Весной 2024 года вышел приключенческий комедийный сериал «Цирк!». Действие происходит в московском цирке, и, помимо актёров, в проекте задействованы тигры, слоны, обезьяны, медведи и другие звери. Авторка «Горящей избы» Саша Подольникова размышляет о том, почему использование животных в развлекательных шоу — очень плохая идея.
О чём история, и кто её создатели
По сюжету трое парней оказываются в полицейском участке — стащивший чужой бумажник воришка, жертва кражи и горе-жених, пытающийся избежать свадьбы. Не особенно разбираясь, кто прав, а кто виноват, троицу приговаривают к году исправительных работ… в цирке. Теперь они что-то среднее между ассистентами, стажёрами и подсобными рабочими. Парни помогают артистам репетировать, дрессировать животных и выступать.
Животные активно вовлечены в сюжет: тигры прыгают сквозь горящие обручи, медведи танцуют на арене, обезьяны ловко жонглируют. На сцену выводят слона, лошадей, пуделей, и все они исполняют трюки. Впрочем, взаимодействие человека и зверей не ограничивается представлениями. Например, в одной из серий тигр с дрессировщиком снимаются в рекламном ролике. В другой серии из цирка по недосмотру сбегают все животные. В третьей — одетый в шкуру медведя стажёр дразнит всамделишного медведя и едва уносит ноги.
За проектом стоят Фёдор Бондарчук и представитель известной цирковой династии Эдгард Запашный — они выступают продюсерами. Вместе с братом Аскольдом Запашным Эдгард руководит Большим Московским государственным цирком. Частично сериал снимали здесь, частично — в Самарском цирке имени Олега Попова. Животных для съёмок предоставили два этих цирка, а также итальянский цирк Togni.
В 2023 году цирк Запашных оказался в центре скандала. Телеграм-канал Mash опубликовал кадры репетиций, на которых тигров поливают водой из водомётов и бьют палками. Зоозащитники подавали в Следственный комитет заявление о жестоком обращении с животными, однако уголовное дело не завели. Эдгард Запашный заявил, что в их цирке действительно «используют палки, водомёты и холостое оружие», но только когда животные начинают драться между собой. Ранее братья Запашные обвинили депутатов и зоозащитников в том, что те не разбираются в специфике работы в цирке и хотят «хайпануть» на теме защиты цирковых животных.
Цирк Togni также вызывал беспокойство зоозащитников. После того как на территории Италии были запрещены цирки с животными, труппа Togni выехала в Россию и провела 10 месяцев, выступая в различных городах от Казани до Владивостока. В 2019 году Eurogroup for Animals, общественная организация, борющаяся за права животных, обратила внимание, что, помимо участия в цирковых представлениях, экзотических животных выводили в город для развлечения публики. В том числе горожанам предлагали покататься на слонах. Сотрудники Eurogroup for Animals и российского центра защиты прав животных «Вита» посчитали это недопустимой эксплуатацией животных.
Как животных использовали в развлекательных целях
Публичные цирковые шоу с животными появились в 1831 году, когда французский дрессировщик Анри Мартен во время выступления вошёл в клетку с тигром. В 1838 году американский укротитель диких зверей Исаак Ван Амбург на выступлении засунул голову в пасть льва и начал гастролировать с этим номером по миру. Оба артиста выступали с животными и в цирковых, и в театральных спектаклях, демонстрируя, что человеку под силу «покорить» диких животных. На подмостки выходили слоны, медведи, тигры, обезьяны и лошади. Они танцевали под музыку, по команде вставали на задние лапы, прыгали через препятствия. В США особенной популярностью пользовались слоны. Если в первой трети XIX века в цирках их были единицы, к началу XX века количество возросло до нескольких десятков. В середине XIX века появились цирковые династии, которые специализировались на дрессировке животных. Так, швейцарская семья Кни и итальянская семья Тоньи славились работой не только со львами и тиграми, но и с жирафами, бегемотами и носорогами.
Кроме непосредственно представлений, примерно с 1870-х до середины XX века в цирках показывали зверинцы. Животных выставляли в ряд в палатках, фургонах и передвижных загонах, и, прежде чем пройти к арене посмотреть выступление, зрители могли рассмотреть зверей. В некоторых европейских цирках эта практика сохранялась до XXI века.
В кино животных снимали почти с самого появления этого вида искусства. Одним из первых фильмов с участием собаки считают короткометражку «Спасённый Ровером» (1905). По сюжету пёс ведёт хозяина по следу похитителя, укравшего его ребёнка. В фильме «Чёрный кот» (1934) кошки становятся символами сатанинского культа и часто мелькают в кадре, пугая главного героя. Уже в раннем кинематографе в батальных сценах появлялись лошади: от «Рождения нации» (1915) до «Унесённых ветром» (1939). Обезьян, исполняющих хитрые трюки, можно увидеть в голливудской комедии «Обезьяньи проделки» (1952). Тигров в клетках, гуляющих по кораблю и плывущих по морю, — в советском «Полосатом рейсе» (1961).
