Весной 2024 года вышел приключенческий комедийный сериал «Цирк!». Действие происходит в московском цирке, и, помимо актёров, в проекте задействованы тигры, слоны, обезьяны, медведи и другие звери. Авторка «Горящей избы» Саша Подольникова размышляет о том, почему использование животных в развлекательных шоу — очень плохая идея.
О чём история, и кто её создатели
По сюжету трое парней оказываются в полицейском участке — стащивший чужой бумажник воришка, жертва кражи и горе-жених, пытающийся избежать свадьбы. Не особенно разбираясь, кто прав, а кто виноват, троицу приговаривают к году исправительных работ… в цирке. Теперь они что-то среднее между ассистентами, стажёрами и подсобными рабочими. Парни помогают артистам репетировать, дрессировать животных и выступать.
Животные активно вовлечены в сюжет: тигры прыгают сквозь горящие обручи, медведи танцуют на арене, обезьяны ловко жонглируют. На сцену выводят слона, лошадей, пуделей, и все они исполняют трюки. Впрочем, взаимодействие человека и зверей не ограничивается представлениями. Например, в одной из серий тигр с дрессировщиком снимаются в рекламном ролике. В другой серии из цирка по недосмотру сбегают все животные. В третьей — одетый в шкуру медведя стажёр дразнит всамделишного медведя и едва уносит ноги.
За проектом стоят Фёдор Бондарчук и представитель известной цирковой династии Эдгард Запашный — они выступают продюсерами. Вместе с братом Аскольдом Запашным Эдгард руководит Большим Московским государственным цирком. Частично сериал снимали здесь, частично — в Самарском цирке имени Олега Попова. Животных для съёмок предоставили два этих цирка, а также итальянский цирк Togni.
В 2023 году цирк Запашных оказался в центре скандала. Телеграм-канал Mash опубликовал Братьев Запашных обвинили в жестоком обращении с животными / Mash кадры репетиций, на которых тигров поливают водой из водомётов и бьют палками. Зоозащитники подавали Братьев Запашных обвинили в жестоком обращении с животными / Mash в Следственный комитет заявление о жестоком обращении с животными, однако уголовное дело не завели. Эдгард Запашный заявил «Используются палки и холостое оружие». Братьев Запашных обвинили в жестоком обращении с животными: видео раздора / MSK1 , что в их цирке действительно «используют палки, водомёты и холостое оружие», но только когда животные начинают драться между собой. Ранее братья Запашные обвинили Братья Запашные обвинили депутатов и зоозащитников в попытке хайпануть / АиФ депутатов и зоозащитников в том, что те не разбираются в специфике работы в цирке и хотят «хайпануть» на теме защиты цирковых животных.
Цирк Togni также вызывал беспокойство зоозащитников. После того как на территории Италии были запрещены Lion and Tigers and Bears, No More! — Italy Just Banned the Use of Circus Animals / Global Citizen цирки с животными, труппа Togni выехала в Россию и провела 10 месяцев, выступая в различных городах от Казани до Владивостока. В 2019 году Eurogroup for Animals, общественная организация, борющаяся за права животных, обратила внимание Italian circus crosses Russia with exotic animal performers, igniting animal rights concerns / Eurogroup for Animals , что, помимо участия в цирковых представлениях, экзотических животных выводили в город для развлечения публики. В том числе горожанам предлагали покататься на слонах. Сотрудники Eurogroup for Animals и российского центра защиты прав животных «Вита» посчитали Самое длинное и изнурительное путешествие передвижного цирка в мире? Тропические животные в зоне вечной мерзлоты / «Вита» это недопустимой эксплуатацией животных.
