Голливуд продолжает седлать волну перезапусков всего и вся. 20 февраля состоялся долгожданный цифровой релиз новых «Дрянных девчонок». Двадцать лет спустя легендарный ромком превратили в бодрый зумерский мюзикл. И ему по-прежнему есть что сказать зрителю!
Как появился ремейк «Дрянных девчонок»
Разговоры о музыкальной версии начались ещё в 2013 году, когда авторы объявили The ‘Mean Girls’ Musical Is Coming to Broadway in March / The New York Times о разработке проекта — для театральной сцены. Сценарий написала Тина Фей, сыгравшая в оригинальном фильме учительницу математики мисс Норбери. На Бродвее шоу показали в 2018 году. Оно сразу же пришлось по душе критикам и зрителям и получило целую пачку номинаций на театральные премии, в том числе «Тони».
Через пару лет вдохновлённые успехом продюсеры вместе с Фей анонсировали Tina Fey Announces Movie Adaptation of Broadway’s ‘Mean Girls’ Musical / Variety киноадаптацию. К созданию привлекли «монстра» киноиндустрии Paramount и две студии по производству сериалов. Последнее подразумевало, что фильм снимают в числе прочего и под стриминг-площадки. Решение выглядело умным — учитывая, что за время пандемии человечество привыкло смотреть кино дома.
Помимо сценарной работы, Тина Фей выполнила и актёрскую: вернулась к роли мисс Норбери. Сыгравший директора Дюваля Тим Медоуз тоже вновь появился на экране. Ностальгическое трио замыкает Линдси Лохан — хотя полноценным камбэком это не назвать: актриса снялась лишь в крошечном эпизоде. Здесь сходство с оригиналом заканчивается. В главной роли — Энгаури Райс, сыгравшая в фэнтези «Привидение» и «паучьей» франшизе. В роли Реджины — певица, любимица зумеров и звезда «Сексуальной жизни студенток» Рене Рапп. Её приспешниц сыграли известная по диснеевскому фильму «Играй» Авантика (Карен) и Бебе Вуд (Гретхен) из подросткового телехита «С любовью, Виктор». В режиссёрском кресле — супруги Саманта Джейн и Артуро Перез младший, в полнометражном кино они новички.
Сюжет остался практически прежним. Из-за новой командировки мамы-зоологини Кейди приходится сменить милые сердцу кенийские джунгли на самую настоящую старшую школу. Больше никакого домашнего обучения — теперь надо не только ходить на занятия, но и искать своё место в школьной иерархии. На её верхушке — местная королева Реджина в окружении подруг. Их называют Plastics: потому что, по словам новых приятелей Кейди, они «жестокие и безжалостные». Друзья советуют держаться от них подальше, но поздно. Кейди влюбляется в бывшего бойфренда Реджины, и та ей этого не простит.
Почему ремейк «Дрянных девчонок» выигрывает у оригинала
Мюзиклы сейчас на пике популярности
Казалось бы, зачем вообще менять жанровую форму? Почему было просто не переснять ромком? Тем более столь любимый публикой. Однако стараниями крупных стримингов романтических комедий у нас в достатке. Конкурировать с продукцией, которую в промышленном масштабе производит Netflix, новому проекту было бы сложно.
Так что поместить историю школьного соперничества внутрь музыкального фильма — не самый плохой ход. Особенно принимая во внимание наследие классики вроде «Бриолина» и диснеевской трилогии «Классный мюзикл». Да и в целом киномюзиклы сейчас в почёте. Последние годы подарили нам успешных «Вонку» Пола Кинга и ремейк «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга, а в 2024 зрителя ждёт премьера «Злой». Рецепт успеха довольно прост: «старую» сюжетную основу освежают актуальными смыслами. Например, «Вестсайдская история» сделала видимыми проблемы пуэрто-риканских иммигрантов в США — для жанра это редкость.
