Знать
4 июня 2021

Как женщины развивают свое дело с помощью краудфандинга: 4 вдохновляющие истории

Открыть кафе с японскими десертами или снять документальный фильм.

Planeta.ru
Planeta.ru
Краудфандинговая платформа.
день краудфандинга

7 июня в России отмечается день краудфандинга. Вместе с платформой Planeta.ru мы собрали истории четырёх героинь, которые смогли добиться успеха, используя этот финансовый инструмент. Их опыт может помочь тем, кто тоже хочет реализовать свои идеи вместе с неравнодушными людьми.

Краудфандинг (от англ. сrowd — толпа, funding — финансирование) — финансовый инструмент, при котором деньги на реализацию общественно значимой идеи собираются от обычных людей, которые в ней заинтересованы. На специализированных краудплатформах авторы создают проекты: описывают задумку, просчитывают бюджет на реализацию, снимают видеообращение, предлагают нефинансовые вознаграждения за участие. Часто краудфандинг работает как предзаказ — финальный продукт (книга, гаджет, настольная игра, аксессуар и прочее) и становится вознаграждением. Если в течение заявленного времени нужная сумма не собирается, деньги возвращаются аудитории. В этом важное отличие краудфандинга от обычного сбора донатов. 

Елена Терещенкова, переводчица и издательница, выпускает книги с помощью читателей
Собрала больше двух миллионов рублей на издание пяти книг.

Ещё в 2007 году я писала какой-то список желаний на ЖЖ, и одним было из них перевести книгу определённого автора. Делая небольшие шаги в этом направлении, я поняла, что в издательство попасть сложно: у них есть пул своих переводчиков, и новых берут не очень охотно.

Несмотря на то что я очень люблю переводить книги, мне хотелось зарабатывать этим на жизнь, а даже крупные издательства платят не очень много. Тогда я стала выходить на интересных мне авторов из США и предлагать свои услуги. Все говорили, что готовы продать права, но не готовы оплачивать перевод и продвижение книги в России, потому что для них это новый рынок. В какой-то момент я решила, что, если всем нужно издательство, я стану им сама.

Первой книгой моего издательства была «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» Линдси Гибсон. В качестве платформы для сбора средств на тираж выбрала Planeta.ru, потому что у неё гибкая модель успешности проектов: можно забрать деньги, если собрано больше половины от заявленной финансовой цели. Следующие проекты запускала тоже на «Планете». Последний проект сама площадка поддержала финансово, выкупив часть тиража для своего магазина.

Главная ошибка первой крауд-кампании заключалась в том, что я пошла в краудфандинг без аудитории.

Суммарно во всех соцсетях у меня тогда было меньше двух тысяч подписчиков, далеко не все из которых интересуются книгами по психологии. В проекте не было ни обложки, ни ознакомительного фрагмента, а для литературных кампаний этого важно.

Ещё одной ошибкой было то, что я принимала всё, связанное с краудфандингом, близко к сердцу. Тонкая кожа в деле продвижения проекта очень мешает. Я делала акцент на продвижении через знакомых, просила их рассказывать о книге и проекте своим друзьям. Писала блогерам, но мало — именно из-за тонкой кожи и боязни отказа.

Сейчас я понимаю, что отказ — это нормально. Примерно на десять обращений одно будет удачным, если подобрать лидеров мнений, которые пишут на сходную с проектом тематику, а не просто обращаться ко всем людям с большой аудиторией. Важно очень много общаться, не бояться напоминать о себе. Поначалу это может казаться сложным.

Во время последних двух проектов я сильно заранее стала рассказывать в инстаграме* о том, что делаю: показывала, как сажусь за перевод, выкладывала цитаты. Это подогревает интерес и создаёт ощущение сопричастности. Наблюдая за ходом проекта с самого начала, аудитория больше вовлекается и хочет хеппи-энда. Также я регулярно устраивала прямые эфиры с читками новых книг.

Секрет успеха следующих проектов был в удачной первой книге и сработавшем чувстве сопричастности. Многие люди писали: «Мы не знаем, про что будет ваша следующая книга, но уже её хотим».

Анастасия Березенец, основательница сети японских кафе «Тайяки»
Собрала больше двух миллионов рублей на открытие новых кафе в Петербурге и Москве.

Я не знала о краудфандинге, пока у одного из любимых блогеров Дмитрия Шамова не увидела сбор средств на выпуск книги. Я спросила у него: «Дим, а как ты это делаешь?» Он рассказал саму суть: вы придумываете интересные награды, люди их как бы покупают, тем самым внося деньги на ваш проект. Если деньги не собирают в срок, они возвращаются людям, и высылать награды тогда не нужно. 

Возникла идея: я тоже так могу. Помещение моего первого кафе было очень маленьким, всего 14 квадратов, а гостей было столько, что они уже там не помещались.