Годы спустя животных — и одомашненных, и экзотических — продолжают снимать в популярных проектах. Вспомним «сагу» о собаке по кличке Бетховен, долгоиграющий сериал о псе-полицейском «Комиссар Рекс» и его российский аналог «Возвращение Мухтара». Или обезьяну-капуцина Марселя, который жил у Росса из «Друзей», переворачивая его квартиру вверх дном, а потом по сюжету снимался в кино и рекламе.
Животных приводят в качестве «гостей» на телевидение. Так, в 2015 году Эдгард и Аскольд Запашные вместе с тигром появлялись на шоу «Вечерний Ургант». Позднее Эдгард привозил львёнка на программу Юлии Меньшовой «Наедине со всеми»: примечательно, что зверь всячески вырывался из рук дрессировщика.
Почему вовлекать животных в цирки и другие развлекательные проекты — сомнительная затея
Животные не могут дать согласие на участие в развлекательных шоу
Когда человек решает стать цирковым артистом или сниматься в кино, свой выбор он делает осознанно. Он существо разумное и способен понять, что именно ему предстоит делать. Животные на это не способны, поэтому их участие в весёлых представлениях фактически основано на принуждении.
Скажем, если актёры сериала «Цирк!» по доброй воле пришли на кастинг, прошли отбор и оказались в кадре, условного тигра или медведя просто привели на съёмочную площадку и заставили работать — ни о каком выборе не может идти речи. Поэтому само участие в подобных шоу живых существ, которые очевидно не способны дать на это осознанное согласие, — неэтично по умолчанию.
Развлекательные шоу причиняют животным физический и ментальный вред
В животных не заложено природой умение делать трюки: этого добиваются искусственно. Порой — применяя насильственные манипуляции. В 2013 году зоозащитный центр «Вита» опубликовал расследование, в котором рассказывалось о жестоком обращении с животными в одном из российских цирков. Сотрудница центра устроилась туда на работу и стала свидетелем насильственных методов дрессировки. Кенгуру и коз били за неправильное исполнение трюков, обезьянам ломали суставы, морским львам урезали привычную порцию еды, чтобы те ослабели и легче поддавались укротителям.
Кроме того, в расследовании говорилось о плохих условиях содержания зверей: они проводили в тесных тёмных клетках около двадцати часов в сутки.
«Клетка для медведей примерно 1,5 × 1,5 × 1,5 метра. Животное не может даже полностью выпрямиться. Клетки без всяких приспособлений для развлечения. Для кошек — 1 × 2 × 1 метра примерно на десяток кошек, и в клетке нет ничего, кроме полки и лотков. Обезьянам — 0,8 × 2 × 1,5 метра — тоже пустые клетки, без оборудования. Как объяснил цирковой ветеринар, клетки у медведей специально всегда делаются такими маленькими, для того чтобы медведя было легче, безопаснее „брать“ при выходе на манеж».
Вита.Центр защиты прав животных
«Выйти на манеж — единственное развлечение для зверей. Повторяющийся, выполняемый на протяжении всей жизни один номер, одно и то же действие. Для животного оно не имеет смысла, кроме того, что после его наконец покормят. Конечно, зрители могут сделать вывод, что некоторые животные с охотой выходят на манеж. Но мы не задумываемся, что же они имеют, кроме этих 15 минут на 13 метрах манежа».
Вита.Центр защиты прав животных
Отчёт Eurogroup for Animals о проблемах использования животных в цирках подтверждает, что жестокие практики распространены в мировых цирках. В числе прочего в документе говорится, что цирковые трюки приводят к болезням суставов у животных. Например, слоны во время выступлений встают на задние лапы, а это неестественное положение; в результате у них возникают грыжи. Кроме того, выступления часто связаны с резкими звуками и ярким светом на арене или съёмочной площадке, и это провоцирует у большинства животных стресс — не только у диких, но и у домашних вроде кошек и собак.
Также в отчёте отмечают: условия содержания животных в развлекательных проектах в худшую сторону отличаются от естественной среды обитания. Зверей часто содержат в тесных клетках и вольерах и куда в меньших группах, чем они обычно живут в природе. Социальных животных (например, слонов) это психологически угнетает. Как и раннее отлучение детёнышей от матери, необходимое, чтобы как можно раньше начать дрессировку.
