Знать
2 апреля 2020

«Я не хотела быть спонсором жестокости». Что такое этичная косметика и где её купить

Наш автор Яна Гарбовская пользуется этичной косметикой и считает, что так должны делать все.

7

Косметика бывает декоративной и уходовой, люксовой и из масс-маркета, а ещё — этичной и неэтичной. Яна Гарбовская пользуется этичной косметикой и считает, что так должны делать все. В этом материале она рассказывает почему.

Почти шесть лет назад я стала вегетарианкой. После этого я начала больше узнавать про то, как животных используют в совершенно неожиданных сферах нашей жизни. Например, в тестировании косметики. Оказалось, что по незнанию я становилась спонсором жестокости, просто покупая крем для лица. 

Постепенно я заменила всю свою косметику на этичную — то есть ту, которая не тестируется на животных (по-другому её называют косметика без жестокости или cruelty-free-косметика). Это практически не требует усилий кроме того, чтобы однажды разобраться в вопросе и запомнить этичные бренды.

Почему тесты косметики на животных — это плохо

Вся косметика перед попаданием на прилавки должна проходить специальные тесты. Раньше все они проводились на животных, но сейчас есть много альтернативных способов. В России нет законодательства, которое обязывало бы проводить тесты именно на животных — это всегда выбор производителя. 

Этичная косметика не всегда веганская, а веганская — не всегда этичная. 

Веганская косметика не должна содержать в себе продуктов животного происхождения, при этом она может быть протестирована на животных. Бывает и наоборот. 

Ещё не всегда этичная косметика — натуральная. 

Да, часть компаний, которые задумываются о производстве без жестокости, действительно производят косметику из природных материалов и поддерживают «эко», но это не правило.

Обычно мы не знаем, что происходит с продуктами до того, как они попадут к нам в косметичку. Часто это довольно жуткие вещи, которые поддерживают многие крупные компании, например, Johnson&Johnson, Maybelline, MAC Cosmetics, Nivea и ещё сотни брендов, которым мы привыкли доверять. 

Осторожно! Дальше будет описание жестокого теста на животных. Если вы впечатлительны, пропустите текст ниже и сразу переходите к пункту «Альтернативные методы тестирования косметики».

Допустим, производитель косметики хочет протестировать шампунь на животных. К сожалению, в лаборатории зайчику не просто помоют шёрстку и посмотрят, что получится.

Один из опытов, которые проводят на животных при тестировании косметики, называется тест Драйза. 

Кроликам на определённое время (от 24 часов до 14 суток) на роговицу глаза наносят 0,5 грамма косметики и ждут, пока не наступит повреждение роговицы. Вам когда-нибудь попадал в глаза шампунь? А представьте, что вы не смыли его сразу же, а испытываете эту боль 14 дней, не имея возможности даже потереть глаз рукой.

В Европе и США всё же применяются некоторые меры по смягчению жестокости тестов. Например, слишком раздражающие вещества и химикаты должны проходить предварительное тестирование не на животных. И если тесты показывают негативные последствия, то тест Драйза не проводится.

Альтернативные методы тестирования косметики

«Не на людях же тестировать!» — частый аргумент в защиту тестирования косметики на животных. Альтернативных методов проверки свойств косметики несколько, и один из них — действительно тестирование на добровольцах. Контрольная группа получает готовый продукт и использует его несколько месяцев под наблюдением дерматологов (но никаких жестоких опытов!). 

На этапе производства самый популярный метод — тестирование in vitro (в пробирке). У здорового человека берут пункцию кожи, из неё в искусственных условиях выращивают клетки человеческого эпидермиса. На этой искусственной коже потом и проводятся исследования. 

Таким способом можно создать любые типы кожи: сухую, с морщинами, с воспалениями. Стоимость такого метода ниже, а эффективность выше, чем у традиционных тестов (очевидно, что предназначенные для человеческой кожи средства лучше на ней же и тестировать). 

В отчёте National Academy of Science 2007 года было подтверждено, что тестами in vitro можно частично (а в будущем, возможно, и полностью) заменить испытания на животных.

Ещё один метод — компьютерное моделирование. Он помогает предсказать свойства химических соединений по описанию их структур. Так можно выявить потенциально опасные и неэффективные продукты. 

Подробнее про эти и другие альтернативные методы тестирования косметики можно почитать в докладе компании LUSH «Как обеспечить безопасность косметических средств без тестирования на животных».

Этичная и «обычная» косметика: что эффективнее

На этот вопрос нельзя ответить однозначно: всё зависит от конкретного продукта и задачи, которую вы хотите решить. Это как сравнивать, какие овощи полезнее: круглые или продолговатые.

В целом всю косметику можно разделить на базовую и активную. Базовая косметика выполняет простые функции: увлажнение и очищение. Активная помогает справляться с задачами посложнее: например, убрать постакне и пигментацию. 