Как животных использовали в развлекательных целях
Публичные цирковые шоу с животными появились в 1831 году, когда французский дрессировщик Анри Мартен во время выступления вошёл Сircus in 19th-century developments / Britannica в клетку с тигром. В 1838 году американский укротитель диких зверей Исаак Ван Амбург на выступлении засунул Сircus in 19th-century developments / Britannica голову в пасть льва и начал гастролировать с этим номером по миру. Оба артиста выступали с животными и в цирковых, и в театральных спектаклях, демонстрируя, что человеку под силу «покорить» диких животных. На подмостки выходили Сircus in 19th-century developments / Britannica слоны, медведи, тигры, обезьяны и лошади. Они танцевали под музыку, по команде вставали на задние лапы, прыгали через препятствия. В США особенной популярностью пользовались слоны. Если в первой трети XIX века в цирках их были единицы, к началу XX века количество возросло до нескольких десятков. В середине XIX века появились цирковые династии, которые специализировались на дрессировке животных. Так, швейцарская семья Кни и итальянская семья Тоньи славились Сircus in 19th-century developments / Britannica работой не только со львами и тиграми, но и с жирафами, бегемотами и носорогами.
Кроме непосредственно представлений, примерно с 1870-х до середины XX века в цирках показывали Сircus in 19th-century developments / Britannica зверинцы. Животных выставляли в ряд в палатках, фургонах и передвижных загонах, и, прежде чем пройти к арене посмотреть выступление, зрители могли рассмотреть зверей. В некоторых европейских цирках эта практика сохранялась Сircus in 19th-century developments / Britannica до XXI века.
В кино животных снимали почти с самого появления этого вида искусства. Одним из первых фильмов с участием собаки считают короткометражку «Спасённый Ровером» (1905). По сюжету пёс ведёт хозяина по следу похитителя, укравшего его ребёнка. В фильме «Чёрный кот» (1934) кошки становятся символами сатанинского культа и часто мелькают в кадре, пугая главного героя. Уже в раннем кинематографе в батальных сценах появлялись лошади: от «Рождения нации» (1915) до «Унесённых ветром» (1939). Обезьян, исполняющих хитрые трюки, можно увидеть в голливудской комедии «Обезьяньи проделки» (1952). Тигров в клетках, гуляющих по кораблю и плывущих по морю, — в советском «Полосатом рейсе» (1961).
Годы спустя животных — и одомашненных, и экзотических — продолжают снимать в популярных проектах. Вспомним «сагу» о собаке по кличке Бетховен, долгоиграющий сериал о псе-полицейском «Комиссар Рекс» и его российский аналог «Возвращение Мухтара». Или обезьяну-капуцина Марселя, который жил у Росса из «Друзей», переворачивая его квартиру вверх дном, а потом по сюжету снимался в кино и рекламе.
Животных приводят в качестве «гостей» на телевидение. Так, в 2015 году Эдгард и Аскольд Запашные вместе с тигром появлялись Аскольд и Эдгард Запашные. Вечерний Ургант. 568 выпуск от 16.12.2015 / Первый канал на шоу «Вечерний Ургант». Позднее Эдгард привозил львёнка на программу Юлии Меньшовой «Наедине со всеми»: примечательно, что зверь всячески вырывался из рук дрессировщика.
Почему вовлекать животных в цирки и другие развлекательные проекты — сомнительная затея
Животные не могут дать согласие на участие в развлекательных шоу
Когда человек решает стать цирковым артистом или сниматься в кино, свой выбор он делает осознанно. Он существо разумное и способен понять, что именно ему предстоит делать. Животные на это не способны, поэтому их участие в весёлых представлениях фактически основано на принуждении.
Скажем, если актёры сериала «Цирк!» по доброй воле пришли на кастинг, прошли отбор и оказались в кадре, условного тигра или медведя просто привели на съёмочную площадку и заставили работать — ни о каком выборе не может идти речи. Поэтому само участие в подобных шоу живых существ, которые очевидно не способны дать на это осознанное согласие, — неэтично по умолчанию.
Развлекательные шоу причиняют животным физический и ментальный вред
В животных не заложено природой умение делать трюки: этого добиваются искусственно. Порой — применяя насильственные манипуляции. В 2013 году зоозащитный центр «Вита» опубликовал Международный День цирка. Жестокость российских цирков. За кулисами цирка. Расследование "Виты" 2012-2013 / «Вита» расследование, в котором рассказывалось о жестоком обращении с животными в одном из российских цирков. Сотрудница центра устроилась туда на работу и стала свидетелем насильственных методов дрессировки. Кенгуру и коз били за неправильное исполнение трюков, обезьянам ломали суставы, морским львам урезали привычную порцию еды, чтобы те ослабели и легче поддавались укротителям.