Он использует весь потенциал жанра и соединяет его с современными приёмами
Музыкальные номера кажутся в этой истории мастхэвом — по старой доброй причине. Это простой и зрелищный способ показать, что чувствует герой. Кейди часто пользуется «звериными» аналогиями: ей кажется, школьная иерархия устроена примерно как в стае диких животных. И сцена с песнями, где ученики рычат и прыгают вокруг «львицы» Реджины, в мюзикле выглядит органичнее, чем в обычном ромкоме. Мюзикл театрален от природы. Сами песни — плюс одно выразительное средство в распоряжении актёров. В умелых руках оно придаёт сцене глубины. Каст обеих версий «Дрянных девчонок», без сомнения, талантлив, но у новой версии в рукаве ещё и вокальный козырь. Рене Рапп, проживающая в песне эмоции от стальной уверенности в себе до отчаяния, — лучшее тому доказательство.
При этом традиционные инструменты жанра авторы ловко соединяют с современными приёмами: в половине сцен герои поют, снимая себя для TikTok.
Он разбирается со стереотипами вокруг феминизма и отстаивает наше право быть собой
В фильме с Линдси Лохан действие крутилось вокруг очень токсичного и мизогинного соперничества Реджины и Кейди за самого классного парня в школе и место королевы. В финале Реджина свержена с пьедестала, а школьная тусовка признаёт Кейди королевой. Впрочем, главная героиня понимает, что не хочет быть как Реджина. И всё же этот посыл — очень в духе культуры нулевых. Тогда в типичных ромкомах вроде «Как стать принцессой» антигероинь наказывали, а «хорошие девочки» получали всё. Новые «дрянные девчонки» живут в эпоху, когда феминизм уверенно шагает по планете. Мизогиния и бодишейминг стремительно исчезают из культуры, а инклюзивность больше не кажется странным термином из иностранного словаря. В окружении Кейди — люди разных комплекций, идентичностей и цветов кожи. Реджина тоже не похожа на невероятно худую героиню Рейчел Макадамс и выглядит скорее как… обычный человек. Звучит как что-то на идеальном. На деле даже в этом инклюзивном киношном мире полно вредных и опасных стереотипов.
Ученики школы боятся Реджину, она подчиняет себе всех. Plastics не ведают, что феминизм — вовсе не про страх, доминирование и навязывание правил. «Сильной женщине надо быть сексуальной. Если ты не одета как ш***а, то это слатшейминг», — убеждённо заявляет Гретхен. «Нельзя встречаться с бывшим подруги! Это первое правило феминизма», — добавляет Карен.
Реджину представляют очень уверенной в себе девушкой, которая гордо манифестует свою силу. Через музыкальные номера фильм добавляет её образу важную черту: за внешней силой прячется уязвимый человек. Так мюзикл запросто разоблачает ещё одну установку: хочешь уважения — будь агрессивной и держи всех в кулаке. Иначе ты ничего не добьёшься. Именно это пугает героиню Рапп. Она не стереотипная злодейка, а женщина, которая боится потерять контроль. В мире, где к женским голосам прислушиваются не очень охотно, для неё это единственный способ быть услышанной. Осуждать её или желать ей наказания было бы странно. Не хотят этого и создатели ремейка. «У дрянных девчонок есть свои причины быть дрянными», — кричит нам фильм.
Как и в оригинале, в ремейке побеждает дружба. Но ремейк добавляет к этому и важный урок, который усвоят Кейди и Реджина. Феминизм — это главным образом о праве быть собой. Значит, нет необходимости показывать когти, манипулировать, соревноваться, кто круче, и пытаться быть безупречной.
По горькой иронии месседж очень резонирует с личным опытом Рене Рапп. Около года назад Рапп поделилась Reneé Rapp: ‘Mean Girls’ Musical Was ‘Harmful’ to My Health, Production Staff Said ‘Vile F—ing Things to Me About My Body’ / Variety , что во время выступлений в роли Реджины на Бродвее она боролась с ухудшением расстройства пищевого поведения. По её словам, продакшен-группа говорила о её теле «мерзкие вещи», а пресса называла её героиню «девушкой с пышными формами». «В то время как я была самого обычного, среднего размера одежды», — говорила певица. Если на вроде бы феминистском шоу женщинами навязывают некий идеал, то нам ещё предстоит много работы. И уроки, который преподносит ремейк «Дрянных девчонок», точно не будут лишними.