Простой недорогой крем может отлично увлажнять кожу, но не содержать в себе активных ингредиентов. Поэтому он не будет так эффективен для выравнивания цвета лица, как, например, сыворотка с витамином C. Так что сравнивать стоит не этичную и «обычную» косметику, а конкретные продукты. 

Например, моя косметичка полностью состоит из этичных средств, активных в том числе. И они меня полностью устраивают. Иногда приходится искать «свои» тюбики, чтобы подобрать эффективный уход — но так происходит с любой косметикой. 

Как понять, этичный ли бренд

Первый способ — проверить, есть ли на упаковке средства значок кролика, который обозначает этичность. Но с этим стоит быть внимательнее и следить за тем, чтобы значок выглядел так, как в перечне сертификатов этичной косметики

Второй способ (самый верный) —  проверить присутствие бренда в чёрном или белом списке зоозащитной организации РЕТА. Это организация, которая борется с тестами на животных и составляет самые полные списки этичной и неэтичной косметики. Активистская деятельность этой организации может вызывать споры, но претензий к их спискам нет: пока это самая полная и точная информация об этичной косметике.

Есть ещё понятие «серый список»: например, когда компания сама по себе этичная, но принадлежит крупному неэтичному концерну. Или в целом она без жестокости, но отдельные продукты тестируются на животных. Или продаётся в Китае, где тестирование на животных обязательно. «Серого списка» не существует в буквальном смысле, это, скорее, определение, которое используют активисты и покупатели, чтобы обозначить такой вид косметики.

Третий способ — проверить этичность косметики на ресурсе marpeta.com. Это сайт Маргариты Морозовой — она ведёт блог об этичной косметике в инстаграме* и связывается с брендами, чтобы проверить их на этичность. В списках Марго больше вероятности встретить российскую компанию.

Бывает так, что бренда нет ни в одном из списков. В таком случае можно попробовать написать производителю самостоятельно и попросить представить документы, подтверждающие этичность. Вполне возможно, что компания cruelty free, просто ещё не успела попасть под проверку активистов.

Где купить этичную косметику

На самом деле, найти этичную косметику гораздо проще, чем кажется. Этичные бренды продаются в популярных косметических магазинах, например, в «Рив Гош» или в «Золотом яблоке» (в нём есть целые стенды с этичной косметикой). Иногда этичные бренды можно встретить даже в продуктовых супермаркетах.

Посмотрите на этот список, наверняка что-то из него если не стоит у вас на полке в ванной, то точно постоянно попадается на глаза в магазинах: Lime Crime, Lush, Urban Decay, Organic Kitchen, The Body Shop, Dr. Konopkas, Marble. И это только несколько названий навскидку.

Можно покупать этичную косметику в интернете. Например, она продаётся на iHerb (в поиске нужно поставить галочку «этичный продукт») и на 4fresh (при фильтрации товаров нужно выбрать один или несколько сертификатов этичной продукции).

Вот несколько этичных продуктов, которыми пользуюсь я сама:

Очищающий гель Acure Brilliantly Brightening

Мицеллярная вода для снятия макияжа Levrana

Матовая помада  LIME CRIME velvetines

Часто этичная косметика стоит даже дешевле неэтичной. Возможно, потому, что бренды ещё довольно новые и таким способом завоёвывают себе популярность на рынке. Но конечно, не вся этичная косметика недорогая: cruelty-free-бренды есть в разных ценовых сегментах.

Если для вас важна забота о животных, то переход на этичную косметику — несложный способ поддержать свои принципы. А ещё это интересно и позволяет найти для себя много новых брендов, которые раньше не попадались на глаза.

Иллюстрации: Ольга Селепина

А вы пользуетесь этичной косметикой?

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Андрей Вдовенко
03.04.20 00:06
https://vk.com/wall-49516543_9134 Вот здесь Amway официально об этом говорит.
Элина Винокурова
03.04.20 10:32
| изменено
Отсутствие компании в белом списке PETA и её присутствие в чёрном списке marpeta означают, что официальные заявления компании не подтверждены. Если вы считаете, что зоозащитники ошибаются, вы можете направить туда запросы с просьбой пересмотреть позицию.
Ra Ga
24.08.20 20:32
Ну на самом деле не так много сейчас производителей кто действительно заботится о этичности. Покупала недавно в ашане маску фабрик-косметолоджи и вот там утверждается на упаковке, что всё нормально в этом плане. Подскажите ещё этичные бренды косметики, которыми Вы сами пользовались ?
Alisa Shlyor
09.12.21 22:10
Как раз совешаю глобальный переход с эко на этичную и эко+этичную косметику. Потому что далеко не вся экохимия этична.
Читайте также
Россияне рассказали, что им портит настроение в новогодние праздники
Зумеры поставили Михаила Боярского на первое место в рейтинге советских крашей
Курсы «о браке и любви» для студентов и защита моделей от харассмента: главное о правах женщин за неделю
3 вещи, которые помогут во время предновогодней генеральной уборки
В России массово закрываются маникюрные студии. К этому привели три причины
Как сдать сессию, не отчислиться и не сойти с ума