Частые переезды, с которыми сопряжена цирковая жизнь, негативно сказываются на ментальном состоянии экзотических зверей: так, во время перемещений у тигров и носорогов зашкаливают гормоны стресса.
Как можно противостоять эксплуатации животных
Постепенно общество становится экологически осознаннее. В публичном пространстве всё чаще звучат слова об ответственности человека перед природой, в том числе перед животными. Активисты пытаются донести до общества, что базовые права животных должны соблюдаться и что человек не должен лишать их здоровья и безопасности. Критикуется спесишизм — когда один биологический вид считается более достойным жизни, чем другой, а на вершине этой иерархии стоим мы, люди.
Крупные общественные инициативы продвигают этичное уважительное отношение к животным. Так, The Human League борется против жестокого обращения с животными, которых выращивают для употребления в пищу. People for the Ethical Treatment of Animals (PETA) выступает против проведения над животными опытов, разведения домашних питомцев с целью продажи и использования животных в индустрии развлечений. Eurogroup for Animals борется за права экзотических и одомашненных животных, в том числе за регулирование численности бездомных кошек и собак. Такую же миссию разделяет организация Four Paws. Вместе с Eurogroup for Animals она запустила масштабную кампанию против использования животных в цирках.
Я придерживаюсь мнения, что каждый может внести вклад в борьбу с использованием животных. И для этого необязательно быть активистом и присоединяться к какой-либо организации.
Не поддерживать шоу с животными
Я не помню, как меня водили в детстве в цирк: скорее всего, была тогда слишком маленькой. Зато помню, как лет в 10–11 увидела на улице возле Эрмитажа медведя на цепи. Видимо, цирк сдавал его «напрокат» в качестве аттракциона для прохожих. Дома я рассказала взрослым, что мне очень жаль мишку и что у него был грустный вид. Взрослые начали убеждать меня, что это всё ерунда и что медведю хорошо и комфортно. Думаю, это то, чего не стоит делать ни в коем случае. Наоборот, по мере сил нужно рассказывать детям, что зверям в цирках и на прочих увеселительных площадках отнюдь не весело.
Необязательно читать ребёнку лекцию об эксплуатации животных — можно объяснить доступным языком, почему не нужно ходить в цирки. Недавно я купила десятилетнему брату книжку с картинками под названием «Цирк не для всех». Там рассказывается история тигра, который жил в цирке, где его заставляли прыгать через обруч и в воспитательных целях пугали громкими звуками и поливали водой. Тигр был несчастен. А когда его спасли из цирка, он перебрался в заповедник и наконец зажил счастливо. Думаю, это удачный и нескучный пример того, как можно донести до детей этическую позицию.
«Но детям доставляет радость ходить в цирк на представления», — бывает, возражают мне старшие члены семьи. Однако детских представлений, где не участвуют животные, великое множество. Например, на свете существуют театры. А если уж так хочется в цирк, можно выбрать тот, что не использует животных.
То же самое касается теле- и кинопроектов, где задействованы животные. Поддерживая проект рублём или даже лайком, нелишним будет напомнить себе, что зверь не выбирал участвовать в шоу. И что сколько бы дисклеймеров «Ни одно животное не пострадало» ни поставили авторы, нельзя быть уверенным, что это правда так.
Публично рассказывать об эксплуатации животных
Чтобы сдвинуть проблему с мёртвой точки, нужно как минимум о ней говорить — здесь ничего нового не придумали.
Violence lives in silence — любят повторять активисты по борьбе с домашним насилием. То же самое работает и с жестоким обращением с животными.
Чем больше мы публично говорим о нём, тем большее количество людей начнёт понимать, как это ненормально.
Поэтому стоит привлекать внимание к этому вопросу, рассказывать друзьям, коллегам, знакомым, подписчикам в соцсетях о негуманном отношении к животным в цирках. Предавать огласке имена тех, кто позволяет себе эксплуатировать зверей ради развлекательных шоу и поддерживает такие проекты. Людям полезно узнать, например, что Фёдор Бондарчук профинансировал сериал «Цирк!», где снимаются животные из цирка, попавшего в центр скандала с насильственной дрессировкой. Узнать — и сделать о человеке определённые выводы.
Я стараюсь следовать этому правилу. Спорю с родственниками, которые водят своих детей на шоу с животными, убеждаю в неэтичности подобных развлечений. Вслух по сотому разу говорю, что не поддерживаю цирки. И часто обнаруживаю, что ответить на мои слова людям нечего. Они теряются и неуверенно повторяют, что в цирках с животными обращаются хорошо. Этот «аргумент» легко разбить, показав любой материал зоозащитной организации о том, как на самом деле относятся к животным в цирках. Да, человек может не поверить в это, но в его голове появится зерно сомнения — а это уже кое-что.