В общем, была острая необходимость в новом помещении, а я знала, что даже если продам свою комнату в Санкт-Петербурге (которую в итоге действительно продала), то этих денег на новое кафе не хватит. Мне нужно было ещё хотя бы полмиллиона. 

Тогда я проконсультировалась с Димой, начала записывать видео, писать текст, подготовила проект и стартанула. Возможно, продажа комнаты тоже сыграла свою роль — люди видели, что я не перекладываю на них всю ответственность, что со своей стороны тоже иду на определённые лишения, смелые шаги.

К тому же я очень не рекомендую расценивать краудфандинг как единственный источник финансирования — скорее это дополнительная возможность, способ достигать общих целей со своим сообществом. Мы делаем это вместе, это не одной мне нужно. Эта общность, наверное, самое ценное, что даёт краудфандинг. Она точно важнее денег и пиара.

В плане продвижения я действовала как любитель: не занималась таргетингом или работой с блогерами. Я просто продвигала эту идею в группе кафе «ВКонтакте», разложила флаеры с QR-кодами на проект в самом кафе, ну и трубила о нём на всех тематических фестивалях, где мы участвовали. 

Помог случай. Считаю, что всегда нужно оставлять место для чудес, и со мной такое чудо случилось. В одном сообществе я наткнулась на конкурс, где нужно было написать, почему ты любишь Японию. Я подала заявку, рассказала, что делаю в России японское кафе, что влюблена в культуру этой страны, и мне написали, что через неделю ко мне приедет центральный японский телеканал «ТВ-Токио»! У журналистов пооткрывались рты: в каком-то далёком северном городе чужой, холодной страны молодая девушка поставила на карту всё и делает их традиционные десерты. Благодаря этой передаче меня потом обучал японский сенсей, а в проект стали поступать деньги из Японии. 

Мне кажется, секрет успешного краудфандинга в намерении. Сработает любовь к делу, желание принести что-то хорошее людям и умение эту цель донести до аудитории. Не просто бла-бла, а чёткий концепт. Чтобы люди понимали, что ты действительно готов взять на себя ответственность и сделать этот проект. Пойдёмте со мной, давайте вместе — посыл должен быть примерно таким.

Ирина Журавлёва-Шапман, СЕO Lesfilm, продюсер и режиссёр документальных фильмов о природе
Собрала больше трёх с половиной миллионов рублей на два фильма о медведях. Фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» получил премию «Золотой орёл» как лучшее неигровое кино.

В 2015 году я приняла предложение Игоря Шпиленка продюсировать полнометражный фильм о первом годе жизни бурого медведя. Это известный фотограф дикой природы, а его брат Дмитрий — один из немногих в нашей стране профессиональных природных операторов.

Я очень верила в нашу команду, но не очень в себя как продюсера: у меня экономическое, а не киношное образование, совсем не было опыта. Но в краудфандинге синдром самозванца сильно мешает. Чтобы постоянно рассказывать о проекте и стучаться во все двери, нужно верить в себя и в то, что и как делаешь. 

Планировались длительные съёмки медвежьих семей в Южно-Камчатском заказнике. Общий бюджет фильма составлял примерно десять миллионов рублей. Оперативно начать работу удалось благодаря компании «М.Видео», которая предоставила основной комплект оборудования. Но требовалось закупить дополнительные позиции оборудования и снаряжения, продукты, отправить на место съёмок звукооператора и так далее. Посчитали, что на это всё будет необходимо примерно 2,5 миллиона рублей. Их и решили заявить в качестве финансовой цели крауд-проекта, рассчитывая, что параллельно будем искать спонсоров. 

Даже эта сумма, покрывающая всего одну четвёртую общего бюджета, довольно внушительна для краудфандинга, особенно если это первый проект  команды. В итоге нам удалось собрать даже больше 100%, но сроки сбора пришлось продлевать несколько раз.

Сбор хорошо стартовал, потому что у проекта был мощный медиаресурс — «Живой журнал» Игоря Шпиленка. Однако, как это часто бывает, после анонсирования и первых бодрых сборов ажиотаж стал сходить на нет. Буквально каждый день мы занимались распространением информации о нашей кампании, поиском инфоповодов, написанием пресс-релизов и просьб рассказать о проекте созвучные группы и страницы, обращались к лидерам мнений. Периодически опускались руки. 

Когда мы достигли отметки 50%, психологически стало легче.

Кампания продлилась шесть месяцев вместо довольно утопичных заявленных в самом начале 45 дней. Окончание кампании совпало с окончанием основного съёмочного периода, собранных денег хватило на то, чтобы окупить затраты на экспедиции и начать черновой монтаж. А потом благодаря сбору мы нашли инвестора, который стал сопродюсером проекта и дофинансировал производство и выход фильма.

