Отражение страданий, присущих депрессии, можно найти как в современных литературных произведениях, так и в народных сказках. Как писатели использовали образ депрессии и чем это может быть полезно читателям, рассказывает практикующий психолог и автор книги «Таинственный лес» Екатерина Давыдова.
Что важно знать о депрессии
Как правило, депрессия включает такие симптомы СИНДРОМЫ АФФЕКТИВНОЙ ПАТОЛОГИИ / В.А. Жмуров ‹‹Психопатология. Часть II›› , как подавленное настроение, заторможенность, общее снижение активности. Дополнительно человека могут сопровождать телесные недомогания, например хронические боли, расстройство аппетита, нарушение сна, ипохондрия. Появляются негативные установки Cognitive Triad /Science Direct относительно себя («я плохой»), мира («окружающая среда жестокая, опасная, не принимающая…»), будущего («впереди нет ничего хорошего»).
Клинически депрессию различают по длительности и степени тяжести, а для её диагностики требуется посещение врача-психотерапевта. На приёме специалист обычно спрашивает о симптомах, проводит специальное тестирование, чтобы отличить депрессию от других расстройств со сходной картиной. Дополнительно может назначить анализ крови для выявления возможных проблем в эндокринной системе, исследование мозга и нервной системы. После этого психотерапевт назначает лечение, которое может включать в себя как разные виды психотерапии, так и медикаментозную поддержку.
Как писатели описывают депрессию
Бывает, что депрессивные симптомы тесно связаны с работой организма. Например, послеродовая депрессия. Но если речь идёт скорее о душевном страдании психогенной природы, на такое состояние можно посмотреть символически. Попытаться разгадать его глубинный смысл. Иногда депрессия становится своего рода дорожкой к себе, вступив на которую мы обнаруживаем детские травмы, скрытые потребности и нереализованные потенциалы.
Глубинная психология предлагает множество ярких метафор для этого непростого состояния. У Карла Густава Юнга есть фраза: «Депрессия подобна даме в чёрном. Если она пришла, не гони её прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чём она намерена сказать».
Визит подобной «дамы в чёрном» мы видим в книге «Пообещай мне весну» Мелиссы Перрон. Главная героиня Фабьена — молодая и перспективная художница. У неё внешне всё хорошо: есть интересная работа, близкие друзья, семья, уютный дом. Но она в депрессии. По причинам, скрывающимся глубоко внутри. На сеансах с психологом у Фабьены появляется образ внутренней «зимы», которая приходит в её жизнь и ощущается как необходимый этап.
Чтобы «весна» наступила, что-то новое возникло, необходимо установить контакт с собой.
Героиня шаг за шагом исследует отношения с родителями, узнаёт тайну отца, переосмысляет отношение к труду и творчеству, разбирается с чувством вины и собственной агрессией. И в итоге находит путь к постепенному исцелению.
Сходную историю можно увидеть в автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Книга начинается с главы «Я несчастен — и не знаю почему» и продолжается путешествием назад в прошлое. Автор кропотливо ищет и находит истоки своего угнетённого состояния, постепенно залечивая душевные раны и переосмысляя былое.
Образы депрессии есть и в популярных сказках. Так, в «Гадком утёнке» Ханса Кристиана Андерсена есть эпизод, где герой оказывается один на замерзающем пруду. Ему приходится постоянно грести лапками, чтобы вода не покрылась льдом целиком. Он теряет силы и практически сдаётся, когда его спасает случайный путник. В жизни к такой позиции «утёнка на замерзающему пруду» может привести невозможность найти своё место, отвержение со стороны родителей из-за инаковости, трудности поиска себя.
Выходом из ситуации оказывается осознание того, что «свои» существуют, а значит, «со мной всё в порядке, просто я птица другой породы».
Через призму депрессии можно взглянуть и на Белоснежку. Девушка спит беспробудным сном в стеклянном гробу после того, как съела отравленное яблоко, переданное ей злой мачехой. Интерпретация тут возможна следующая: негативная материнская фигура внутри психики девушки не даёт ей жить свою жизнь, отравляет разрушительными посланиями. Возникает как бы бессознательный паттерн «не живи», «не двигайся вперёд».
Несколько сходную историю мы видим в сказке братьев Гримм «Шиповничек». Прекрасная дочь короля и королевы укололась веретеном и заснула. Вместе с ней на сто лет погрузились в сон все жители замка, а сам замок зарос таким колючим кустарником, что никто не мог пробраться сквозь его шипы.