Кроме того, в расследовании говорилось Международный День цирка. Жестокость российских цирков. За кулисами цирка. Расследование "Виты" 2012-2013 / «Вита» о плохих условиях содержания зверей: они проводили в тесных тёмных клетках около двадцати часов в сутки.
«Клетка для медведей примерно 1,5 × 1,5 × 1,5 метра. Животное не может даже полностью выпрямиться. Клетки без всяких приспособлений для развлечения. Для кошек — 1 × 2 × 1 метра примерно на десяток кошек, и в клетке нет ничего, кроме полки и лотков. Обезьянам — 0,8 × 2 × 1,5 метра — тоже пустые клетки, без оборудования. Как объяснил цирковой ветеринар, клетки у медведей специально всегда делаются такими маленькими, для того чтобы медведя было легче, безопаснее „брать“ при выходе на манеж».
Вита.Центр защиты прав животных Международный День цирка. Жестокость российских цирков. За кулисами цирка. Расследование "Виты" 2012-2013 / «Вита»
«Выйти на манеж — единственное развлечение для зверей. Повторяющийся, выполняемый на протяжении всей жизни один номер, одно и то же действие. Для животного оно не имеет смысла, кроме того, что после его наконец покормят. Конечно, зрители могут сделать вывод, что некоторые животные с охотой выходят на манеж. Но мы не задумываемся, что же они имеют, кроме этих 15 минут на 13 метрах манежа».
Вита.Центр защиты прав животных Международный День цирка. Жестокость российских цирков. За кулисами цирка. Расследование "Виты" 2012-2013 / «Вита»
Отчёт Eurogroup for Animals о проблемах использования животных в цирках подтверждает WILD ANIMALS IN EU CIRCUSES. PROBLEMS, RISKS AND SOLUTIONS / Eurogroup for Animals , что жестокие практики распространены в мировых цирках. В числе прочего в документе говорится, что цирковые трюки приводят к болезням суставов у животных. Например, слоны во время выступлений встают на задние лапы, а это неестественное положение; в результате у них возникают грыжи. Кроме того, выступления часто связаны с резкими звуками и ярким светом на арене или съёмочной площадке, и это провоцирует WILD ANIMALS IN EU CIRCUSES. PROBLEMS, RISKS AND SOLUTIONS / Eurogroup for Animals у большинства животных стресс — не только у диких, но и у домашних вроде кошек и собак.
Также в отчёте отмечают WILD ANIMALS IN EU CIRCUSES. PROBLEMS, RISKS AND SOLUTIONS / Eurogroup for Animals : условия содержания животных в развлекательных проектах в худшую сторону отличаются от естественной среды обитания. Зверей часто содержат в тесных клетках и вольерах и куда в меньших группах, чем они обычно живут в природе. Социальных животных (например, слонов) это психологически угнетает. Как и раннее отлучение детёнышей от матери, необходимое, чтобы как можно раньше начать дрессировку.
Частые переезды, с которыми сопряжена цирковая жизнь, негативно сказываются на ментальном состоянии экзотических зверей: так, во время перемещений у тигров и носорогов зашкаливают гормоны стресса.
Как можно противостоять эксплуатации животных
Постепенно общество становится экологически осознаннее. В публичном пространстве всё чаще звучат слова об ответственности человека перед природой, в том числе перед животными. Активисты пытаются донести до общества, что базовые права животных должны соблюдаться и что человек не должен лишать их здоровья и безопасности. Критикуется спесишизм Speciesism, like racism, imperils humanity and the planet / UC Berkeley News home — когда один биологический вид считается более достойным жизни, чем другой, а на вершине этой иерархии стоим мы, люди.
Крупные общественные инициативы продвигают этичное уважительное отношение к животным. Так, The Human League борется The Human League. OUR MISSION / The Human League против жестокого обращения с животными, которых выращивают для употребления в пищу. People for the Ethical Treatment of Animals (PETA) выступает PETA. Our Mission Statement / PETA против проведения над животными опытов, разведения домашних питомцев с целью продажи и использования животных в индустрии развлечений. Eurogroup for Animals борется Eurogroup for Animals. Our policy areas / Eurogroup for Animals за права экзотических и одомашненных животных, в том числе за регулирование численности бездомных кошек и собак. Такую же миссию разделяет ABOUT FOUR PAWS. Animal Welfare. Worldwide / Four Paws организация Four Paws. Вместе с Eurogroup for Animals она запустила ONE MILLION SIGNATURES SUPPORTING THE END OF THE USE OF CIRCUS ANIMALS / Four Paws масштабную кампанию против использования животных в цирках.
Я придерживаюсь мнения, что каждый может внести вклад в борьбу с использованием животных. И для этого необязательно быть активистом и присоединяться к какой-либо организации.
Не поддерживать шоу с животными
Я не помню, как меня водили в детстве в цирк: скорее всего, была тогда слишком маленькой. Зато помню, как лет в 10–11 увидела на улице возле Эрмитажа медведя на цепи. Видимо, цирк сдавал его «напрокат» в качестве аттракциона для прохожих. Дома я рассказала взрослым, что мне очень жаль мишку и что у него был грустный вид. Взрослые начали убеждать меня, что это всё ерунда и что медведю хорошо и комфортно. Думаю, это то, чего не стоит делать ни в коем случае. Наоборот, по мере сил нужно рассказывать детям, что зверям в цирках и на прочих увеселительных площадках отнюдь не весело.
Необязательно читать ребёнку лекцию об эксплуатации животных — можно объяснить доступным языком, почему не нужно ходить в цирки. Недавно я купила десятилетнему брату книжку с картинками под названием «Цирк не для всех». Там рассказывается история тигра, который жил в цирке, где его заставляли прыгать через обруч и в воспитательных целях пугали громкими звуками и поливали водой. Тигр был несчастен. А когда его спасли из цирка, он перебрался в заповедник и наконец зажил счастливо. Думаю, это удачный и нескучный пример того, как можно донести до детей этическую позицию.
«Но детям доставляет радость ходить в цирк на представления», — бывает, возражают мне старшие члены семьи. Однако детских представлений, где не участвуют животные, великое множество. Например, на свете существуют театры. А если уж так хочется в цирк, можно выбрать тот, что не использует животных.
То же самое касается теле- и кинопроектов, где задействованы животные. Поддерживая проект рублём или даже лайком, нелишним будет напомнить себе, что зверь не выбирал участвовать в шоу. И что сколько бы дисклеймеров «Ни одно животное не пострадало» ни поставили авторы, нельзя быть уверенным, что это правда так.
Публично рассказывать об эксплуатации животных
Чтобы сдвинуть проблему с мёртвой точки, нужно как минимум о ней говорить — здесь ничего нового не придумали.
Violence lives in silence — любят повторять активисты по борьбе с домашним насилием. То же самое работает и с жестоким обращением с животными.
Чем больше мы публично говорим о нём, тем большее количество людей начнёт понимать, как это ненормально.
Поэтому стоит привлекать внимание к этому вопросу, рассказывать друзьям, коллегам, знакомым, подписчикам в соцсетях о негуманном отношении к животным в цирках. Предавать огласке имена тех, кто позволяет себе эксплуатировать зверей ради развлекательных шоу и поддерживает такие проекты. Людям полезно узнать, например, что Фёдор Бондарчук профинансировал сериал «Цирк!», где снимаются животные из цирка, попавшего в центр скандала с насильственной дрессировкой. Узнать — и сделать о человеке определённые выводы.
Я стараюсь следовать этому правилу. Спорю с родственниками, которые водят своих детей на шоу с животными, убеждаю в неэтичности подобных развлечений. Вслух по сотому разу говорю, что не поддерживаю цирки. И часто обнаруживаю, что ответить на мои слова людям нечего. Они теряются и неуверенно повторяют, что в цирках с животными обращаются хорошо. Этот «аргумент» легко разбить, показав любой материал зоозащитной организации о том, как на самом деле относятся к животным в цирках. Да, человек может не поверить в это, но в его голове появится зерно сомнения — а это уже кое-что.