На мой взгляд, главное условие осуществления любого проекта — это энергия, заложенная в него командой. Важно понимать, что несёт в себе проект,  созидательны ли цели, станет ли в мире благодаря вашему проекту больше любви. 

Второй совет — это качественно проработанная визуальная составляющая от ролика до внешнего вида страницы кампании. Важно, чтобы проект был потенциально интересен большому количеству людей. Я живу в Перми и знаю многие прекрасные, на мой взгляд, региональные истории, которые не имели успеха в краудфандинге по причине недостаточно широкой потенциально заинтересованной аудитории. Хотя, конечно, сейчас один пост лидера мнений может сделать половину дела, главное, достучаться и заразить своей идеей.

Важно, чтобы в крауд-кампании были заявлены качественные вознаграждения, которые по окончании сбора должны быть добросовестно разосланы. В каждую посылку я вложила подписанное письмо, даже если отправлялся просто набор открыток.

Недавно мы запустили второй крауд-проект — создание фильма «Мои медведи. Гималайцы». На этот раз героями картины станут гималайские медведи. Мы отправимся в кедрово-широколиственные леса Дальнего Востока, чтобы показать хрупкий мир уссурийской тайги глазами маленьких медвежат — этого малоизученного, уязвимого и очень харизматичного зверя.

Маша Грекова, основательница инклюзивных мастерских «Простые вещи» и инклюзивного кафе «Огурцы»
Собрала более трёх с половиной миллионов на инклюзивные проекты.

До запуска инклюзивных мастерских «Простые вещи» я несколько лет работала в Planeta.ru и каждый день наблюдала, как совершенно разные идеи находили поддержку благодаря обычным людям. Сам механизм краудфандинга, построенный на благодарности, кажется мне очень живым и настоящим. Когда уходила из «Планеты», не прощалась: точно знала, что буду развивать своё дело с помощью краудфандинга. 

На счету «Простых вещей» уже пять успешных проектов: мы запускали таким образом столярную мастерскую, выпускали счастливые календари, покупали муфельную печь, открывали кафе «Огурцы». Сейчас активна наша крауд-кампания по открытию «Нормального места» — альтернативного центра для досуга и встреч. 

Этот проект, вопреки всем «правилам» краудфандинга, мы запустили в пятницу вечером, перед выходными. Всего за три дня удалось собрать треть от заявленного миллиона. В Питере очень развиты пространства-сообщества, центры добрососедства. В целом люди, которые здесь живут, хотят встречаться на нейтральной приятной территории, в бережных, открытых и красивых пространствах. Поэтому у меня есть ощущение, что мы просто попали в потребность. 

Ещё до запуска проекта о нашей затее начали узнавать журналисты, но мы говорили, что будем рассказывать подробности, только когда запустим крауд-проект — чтобы привлечь к нему больше внимания. Практически сразу после запуска на «Собаке.ру» вышла большая статья о «Нормальном месте». Только после неё мы давали комментарии другим СМИ.

Мне кажется, это хорошая стратегия — найти одного, но большого, хорошего информационного партнёра, а не рассылать веерный пресс-релиз. Многие журналисты просто брали информацию из моего фейсбука* или поста Дани Александрова, участника команды «Нормального места». Это говорит о том, что важно тщательно продумывать коммуникацию везде: и в рассылках, и в материалах СМИ, и в своих соцсетях. 

Многие эксперты говорят, что для успешного краудфандинга нужно хорошо знать свою целевую аудиторию. Если честно, я максимально далёкий от всяких воронок продаж человек. Когда я пишу текст поста или описание проекта, я представляю конкретных людей, своих знакомых, которых я бы хотела видеть в «Нормальном месте», и рассказываю как бы им.

Чем больше про тебя видят и слышат, тем больше шансов, что поддержат проект. Название маячит, и человек вовлекается. Поэтому работа с информационными партнёрами в ходе краудфандинга — это работа вдолгую, на перспективу. Да и в целом проект нужно рассматривать не просто как проект, а как часть стратегии. Мы с помощью крауд-проектов значительно расширили свою волонтёрскую базу, собрали сообщество людей, которым интересно по-разному участвовать в жизни мастерских.

Оптимальный срок крауд-кампании — месяц. Если человек видит, что до конца проекта осталось много времени, он откладывает решение поучаствовать, а попозже может уже не вернуться. За долгий срок можно надоесть аудитории и самим устать от процесса краудфандинга, постоянного общения, придумывания инфоповодов. Сейчас с «Нормальным местом» мы намеренно поставили больший срок, потому что проект масштабный, есть растянутые по времени договорённости о поддержке медийных людей. Плюс с помощью краудфандинга мы привлекаем партнёров, проект служит как бы интерактивной презентацией идеи.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий