Комментарии

Шанель vs Скиапарелли: как два известных дизайнера стали соперницами

скиапарелли и шанель

Практичность против роскоши. Ремесло против искусства. Чёрный против розового. Коко Шанель и Эльза Скиапарелли — по праву великие модельеры своего времени. Шанель добавила в женский гардероб мужскую одежду, а Скиапарелли создавала костюмы с художественными мотивами сюрреализма и дадаизма. Публика была без ума от обеих, но сами дизайнеры открыто недолюбливали друг друга. Шанель говорила об Эльзе не иначе как «та итальянская художница, которая делает одежду», а Скиапарелли пренебрежительно называла Коко «эта маленькая тоскливая буржуа». Рассказываем о соперничестве двух талантливых женщин мира моды.

Коко из трущоб и Эльза из поместья

Коко, получившая при рождении имя Габриэль, родилась в приюте для бедных французского города Сюмор в семье прачки и уличного торговца. Мать Габриэль умерла, когда девочке было 11 лет. Отец был всё время в разъездах, а потому Шанель отправили в приют монастыря Обазин. Именно там её научили шить и работать с одеждой. Так гласит официальная биография модельера, сама Шанель любила приукрасить свою историю.

Ради забавы Шанель начала разрабатывать дизайн шляп, и это хобби позже выросло в собственный магазин. В 1910 году Коко стала лицензированной модисткой и открыла бутик Chanel Modes в Париже. Через несколько лет Коко Шанель создавала спортивную и повседневную одежду для женщин. Уже в 1921 году Шанель выпустила знаменитые духи Chanel N5, создав для них уникальный минималистичный флакон, который контрастировал со сложным дизайном бутылочек, популярных в то время. Кстати, номер здесь не просто так: Шанель считала цифру 5 своим счастливым числом. А затем появилось и «маленькое чёрное платье» — то, что сегодня мы уже считаем основным элементом гардероба. Но тогда в 20‑х годах это была настоящая модная революция.

Эльза Скиапарелли

Коко Шанель

Эльза Скиапарелли родилась в Риме в семье богатых аристократов. Впрочем, деньги и статус не принесли девушке счастья. Родители Скиапарелли отличались строгим консервативным характером. В юном возрасте Эльза опубликовала сборник стихов «Аретуса», основанный на древнегреческом мифе об охоте. Её родители были в ужасе и отправили Эльзу на «перевоспитание» в монастырскую школу-интернат в Швейцарии. Но Эльза вскоре буквально сбежала оттуда. При первой же возможности Скиапарелли переехала в Лондон, чтобы обрести независимость от строгих родителей.

Пережив неудачный брак, Эльза вместе с новорождённой дочерью оказалась в США. Она подрабатывала чем могла, пока не вернулась в Париж в 1922 году. Однажды её заинтересовал свитер знакомой, которая заглянула в гости. Та рассказала, что его связала армянка, живущая неподалёку от дома Эльзы. Именно у неё Скиапарелли заказала первую вещь по своему эскизу — свитер-обманку Cra­vat. Чёрный свитер с белым огромным бантом Эльза надела на светский вечер и произвела фурор. 

Скиапарелли быстро стала популярной и смогла открыть собственный магазин. Шить она не умела и драпировала ткань прямо на модели, а порой и на самой себе. Немного времени, и вот Эльза уже создавала наряды для жены бывшего британского короля Эдуарда VIII Уоллис Симпсон. Как и Шанель, Скиапарелли придумала собственный парфюм Shock­ing. Специально для него она разработала собственный оттенок розового, который стал фирменным цветом бренда и получил название «шокирующий розовый».

Мода — ремесло или искусство

В течение 20‑х годов Коко была на вершине популярности. Она упивалась ролью королевы современной моды. Но к концу десятилетия в Париже появилась новая дизайнер, которая стала бороться за деньги и популярность в столице моды Эльза Скиапарелли. 

Шанель презирала Скиапарелли. В первую очередь за то, что та не умела шить, но называла себя модельером. Коко считала это чуть ли не оскорблением. Скиапарелли тоже относилась к Коко довольно прохладно. У женщин были прямо противоположные взгляды на дизайн одежды. Шанель считала его ремеслом, а Скиапарелли — искусством. Но каждая из них привнесла новый взгляд на женскую моду.

Коко Шанель стала новатором благодаря тому, что включила в женский гардероб элементы мужской одежды. Она отрезала женщинам волосы и одела их в пиджаки и брюки, сделав спортивную одежду частью повседневной. Коко использовала ткани, которые считали мужскими, как, например, шотландский твид и шерсть. Именно Шанель включила в женский гардероб одежду из трикотажа, хотя в то время его использовали для изготовления мужского нижнего белья.

