные пережитки матриархата. В древности женщин было принято хоронить с украшениями. У сарматских же женщин в могилах лежало оружие — в основном лук и стрелы. Это означает, что они были воительницами, главным образом стрелками из лука. И считалось, что они не имели права выходить замуж, пока не принесут домой голову врага. 

Также ещё древнегреческие историки писали о том, что славяне не просто контактировали с сарматами, а были распространены перекрёстные браки. Поэтому именно сарматские женщины могли повлиять на формирование былинного образа поляницы. А былины «Дунай и Непра» и «Добрыня и Настасья» могли как раз таки отразить традицию заключения брака между разными народностями. 

В истории про Марью Лебедь Белую Балашов также видит сарматские корни. Сарматы были потомками скифов. У них была легенда, что скифский народ произошёл от брака героя Геракла-Таргитая и змееногой богини. И образ Марьи во многом пересекается с образом богини. Ведь девушка умела превращаться в змею, и, как и богиня из легенды, Марья сама пришла к герою и попросила его на ней жениться. 

С другой стороны, в германской мифологии были лебединые девы. Это валькирии (девы-воительницы, служившие Одину), умеющие превращаться в лебедей. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» отмечают, что именно этот образ использован в русских сказках и былинах. И в качестве примера как раз приводят Марью Лебедь Белую из былины «Михайло Поток», деву Обиду из «Слова о полку Игореве» и Царевну-лебедь из «Сказки о царе Салтане». 

Если теория о сарматском происхождении поляниц верна, то может возникнуть вопрос: почему у героинь такие имена — Настасья, Марья, Василиса, Дарья, Авдотья? Филолог и исследовательница фольклора Ульяна Нижинская предполагает, что это может быть связано с тем, что после брака героини принимали христианскую веру и получали христианские имена. 

Самые известные женщины-богатырши в русских народных сказках и былинах

Василиса Микулишна

Переоделась мужчиной, чтобы спасти мужа

Кадр из мультфильма «Василиса Микулишна» 

Василиса Микулишна — дочь известного новгородского богатыря Микулы Селяниновича. Она не только физически сильная, но ещё и мудрая. Василиса — главная героиня двух былин: «Про прекрасную Василису Микулишну» и «Ставр Годинович». Обе пересказывают один и тот же сюжет. Муж Василисы черниговский боярин Ставр Годинович хвастается на пиру у князя Владимира своей женой. Князь, рассердившись, сажает Ставра в темницу. Василисе приходится переодеться татарским послом, чтобы выручить нерадивого мужа. Героиня знает, что может вытащить его силой, но также понимает, что это вызовет ещё большие проблемы. Поэтому решает действовать хитростью и смекалкой.

Настасья Микулишна

Одолела в бою Добрыню Никитича 

Картина К. А. Васильева «Настасья Микулична»

Младшая сестра Василисы Микулишны. Героиня былин о приключениях Добрыни, по сюжету которых становится его женой. Настасья описывается ещё более сильной, чем её старшая сестра. После победы над змеем Добрыня встречает её в степи, принимает за мужчину, и между ними завязывается бой. Герой бьёт её по голове палицей, но она воспринимает удары как комариные укусы. И в итоге Настасья одерживает победу над богатырём. Когда он понимает, что сражался с женщиной, предлагает ей стать его женой. По законам жанра девушка, конечно же, соглашается. 

Марья Моревна

Пленила Кощея Бессмертного

Картина В. М. Васнецова «Кащей Бессмертный» 

Таких героинь, как Марья Моревна, в волшебных русских народных сказках называют Царь-девицами. С одной стороны, они обладают характерной для богатырш силой. С другой — слово «царь» в наименовании подчёркивает, что они имеют некую власть. Например, управляют волшебным государством. В сказке «Марья Моревна» героиня предстаёт в образе степной воительницы, которая победила не одно войско и пленила самого Кощея Бессмертного. И хотя Иван-Царевич ей приглянулся, она выходит за него замуж только после того, как он проявляет себя. 

Богатырка-Синеглазка 

Охраняла молодильные яблоки и живую и мёртвую воду 

Иллюстрация Н. М. Кочергина «Девица Синеглазка»

Богатырка-Синеглазка — хранительница волшебных предметов, дарующих долголетие. В одних вариантах сказки это молодильные яблочки, в другой — живая и мёртвая вода. Она берёт в плен каждого, кто пытается пробраться в её владения. А служат ей точно такие же девицы-богатырши. В самом распространённом сказочном сюжете Иван-царевич отправляется в её владения по приказу отца. Тот плохо себя чувствует в силу лет, а потому ему нужна живая вода. И Ивану удаётся не просто выбраться из царства Синеглазки с трофеями, но ещё и жениться на ней.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
ТЕСТ: Какие слова вам нужно услышать до конца года? Подскажет фея Винкс!
Google назвал фильм, который чаще всего искали в сети в 2025 году. В нём играют российские актёры!
Как играть в «Тайного Санту»: в офисе, дома и с друзьями
Главным цветом 2026 года по версии института Pantone стал «облачный танцор»
Больше не Чёрная Вдова. Скарлетт Йоханссон после фильмов Marvel решила присмотреться к вселенной DC
Глава HBO Max объяснила, почему новая экранизация «Гарри Поттера» не разочарует ни одного поттеромана