В жизни таким «стеклянным гробом», «колючим кустарником» оказывается комплекс долженствований, самоограничений, внутренних запретов. Они и приводят к депрессивному состоянию. В сказках выходом становится появление принца. Его образ можно понимать как накопление и активацию внутреннего стержня героини, проявление самосострадания и собственного авторитета в противовес злой мачехе.
Ещё один яркий образ депрессии в литературе — кокон, сродни тому, в котором созревает бабочка. Юнгианский аналитик Мюррей Стайн рассматривает метафору формирования бабочки как стадию нашего развития. Пребывание в коконе со стороны кажется чем-то статичным, как будто ничего не происходит. Но на самом деле внутри готовится трансформация. С такого рода состоянием люди сталкиваются по мере взросления. Например, так может ощущаться пресловутый кризис среднего возраста.
Внутри депрессивного кокона невидимо для окружающих могут созреть новые смыслы, планы и решения.
О сходном пишет психолог Симона Мацлиах-Ханох: «Я рассматриваю депрессию как своего рода благотворную регрессию, как убежище, в стенах которого можно укрыться, подобно улитке, прячущейся в раковине. И там, в недрах временного небытия, отпустить поводья жизненной колесницы, чтобы дать возможность затянуться той самой душевной трещине, которая и послужила входными воротами для депрессии».
Юнгианский психолог Томас Мур говорит о так называемой «тёмной ночи души», которая может ощущаться как депрессия, но по факту является таким же естественным процессом для психики, как смена дня и ночи. Мур предупреждает, что тёмную сторону жизни не надо романтизировать, но стоит постараться понять её смысл. С такого ракурса можно совершить путешествие вглубь собственной психики. Подобно Данте, оказавшемся в сумрачном лесу, Психее, отправившейся в подземное царство Аида, Одиссею, погрузившемуся в суровые океанские волны. Такое исследование делает человека более многогранным, растит душу.
Доктор философии Джеймс Холлис и вовсе ставит перед выбором: тревога или депрессия. Вняв зову души и делая первые робкие шаги вперёд, мы начинаем беспокоиться. Но, отказываясь двигаться, подавляя душевные порывы, заводим себя в депрессивный тупик. Холлис отмечает, что душа будет призывать встать на путь реализации, взять ответственность за свою жизнь со всеми её тяготами и обязательствами, даже таким мучительным способом.
«Центр тяжести» Алексея Поляринова
«Вторжение» Марго Гритт
«Отец смотрит на запад» Екатерины Манойло
«Не говори о нём» Игоря Белодеда
Как можно использовать образы писателей в своей жизни
Одно дело наблюдать за депрессией в литературе и совсем другое — замечать её симптомы у себя. Если вам кажется, что с вашим душевным состоянием что-то не так, попробуйте пройти специальный тест по шкале депрессии Бека. Но помните, что это только самоанализ, а не постановка диагноза. И самолечение здесь не вариант. Лучше как можно скорее обратиться к специалисту за помощью.
Если вы хотите порефлексировать над смыслом депрессивных симптомов, возможны следующие варианты:
- Представьте свою депрессию как даму в чёрном, которая стучится в дверь вашего дома, чтобы передать письмо. Вообразите, что вы отворяете дверь, принимаете письмо, вскрываете его. Попробуйте сочинить текст, который, как вам кажется, будет там.
- Подумайте о депрессии как о коконе бабочки, возможно, представьте себя в нём. Считаете ли вы, что в вашей жизни назревает некий переход? Если да, то от чего к чему? Необходимо ли его ускорять, или, напротив, вам требуется время уединения и погружения в себя, чтобы внутри что-то сформировалось?
- Поразмышляйте о депрессивных симптомах как о дорожке, ведущей к незалеченным душевным ранам. Как вам кажется, какие чувства когда-то были вытеснены, подавлены как невыносимые? Они могут быть связаны с горем, эпизодами физического и эмоционального насилия, грузом вины, запрещённым гневом.
- Представьте, что депрессивные симптомы являются чем-то, укрывающим вас от каких-то неприятных жизненных обстоятельств. Может быть, отношения с супругом давно требуют открытого диалога? Или ваша текущая работа на самом деле не является местом, где вы реализуете себя в полной мере?
Стоит отметить, что подобная рефлексия может вызывать весьма тяжёлые переживания, поэтому оцените риски самостоятельной работы. Если вам кажется, что это будет непросто или даже небезопасно делать в одиночестве, обратитесь к специалисту по психическому здоровью, который будет вас сопровождать.