Андрогинность, которую принесла Коко, отражала новую роль женщины, её эмансипацию. Женщине нового времени хотелось работать и жить на равных с мужчиной, но, кроме того, ей хотелось носить удобную одежду.

Дизайн Эльзы Скиапарелли

Дизайн Коко Шанель

Скиапарелли тоже считали новатором, но в другом качестве. Пока Шанель привносила в женскую одежду индустриальные нотки, Эльза ориентировалась на искусство. Она считала, что одежда — это художественное самовыражение. Скиапарелли работала с художниками-сюрреалистами Сальвадором Дали, Жаном Кокто и Кристианом Бераром. Модная пресса воспринимала это сотрудничество как радикальную свежесть. В 1932 году в журнале Harper’s Bazaar написали, что Скиапарелли «придаёт своей одежде сущность современной архитектуры, современной мысли и современного движения». 

Одним из результатов работы Скиапарелли с сюрреализмом стало платье «Лобстер», которое она создала для Уоллис Симпсон. Эльза одна из первых придумала платье с запахом, вдохновившись фартуком. Её разделённая юбка стала предшественницей шорт. Лили де Альварес, одна из первых теннисисток, надела её на Уимблдон в 1931, чем изрядно шокировала публику. Шляпка-туфля, пиджак-комод, новаторство Скиапарелли заключалось в её способности сочетать знакомое с неожиданным, а красивое — с гротескным. 

Мальчишеский стиль Шанель уже не так интересовал публику, как выходки Скиапарелли. Шанель пыталась вернуть свою репутацию всеми силами. Она создала костюмы совместно с Жаном Кокто для театральной пьесы «Царь Эдип». Но её работа вызвала насмешки среди прессы и критиков: «Закутанные в бинты актёры выглядят как ходячие мумии или жертвы какой-то ужасной аварии».

А однажды встреча Шанель и Скиапарелли переросла в настоящее столкновение. В конце 30‑х годов дизайнеры оказались на одном костюмированном балу. Шанель пригласила Скиапарелли на танец, и в процессе «случайно» толкнула её на светильник с зажжёными свечами. Костюм Эльзы загорелся, но, к счастью, никто не пострадал. «Огонь был потушен, как и Скиапарелли — довольные гости поливали её газированной водой», — рассказала о вечере модная писательница Беттина Баллард. Возможно, вражда Скиапарелли и Шанель приобрела бы новый поворот, если бы не Вторая мировая война.

Судьба модных домов: Chanel vs Schiaparelli

Обеим модельерам пришлось приостановить работу модных домов на время войны. Даже тогда две женщины пошли совершенно разными путями. Эльза Скиапарелли из США пыталась добыть любую помощь для французов и обучалась в качестве помощницы медсестры Красного Креста. Шанель не покинула Францию, но, как выяснилось спустя несколько десятилетий, стала нацистским агентом. 

Как только война осталась позади, оба модельера вернулись к работе. И тут случилась смена ролей. Практичный стиль Шанель в послевоенное время оказался более уместным, чем помпезные произведения Скиапарелли. 

71-летняя Габриэль вернулась в мир моды в 1954 году и вернула былую славу и уважение за три сезона. Её твидовый костюм стал символом новой эпохи модного дома. Шанель одевала голливудских звёзд Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор, поклонницей её творчества была и первая леди США Жаклин Кеннеди. 

Модный дом Скиапарелли не смог подстроиться под изменения в мире. Последний показ коллекции состоялся в 1953 году. Он окончательно закрылся с долгами в декабре 1954 года. Бренд Schi­a­par­el­li ушёл в забвение. Эльза ушла на покой, опубликовала автобиографию «Шокирующая жизнь» и тихо жила в своей парижской квартире. В 1973 году в возрасте 83 лет Эльза скончалась. Она на два года пережила свою соперницу Габриэль Шанель.

Модный дом Chanel успешно живёт по сей день. Но и Schi­a­par­el­li смог восстать из пепла. В 2007 году бренд купил итальянский бизнесмен Диего Делла Валле, а в 2013 году объявили о возрождении модного дома. Первую коллекцию одежды представил кутюрье Кристиан Лакруа. Он посвятил её памяти Скиапарелли.

Хотя Скиапарелли и Шанель считали полными противоположностями, у них было и много общего. Обе были из совершенно разных слоёв общества, но Эльза и Коко преодолели трудное детство и чувство брошенности. Оба дизайнера были сильными и независимыми женщинами, которые построили успешную карьеру в мужском мире, не боялись рисковать и создавать новое. Коко Шанель и Эльза Скиапарелли на долгие годы оставили свои имена в истории, искусстве и моде.

Обложка: Kris­tine / Lau­ra Love­day / CC Flickr

Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. Слежу за профессиональными стилистами и новостями моды, штудирую книги об истории индустрии и мечтаю о встрече с Анной Винтур.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.