Смотреть
15 августа 2020

Что почитать про женщин в искусстве: 8 книг на английском языке

Очерки и эссе, каталоги выставок и альбомы фотографий.

Музей «Гараж»
Музей «Гараж»
Филантропическая организация.
Изображение

Живопись, архитектура, дизайн, фотография — в мире выходит много работ, посвящённых осмыслению женского вклада в разные виды искусства. Многие из них ещё не переведены на русский язык — надеемся, что это вопрос времени. А пока вместе с Марией Лифановой из книжного Музея современного искусства «Гараж» рассказываем, на что точно стоит обратить внимание.

Women, Art and Society

Whitney Chadwick

Ставший классикой ещё в своём первом издании 1990 года, массивный очерк истории женского искусства Чадвик строится на простой гипотезе: выдающиеся художницы никогда не были «исключением» из своего пола — как в Средние века, так и в наше время. 

Фокусируясь на истории становления отдельных деятельниц в сфере искусства, авторка предлагает критически осмыслить не только работы художниц, но и парадигму их восприятия современниками и исследователями. Это помогает выяснить, что именно поставило на женское искусство клеймо маргинальности и почему никто не решался от него избавиться вплоть до расцвета женского самосознания в 1970-х годах. 

Расширенное издание, о котором идёт речь, также включает в себя отдельную главу-очерк эволюции феминисткой критики, обратившейся в течение последних 40 лет к проблемам классовости, расовой принадлежности и сексуальности. Книга, с которой стоит начать ознакомление с проблемой сексизма не только в художественной среде, но и в среде художественной критики.  

Women Artists in Paris, 1850–1900

 Laurence Madeline

Это издание — каталог одноимённой выставки American Federation of Arts, собравшей 90 работ 37 художниц, оказавшихся в непростое время в непростом месте: Париже конца XIX века. Это время зарождения авангардных течений и харизматичных личностей их «отцов», переворотов в академической среде и первых «женских» выставок.

Визуальный ряд репродукций сопровождается эссе о том, как в «феминный» импрессионизм ушли мужчины, а женщины взялись спасать высокие жанры. Как биологическими предрассудками объясняли непригодность женщин к творчеству, пока они протестовали против салонной системы. Как Париж стал центром женской эмансипации европейских художниц и как они боролись с системным игнорированием в других странах. 

Через весь каталог нитью проходят истории таких известных фигур, как Мари Бракамон, Берта Моризо и Элизабет Више-Либерн, сплетая полотно из жизней и творчества малоизвестных художниц, вместе перевернувших наше общее представление об искусстве.

Women House

Camille Morineau, Lucia Pesapane

Процесс профессионализации женского искусства, о котором писала Чадвик и на заре которого творили героини предыдущего издания, оказался длиннее, чем нам хотелось бы думать. 

«В 1960-х мне говорили, что я не могу быть женщиной и художником одновременно», — рассказала Джуди Чикаго в интервью к выставке Women House, прошедшей в парижском Музее 11 Conti, в честь которой издали одноимённый каталог. 

Women House — это одновременно и дань созвучному проекту Чикаго и Мириам Шапиро (Womanhouse, 1972), и рефлексия над пересечением понятий «женщина» и «пространство» спустя 50 лет после развития феминистками второй волны дискурса о сконструированном образе домохозяйки. 

Выставка, как и её каталог, подытоживает многолетний процесс осмысления темы, обращая внимание зрителя на творческий потенциал домашнего пространства для женщины — о чём говорила Вирджиния Вульф ещё в начале прошлого века. Так концепт дома в глазах 39 художниц и кураторок экспозиции разрастается до «дома-тела», «дома-родины», «дома-мира». 

Cindy Sherman: That’s Me

Cindy Sherman

Сложно говорить о женском взгляде в искусстве и не вспомнить о Синди Шерман, ретроспективная выставка которой проходит сейчас в Национальной портретной галерее в Лондоне. 

Выставка и её каталог — результат пятидесятилетнего творческого пути художницы начиная с хрестоматийных чёрно-белых Untitled Film Stills и заканчивая работами последних лет, общий знаменатель которых — взаимодействие Шерман с одержимым образами обществом, в котором женщина воспринимается как немая картинка. 

Where Are the Women Architects?

Despina Stratigakos

Сколько нам придёт на ум мужских фамилий архитекторов, а сколько — женских? Большинство из нас вряд ли назовёт кого-то помимо Захи Хадид, получившей Притцкеровскую премию в 2004 году. Это небольшое издание — сборник эссе на тему места женщины во всё ещё мужском, стоит признать, ремесле архитектуры и проектирования. 

Ёмко обрисовав историю возникшего в 1870-х годах «женского вопроса» в искусстве архитектуры вплоть до феминистского дискурса второй волны, Деспина Стратигакос затрагивает проблемы статуса архитекторок в XXI веке, «стеклянного потолка» в мире архитектурных премий и наград и важности освещения женского вклада в данную сферу в медиа. 

Озаглавленное риторическим вопросом, издание не пытается дать на него ответ, но делает нечто более важное: объясняет, почему мы не можем ответить на этот вопрос даже спустя век активного сопротивления.

Women Design: Pioneers in Architecture, Industrial, Graphic and Digital Design from the Twentieth Century to the Present Day

 Libby Sellers

Следует ли нам фокусироваться на гендерном аспекте истории искусств, когда мы хотим заговорить о женском вкладе в него? Да, отвечает историкесса дизайна и кураторка Либби Селлерс в предисловии к своему изданию. Ведь даже если пол — это конструкт, навязанный извне, не сделать на нём акцент, значит, в который раз навесить на женщин ярлык маргинализированного меньшинства, а их деятельность сделать ещё более невидимой. 

Снова промолчать о женщинах в разговоре об истории дизайна — значит, описать её неполно, с большими пробелами, лишить её десятков персоналий пионеров и новаторов, критиков и преподавателей. 

Women Design — иллюстрация того, как женщины, вынужденно работавшие на периферии общего течения дизайна, невольно осваивали его принципиально новые области, на которые ещё не успела распространиться мужская гегемония, таким образом сформировав наше современное представление об облике вещей. 

Помимо критических эссе, издание собрало портфолио 21 дизайнерки из всех сфер индустрии — от художественного текстиля до диджитал-дизайна, включая таких хрестоматийных личностей, как Лора Ламм, Нери Оксман и Легла Виньелли. 

Women War Photographers: From Lee Miller to Anja Niedringhaus

Anne-Marie Beckmann, Felicity Korn

Каталог к одноимённой выставке, недавно прошедшей в дюссельдорфском музее Кунстпаласт и собравшей работы восьми фотографок, посвятивших свою жизнь документированию самых горьких событий человечества, начиная с Гражданской войны в Испании (чёрно-белая фотография Герды Таро) и заканчивая региональными конфликтами последних лет (репортажи Кэролин Коул из Ирака и Либерии). 

Цель проекта и его каталога — позволить увидеть глазами женщины войну, у которой, как мы привыкли слышать, «не женское лицо». На примере деятельности нескольких выдающихся репортёрок кураторки выставки рассказывают о том, что значит — быть военным репортёром и женщиной одновременно, каково снимать военные столкновения без защитной экипировки и права работать на поле сражения. Как гендерные стереотипы мешают и помогают во взаимодействии с мирным населением и каково жить после всего увиденного. 

Сопровождающие визуальный ряд эссе раскрывают манеры работы фотографок через призму их биографий, показывая, как по-разному женщины могут видеть одно и то же — уродство и бессмысленность войны.

Girl on Girl: Art and Photography in the Age of the Female Gaze

Charlotte Jansen

Энциклопедия женского взгляда в мире фотографии, авторка которой, Шарлотта Дженсен, задаётся вопросом: «Почему женщины вообще фотографируют женщин?»

Собравшее работы сорока художниц из 17 стран издание иллюстрирует зародившийся в последние несколько десятилетий процесс «отвоёвывания» женщинами права на собственное изображение с помощью разных приёмов и жанров: от портретов южноафриканских лесбийских пар Занеле Мухоли до нарочито искусственных натюрмортов Фиби Шмидт, от кислотно-розовых образов подростковой девичьей идентичности до кадров эротического и креативного контакта между художницами Аманды Чарчиан. 

Все вместе они рассказывают о женской борьбе с тиранией образа, выстраиваемого мужчинами на протяжении всей истории изображения, начиная с исторической живописи и заканчивая глянцем.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий